Светлана Мамонтова
Познавательная прогулка в подготовительной группе «Геологическая экспедиция» в весенний (летний) период
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- организовать практическую деятельность в природе (наблюдение);
- участвовать в общественно полезном труде в природе;
- развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;
- формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
- активизировать самостоятельную деятельность детей;
- выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;
Публикация «Познавательная прогулка в подготовительной группе „Геологическая экспедиция“ в весенний (летний) период» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Геолог. Знакомство с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
- воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;
- обеспечивать двигательную активность детей на воздухе.
Задачи. Расширить знания о профессии геолога. Формировать представление о камнях, как части неживой природе. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу (песок, почву, делать элементарные выводы. Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки. Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание. Воспитывать любовь к природе и тому, что нас окружает.
Выносные материалы и оборудование. Камни разные по размеру, по форме, по цвету; ведерко; лупа, совок на каждого ребенка; карта-схема детского сада и участка, где отмечены спрятанные камни, 2 корзины с мячами малого размера, «кочки» из плотного картона, малые обручи для тоннеля, формочки и предметы для игр с песком.
Предварительная работа: дети рассматривают энциклопедическую литературу на тему: “Горные породы” Скалы и ископаемые. А что у земли внутри? Вулканы и землетрясения. Горы. Формирование почвы. Рассматривание коллекции “Горные породы”. Заготовка эмблем для головных уборов «Юный Геолог», обучение ориентированию по карте-схеме.
Ход прогулки
Воспитатель в группе рассказывает детям о том, кто такие геологи.
Дети, вы знаете кто такие геологи? (Выслушивает ответы детей.) Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные лопатки и молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!
Ребята, давайте представим, что мы геологи. И мы сейчас отправляемся в экспедицию, не забудьте свою спецодежду! (дети самостоятельно и быстро одеваются на прогулку, используют головной убор с эмблемой). Наша задача добраться до определенного места (участок группы, и с помощью карты найти камни - “самоцветы”. Нам необходимо выбрать командира нашей экспедиции. (Предложения детей. Воспитатель спрашивает почему предлагают того или иного ребенка? (Он смелый, умный, не бросит в беде). Путь будет трудный, прошу не отставать от командира.
Дети выходят из группы на улицу.
Наблюдение. Воспитатель обращает внимание детей на состояние природы.
Ребята, какое сейчас время года? Как вы думаете, подходящее время для экспедиции мы выбрали? Правильно! Геологи отправляются в экспедицию в теплое время года – весной, летом, ранней осенью. Когда нет сильных дождей и ветров. Ведь им предстоит жить в так называемых «полевых условиях» - в палатках, пищу они часто готовят на костре. Посмотрите на небо? Не собирается ли дождь? Что мы видим на небе? (облака, солнце). Нет ли ветра? (Есть). Сильный ли ветер? (Слабый). Какой мы сделаем вывод? (дождя не будет, будет хорошая погода). Значит можно отправляться в экспедицию.
Дети строятся в одну колону и движутся вперед друг за другом выполняя различные физические упражнения
• Ходьба на носках, приставным шагом, спиной вперед;
• Бег змейкой, на носках, галопом;
• Преодоление препятствий: забраться на пенек, спрыгнуть, пролезть через тоннель из обручей, не касаясь руками земли, перейти «болото», перепрыгивая с кочки на кочку;
• Ходьба, упражнение на восстановление дыхания.
Игра “Найди камни – “самоцветы” (Готовясь к игре, воспитатель заранее прячет камешки на участке и помечает их место на карте-схеме.) Ребята! На этой карте геологи обозначили места, где они находили замечательные камни, горные породы. Нам они тоже оставили по камешку. Давайте будем искать камни. Командир даст задание каждому. Камень, который найдете, на карте зачеркивайте. Кто найдет камень, подойдет ко мне. (Дети расходятся по всему участку, ищут камни.)
Познавательно - исследовательская деятельность. Воспитатель. Ребята, к какой природе мы отнесем камни? (Ответы детей.) Ребята, давайте внимательно рассмотрим камни (дети рассматривают с помощью лупы друг у друга камешки). Все ли камешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Попробуйте найти абсолютно одинаковые камни. Что у них одинаковое? Они чем-нибудь отличаются? Можно сказать, что они одинаковые?
Вывод: камни разные по размеру, форме; встречаются одинаковые по цвету, рисунку, качеству (прозрачные – слюда, непрозрачные – гранит и т. д.).
Можно ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь. Можно ли камень поцарапать? Чем? Можно ли поцарапать? Давайте проверим, правильно ли мы предположили. Попробуйте сломать камень. Легко ли это было сделать? Давайте попробуем поцарапать камень ногтем. Остался ли след?
Вывод: камни прочные, их не поцарапаешь ногтем.
Дидактические игры и упражнения:
“Подбери к предмету признаки, действия”. Воспитатель. Ребята что мы можем сказать о камне. Камень какой? (ответы детей) Камень что делает? (ответы детей).
“Польза – вред”. Дети, давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни (строят дороги, здания, мосты и др.) Какой вред принести могут камни (навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.) Нельзя бросать камни, там, где играют дети, потому что можно навредить здоровью других людей, не желая этого.
Воспитатель. Мы продолжаем нашу экспедицию. В шеренгу по одному стройся! На первый, второй рассчитайся! (Дети делятся на две команды.)
Подвижные игры (эстафеты) :
1. “Попади в цель”. (Из каждой команды дети по очереди бросают мяч стараясь попасть в корзину.
2. “Кто быстрее?” (первый ребенок бежит, берет камень, лежащий на песке, кладет в ведро, бежит, передает ведро следующему ребенку, сам становиться позади).
3. “Чья команда быстро и правильно выложит букву” (одна команда выкладывает из камней букву А, другая У).
Воспитатель дает оценку каждой команде. «Молодцы, ребята, вы все сильные, смелые, выносливые юные геологи».
Труд. Посмотрите, как много камешков на нашем участке и все они разные. Давайте их соберем в ведро.
Дети собирают на участке камешки для коллективной работы.
Самостоятельная деятельность детей. Строительство домов из разного природного материала (песок, ветки, солома, камни).
Цель: подвести детей к тому, что самый прочный дом из камня, что трудиться вместе веселее, нужно помогать друг другу.
Воспитатель. Дети пора нам возвращаться в детский сад. Помогите, пожалуйста, отнести инвентарь в группу. Командир, распределите, пожалуйста, инвентарь среди ребят.
Последующая работа:
В группе оформить выставку “Наши находки”.
Рисование на тему “Камни бывают разные”.
Проведение сюжетной игры “Геологи”.
Используемая литература
1. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. Прогулки в природу. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. “Просвещение” 2002.
2. Емельянова М. Н., Колтунова И. Р. Исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста по освоению окружающего мира. Екатеринбург 1999.
3. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : метод. пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
4. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей 6-7 лет : программа для дет. сада и не только. - СПб. : Речь, 2011.