Наталья Исаева
Познавательная викторина в подготовительной группе «Что? Где? Когда?». Животные, растения, времена года
Викторина «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе.
Образовательная область: «Окружающий мир. Познание»
Тема: «Что? Где? Когда?»
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи:
Учить быстро отвечать на заданные вопросы, отгадывать загадки.
Закреплять знания о математических представлениях, ориентирование в пространстве, развитие речи.
Публикация «Познавательная викторина в подготовительной группе „Что? Где? Когда?“, Животные, растения, времена года» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
Развивать слуховое и зрительное восприятия, любознательность, коммуникативную речь детей. Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года.
Воспитывать в детях интерес к занятиям-играм, мотивацию к обучению; самостоятельность, доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивая их.
Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Развивать умение выполнять четко заданные инструкции.
Развивать логическое мышление, эрудицию.
Оборудование: игровое поле; столы для участников, стулья для гостей; юла со стрелочкой, вопросы в конвертах, черный ящик; таблички с названиями команд, медали; аудиозаписи на USB-носителе, магнитофон, морские камни; песочные часы (1 мин.).
Ход викторины:
Звучит музыкальная запись из одноимённой игры «Что? Где? Когда?»
- Здравствуйте уважаемые гости и участники нашей встречи! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»
На игровых столах заранее выставлены таблички с названиями команд.
- Сегодня в нашей познавательной игре будут принимать участие 3 команды:
Команда № 1: Умники (зелёная карточка)
Команда № 2: Вундеркинды (жёлтая карточка)
Команда № 3: Эрудиты (синяя карточка)
(аплодисменты участникам)
- Командам для начала нужно настроиться на игру: давайте возьмемся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло друг друга и передадим уверенность в победе своим друзьям. Глубоко вдохнем носом и плавно, медленно выдохнем ртом. Можно открыть глаза.
(Участники встают в круг, берутся за руки, выполняют действия за ведущим)
Жеребьё вка: дети поочерёдно тянут карточки с кругом определённого цвета (зелёный, жёлтый, синий, делятся на три команды.
Проходите на свои места, устраивайтесь по-удобнее и настраивайтесь на игру.
На игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На каждом конверте написана цифра, она указывает номер вопроса. На какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем и читаем задание. Знатоки должны ответить на все вопросы, которые находятся в 6 конвертах. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 балл.
- Командам необходимо выбрать капитана.
(Дети совещаются, назначают капитана)
- А теперь позвольте представить наше уважаемое жюри (выбирается 2-3 человека из гостей или родителей).
- Аплодисменты жюри!
- Тема сегодняшней игры «Что? Где? Когда?» - «Окружающий мир»!
Сегодня в этом зале «скрестят» оружие знатоки трё х команд: «Умники», «Вундеркинды» и «Эрудиты». И, как гласит устав викторины «Что? Где? Когда?» этим оружием будут - знания, находчивость, вежливость и воспитанность.
Звучит гонг.
- И для начала у нас - РАЗМИНКА. 16 вопросов, на которые вы должны отвечать быстро и правильно, а уважаемое жюри засчитывает за каждый правильный ответ по 1 баллу команде, давшей правильный ответ. Готовы? Начали!
Итак, вопросы:
1. Как называется природное явление, когда большие снежные хлопья падают на землю? (снегопад)
2. Как называются быстрые потоки воздуха? (ветер)
3. Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелётные)
4. Как называется явление природы, когда большое облако опускается на землю? (туман)
5. Что появляется на небе когда идет дождь и светит солнце? (радуга)
6. Назовите водное пространство, у которого не видно берегов и поднимаются огромные волны? (море)
7. Если затронуть это растение можно обжечься? (крапива)
8. Как называется гриб, который растет под осиной? (подосиновик)
9. Какой цветок сначала желтый, а потом белый? Дунешь и улетит. (одуванчик)
10. Какая птица лечит деревья? (дятел)
11. Дикое животное, санитар леса? (волк)
12. Как называется гриб, который растет под березой? (подберезовик)
13. Какой овощ может довести до слез? (лук)
14. Кабан – дикое или домашнее животное? (дикое)
15. Где растут жёлуди? (дуб)
16. У тополя кора, а у берёзы -? (береста)
А пока жюри подводит итоги разминки для знатоков, я предлагаю провести разминку для наших болельщиков. Уважаемые гости, отвечайте быстро и правильно:
Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи» :
- У дуба желуди, а у сосны (шишки)
- Береза кудрявая, а сосна (колючая)
- У рябины листочки, а у сосны (иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна (зеленая)
- Кто носит свой дом на спине? (улитка, краб)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
- Что такое зелёный покров Земли? (трава)
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Спасибо, уважаемые болельщики! Все вопросы озвучены, предоставляем слово жюри.
1 раунд (гонг).
Помощник ведущего крутит волчок, называет номер вопроса.
