МААМ-картинки

Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»

Татьяна Прохорова
Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

показать обучающимся важную роль лекарственных растений на протяжении всей жизни человека; расширить кругозор учеников;

развивать словесно-логическую память, фонематический слух, инициативу, стремление к активной деятельности, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;

Публикация «Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях „Целебное лукошко“» размещена в разделах

воспитывать умение работать самостоятельно, интерес к различным видам деятельности при выполнении заданий, содействовать воспитанию информационной культуры, уверенность в своих силах, желание доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за окружающую среду.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор. Бумажная ромашка для конкурса. Травы: мята, липа, чабрец, ромашка, зверобой. Карточки-подсказки. Карточки для игры «Отгадайка». Кроссворд для каждой команды.

Ход мероприятия:

Ведущий I.

Весенние свежие травы

Покрыли луга и поля.

Оделись листвою дубравы,

Зеленой стала земля.

[Ведущий II.

В лесу теперь тень и прохлада

И воздух – целебный настой.

Вновь слышатся птичьи рулады

В глуши потаенной лесной.

Ф. И. Тютчев.

Ведущий I.

Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии «Целебное лукошко»!

Здесь у нас собрались креативные, умные и активные любители природы! Мы надеемся, что вы также блестяще будете отвечать на наши вопросы и участвовать в конкурсах!

Что вы знаете о природе родной страны?

Ведущий II.

Россия. Это громадная страна с ее необъятными просторами полей, синью рек, озер и морей, лесов с птицами и животными. Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства, имя которым – лекарственные растения, которые были и будут источником жизни и здоровья.

Ведущий I.

Восточная мудрость гласит-«Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя было бы растениями вылечить»

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Так, сибирские олени – маралы – восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи (маральего корня, которые обладают сильным тонизирующим действием, а раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение.

Ведущий II.

Люди начали изучать эти целебные растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Народная фитотерапия сохранила для современных людей бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний и применению их в области косметологии.

Ведущий I.

А сейчас мы поговорим о более важной и значительной роли этих замечательных растений в нашей жизни. Думаю, все мы знаем, какую важную дату отмечает наша страна в этом году. Растения принесли большую пользу нашим бойцам в военное время, приближали День Победы. Мощные деревья, такие как сосны, пихта, дуб служили убежищем для партизан. Мох, особенно сфагнум, был отличным средством, заменяющим вату, отлично впитывал гной и кровь, обладает бактерицидным действием, использовался при операциях.

Ведущий II.

Чтобы поддерживать иммунитет раненных и ослабленных солдат, собирали чеснок, лук, готовили различные целебные напитки из хвои, мяты. Настой из корней одуванчика мог заменить бойцам кофе. О роли растений в обеспечении голодных и измученных блокадой людей можно говорить с полной уверенностью – в столовых в начале 1942 года мы могли наблюдать в меню следующие блюда: Щи из подорожника, котлеты из одуванчиков, пюре из крапивы, биточки из лебеды.

Ведущий I.

В наше время лекарственные растения очень хорошо изучены. Их очень много (более 500 видов) в наших лесах, степях, на лугах. На сегодняшний день растения применяются не только для приготовления целебного чая и настоек, но и для изготовления лекарств (успокоительные, противопростудные и иммуномодулирующие препараты, витаминов (больше всего в растениях витамина С, А, В и К, косметики (парфюмерия с экстрактом различных растений, эфирных масел (для лечения простуды, нервозности и др.) и многого другого.

Ведущий II.

А сейчас мы немного разомнемся!Разминка не оценивается. Правила таковы: мы зачитываем вам вопрос, команда, которая знает ответ, поднимает руку. Если ответ, данный командой, неверный, другая команда, которая второй подняла руку, имеет право ответить на него и заработать один балл. Начнем!

(По очереди) :

1. Мягок, а не пух, зелен, а не трава? (Мох-сфагнум)

2. Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина)

3. Лесная трава, споры которой на Руси применяли как детскую присыпку. (Хвощ полевой)

4. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло)

5. Необычное растение, в чай добавишь – наслаждение, из неё получишь масло, в нем целебных качеств масса! (Мята)

6. Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)

7. Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. (Сосна)

8. Какие лекарственные растения носят "звериные” названия? (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник)

9. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”? (Полынь)

10. Назовите сорные лекарственные растения. (Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.)

11. Какие лекарственные растения ядовиты? (белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.)

12. Какое растение живет до 300 лет? (брусника)

Ведущий II.

Следующий конкурс-«Ромашка»! Сейчас по очереди, представители каждой команды, вытянут из ромашки лепесток с вопросом, и ответят на него в течение 30 секунд!

1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла,

морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)

3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)

4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)

5. Какие растения заживляют раны?

6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)

8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)/

9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка — календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)

Ведущий I.

Думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав. А сейчас давайте проведём конкурсы и определим лучшего знатока лекарственных трав.

Дидактическое упражнение "Определи по запаху"

(мята, душица, пижма, чабрец, ромашка, липа, тысячелистник)

Ведущий II.

Познавательная игра «На приеме у врача»

Команды по очереди. Одни врачи, а другие больные (работа в парах).

Описание игры

«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;

«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.