- Вопрос прислала таинственная незнакомка. Попробуйте отгадать кто она:
«Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром». (зима)
- Молодцы, да действительно это зима.
- А теперь вопросы от Зимушки – зимы:
«Узнай по описанию и объясни свой выбор». Оценивается в 1 балл.
Поочередно называется цепочка слов, знатокам нужно отгадать, о чем идет речь).
1. Длинная, холодная, прозрачная (сосулька)
2. Бурый, косолапый, неуклюжий (медведь)
3. Тёплые, пушистые, пАрные (варежки)
4. Белый, пушистый, легкий (снег)
5. Маленькая, серенькая, пугливая (мышка)
6. Ветвистая, зеленая, колючая (ель)
7. Старый, кирпичный, двухэтажный (дом)
8. Сладкое, белое, холодное (мороженое)
9. Быстрые, деревянные, лёгкие (лыжи)
- Молодцы! Жюри оценивает 1 раунд.
А мы начинаем 2 раунд (гонг) Оценивается также - 1 балл.
- Этот вопрос от иностранца – жителя другой страны. Он не понимает значения русских пословиц и поговорок. Внимание, ваша задача объяснить, почему так говорят.
- «Любишь кататься – люби и саночки возить».
- «Делу время – потехе час».
- «Семь раз отмерь, один отрежь».
На каждую пословицу даётся 1 минута на размышление. Отвечает командир команды. В случае затруднения, дети могут воспользоваться помощью зала.
3 раунд (гонг)
- Внимание! Черный Ящик!
(Звучит аудиозапись. Помощник ведущего вносит «чёрный ящик»)
Внимание, слушаем задание: «Опытные туристы утверждают, что для того, чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимы три вещи: спички, хворост и те предметы, которые находятся сейчас в черном ящике» (Камни) Вопрос: что в ящике? Минута на размышление.
В случае затруднения, игроки берут «помощь зала». Жюри подсчитывают баллы.
- Я объявляю музыкальную паузу!
Музыкальная пауза. Дети выходят на середину зала, исполняют весёлый танец (аудиозапись).
- Спасибо, а мы переходим к 4раунду. (гонг)
4 раунд - это БЛИЦ ИГРА, это значит, что нужно отвечать на вопросы как можно быстрее своих соперников. Я говорю слово, а вы должны сказать противоположное:
Добрый – злой
Весёлый – грустный
Тёплый – холодный
Чистый – грязный
Быстрый – медленный
Смелый - трусливый
Умный – глупый
Мягкий – твердый
Сильный – слабый
Вежливый – грубый
Интересный – скучный
Большой – маленький
Далеко - близко
Гладкий – колючий
Легкий – тяжёлый
Горький - сладкий
Широкий – узкий
Белый – черный
Пожилой – молодой
Низкий – высокий
Верх - низ
Толстый – худой
Много - мало
Короткий – длинный
- Для оценки этого раунда предоставляем слово уважаемому жюри.
5 раунд (гонг)
- Одна из мам нашей группы спрашивает у знатоков:
- У кого больше лап - у лисы или белки? (одинаковое количество)
- Сколько у двух зайцев ушей, хвостов, лап? (четыре, два, восемь)
- Что твёрже снег или лёд?
- Что длиннее шнурок или клубок ниток?
- Сколько углов у заячьего хвоста?
- Кто больше зайчиха или зайчонок, медвежонок или волчонок, мышонок или ежонок?
Молодцы, думаем, что мама осталась довольна ответами знатоков.
- А у нас 6 Раунд (гонг)
- Внимание, эти вопросы задают нам ребята младшей группы.
Внимательно слушайте вопросы и отвечайте «Бывает – не бывает?». Прошу уважаемое жюри наблюдать внимательно, правильно ли отвечают ребята.
Команда «Умники» :
1. Ледоход летом
2. Белка грызет орех.
3. Сидеть на облаке.
4. Листопад летом
5. Днем сияют звезды.
6. Пальто надевает девочку
7. Гроза летом
Команда «Вундеркинды» :
1. Лиса вьет гнездо
2. Дождь летом
3. Кошка ест ложкой
4. Капель летом
5. Роса зимой
6. Продавец продает смех
7. Вода высохла
Команда «Эрудиты»
1. Метель летом
2. Тигр собирает цветы
3. Радуга летом
4. Пальто стеклянное
5. Град летом
6. Лужи зимой
7. Лошадь гладит волка.
Жюри подводит итоги викторины.
- Ребята, вот и закончилась наша встреча на игре “Что? Где? Когда?”. Молодцы! Все команды играли просто изумительно! Мы вас поздравляем! Вручаем медали!
Дети выходят на середину зала. Звучит аудиозапись «Награждение знатоков».
- Уважаемые знатоки, а что вам сегодня больше всего запомнилось на игре?
- Вам понравилось быть знатоками? Спасибо всем за интересную игру, до новых встреч!