КАРТОЧКИ:

1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;

2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;

3) частые ангины – ромашка лекарственная;

4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;

5) бородавки – росянка, чистотел;

6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;

7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;

8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;

9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;

10) кровотечение – тысячелистник;

11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.

12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.

Ведущий I.

Конкурс «Отгадай загадки».

1. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки.

(Земляника)

2. Белые звоночки.

Белые горшочки на зеленой ножке.

(Ландыши)

3. Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

4. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый.

Только жаль, что не душистый:

(Василек)

5. Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(Репейник)

6. Носит этот мальчик!

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Одуванчик)

7. Злая, как волчица.

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же (крапива!

8. На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства-

Быть может, взглянете не так:

Кровотеченье остановит,

В Китае он – салат к столу.

Сорняк живуч:

Семян так много в плоде,

Похожим на суму. (Пастушья сумка).

9. На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы - коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

10. Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый.

И может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной. (Женьшень)

11. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

Ведущий II.

Кроссворд «Зелёная аптека»

Каждая команда получает свой кроссворд. Побеждает та команда которая быстро и правильно разгадает его.

Вопросы:

1. Лекарственное растение, получившее название за форму своих листьев.

2. Растение с жёлтыми цветками, которое любит купаться.

3. Второе название растения «кукушкины слёзы».

4. Наука о растениях.

5. Растение, чьи мелкие жёлтые цветочки собраны в корзинки.

6. Второе название «одолень-травы».

7. Часть растения, находящаяся в плодах.

8. Часть растения, закрепляющая его в земле.

9. Жёлтая кувшинка.

10. Цветок, чьи красные ягоды считаются ядовитыми.

11. Растение, капли из которого являются успокоительным средством.

Ответы:

1. Тысячелистник

2. Купальница

3. Ятрышник

4. Ботаника

5. Пижма

6. Кувшинка

7. Семена

8. Корень

9. Купавка

10. Ландыш

11. Валериана

Ведущий I.

«Отгадайка»

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений :

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающимся корешком;

Взрослое растение с цветками;

Проросток с развивающимися стеблем и листочком.

( Ответ:1. Семя; 2. Проросток с развивающимися корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками; 5. Взрослое растение с плодами и семенами.)

Ведущий II.

Ну что ж, ребята, настало время подводить итоги! Пока жюри совещаются, предлагаю вам отдохнуть!

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Закончить наше мероприятие хотелось бы такими строками:

Вот на земле огромный дом,

Под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли,

Зовётся это дом!

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме викторины «Экология и мы» Шестакова Галина Николаевна. Родительское собрание на тему «Экология и мы» Форма проведения: Викторина Цель: Повышение уровня экологической.

Конспект открытого мероприятия в старшей группе в форме игры-викторины «Знатоки птиц»Конспект открытого мероприятия в старшей группе в форме игры-викторины «Знатоки птиц» Тема: «Знатоки птиц» Цель: создание условий для выявления в игровой форме знаний детей о зимующих и перелётных птицах. Задачи: 1. способствовать.

Конспект занятия в форме игры — викторины «Наша Родина — Россия» с детьми старшей группы. ККонспект занятия в форме игры – викторины «Наша Родина — Россия» с детьми старшей группы. Тема занятия «Наша Родина — Россия»Цель: Обобщить.

Конспект НОД в форме игры-викторины «Знатоки природы» Группа – старшая Тема – «Животные» Тема НОД: "Игра-викторина «Знатоки природы»" (познавательное развитие) Цель: расширить и пополнить знания.

Родительское собрание в форме игры-викторины КВН для детей с нарушениями речи 5–6 лет и родителейРодительское собрание в форме игры-викторины КВН для детей с нарушениями речи 5–6 лет и родителей Родительское собрание в форме игры – викторины КВН в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет и родителей.

Сценарий досуга для детей подготовительного дошкольного возраста в форме викторины «Что? Где? Когда?»Сценарий досуга для детей подготовительного дошкольного возраста в форме викторины «Что? Где? Когда?» Игра — викторина «Что? Где? Когда?» Сценарий досуга для детей подготовительного дошкольного возраста разработан в форме викторины «Что?.

Сценарий игры-викторины «День птиц»Сценарий игры-викторины «День птиц» Сценарий игры- викторины «ДЕНЬ ПТИЦ» Цель мероприятия: углубить и обобщить знания о птицах; активизировать познавательный интерес детей.

Сценарий интеллектуальной игры по пожарной безопасности для детей 6–7 лет в форме игры «Что? Где? Когда»Сценарий интеллектуальной игры по пожарной безопасности для детей 6–7 лет в форме игры «Что? Где? Когда» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска Сценарий интеллектуальной игры по познавательному развитию, в группе общеразвивающей.

Сценарий игры-викторины «Мой город — Новотроицк»Сценарий игры-викторины «Мой город — Новотроицк» ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Новотроицка. Сценарий разработала:Белоногова Татьяна Викторовна, воспитатель 2б класса.

Экологические Игры О хвойных растенияхЭкологические Игры О хвойных растениях Друзья или соседи Цель: -закрепить знания детей о взаимосвязях в мире природе, помочь осознать, что нарушение условий произрастания растения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»
Опубликовано: 12 октября 2017 в 10:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прохорова (УИ 87344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД