Татьяна Прохорова
Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
показать обучающимся важную роль лекарственных растений на протяжении всей жизни человека; расширить кругозор учеников;
развивать словесно-логическую память, фонематический слух, инициативу, стремление к активной деятельности, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;
Публикация «Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях „Целебное лукошко“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Сценарии развлечений
- Растения. Изучаем мир растений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
воспитывать умение работать самостоятельно, интерес к различным видам деятельности при выполнении заданий, содействовать воспитанию информационной культуры, уверенность в своих силах, желание доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за окружающую среду.
Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор. Бумажная ромашка для конкурса. Травы: мята, липа, чабрец, ромашка, зверобой. Карточки-подсказки. Карточки для игры «Отгадайка». Кроссворд для каждой команды.
Ход мероприятия:
Ведущий I.
Весенние свежие травы
Покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы,
Зеленой стала земля.
[Ведущий II.
В лесу теперь тень и прохлада
И воздух – целебный настой.
Вновь слышатся птичьи рулады
В глуши потаенной лесной.
Ф. И. Тютчев.
Ведущий I.
Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии «Целебное лукошко»!
Здесь у нас собрались креативные, умные и активные любители природы! Мы надеемся, что вы также блестяще будете отвечать на наши вопросы и участвовать в конкурсах!
Что вы знаете о природе родной страны?
Ведущий II.
Россия. Это громадная страна с ее необъятными просторами полей, синью рек, озер и морей, лесов с птицами и животными. Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства, имя которым – лекарственные растения, которые были и будут источником жизни и здоровья.
Ведущий I.
Восточная мудрость гласит-«Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя было бы растениями вылечить»
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Так, сибирские олени – маралы – восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи (маральего корня, которые обладают сильным тонизирующим действием, а раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение.
Ведущий II.
Люди начали изучать эти целебные растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Народная фитотерапия сохранила для современных людей бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний и применению их в области косметологии.
Ведущий I.
А сейчас мы поговорим о более важной и значительной роли этих замечательных растений в нашей жизни. Думаю, все мы знаем, какую важную дату отмечает наша страна в этом году. Растения принесли большую пользу нашим бойцам в военное время, приближали День Победы. Мощные деревья, такие как сосны, пихта, дуб служили убежищем для партизан. Мох, особенно сфагнум, был отличным средством, заменяющим вату, отлично впитывал гной и кровь, обладает бактерицидным действием, использовался при операциях.
Ведущий II.
Чтобы поддерживать иммунитет раненных и ослабленных солдат, собирали чеснок, лук, готовили различные целебные напитки из хвои, мяты. Настой из корней одуванчика мог заменить бойцам кофе. О роли растений в обеспечении голодных и измученных блокадой людей можно говорить с полной уверенностью – в столовых в начале 1942 года мы могли наблюдать в меню следующие блюда: Щи из подорожника, котлеты из одуванчиков, пюре из крапивы, биточки из лебеды.
Ведущий I.
В наше время лекарственные растения очень хорошо изучены. Их очень много (более 500 видов) в наших лесах, степях, на лугах. На сегодняшний день растения применяются не только для приготовления целебного чая и настоек, но и для изготовления лекарств (успокоительные, противопростудные и иммуномодулирующие препараты, витаминов (больше всего в растениях витамина С, А, В и К, косметики (парфюмерия с экстрактом различных растений, эфирных масел (для лечения простуды, нервозности и др.) и многого другого.
Ведущий II.
А сейчас мы немного разомнемся!Разминка не оценивается. Правила таковы: мы зачитываем вам вопрос, команда, которая знает ответ, поднимает руку. Если ответ, данный командой, неверный, другая команда, которая второй подняла руку, имеет право ответить на него и заработать один балл. Начнем!
(По очереди) :
1. Мягок, а не пух, зелен, а не трава? (Мох-сфагнум)
2. Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина)
3. Лесная трава, споры которой на Руси применяли как детскую присыпку. (Хвощ полевой)
4. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло)
5. Необычное растение, в чай добавишь – наслаждение, из неё получишь масло, в нем целебных качеств масса! (Мята)
6. Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)
7. Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. (Сосна)
8. Какие лекарственные растения носят "звериные” названия? (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник)
9. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”? (Полынь)
10. Назовите сорные лекарственные растения. (Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.)
11. Какие лекарственные растения ядовиты? (белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.)
12. Какое растение живет до 300 лет? (брусника)
Ведущий II.
Следующий конкурс-«Ромашка»! Сейчас по очереди, представители каждой команды, вытянут из ромашки лепесток с вопросом, и ответят на него в течение 30 секунд!
1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла,
морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).
2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)
3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)
4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)
5. Какие растения заживляют раны?
6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)
7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)
8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)/
9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка — календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)
Ведущий I.
Думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав. А сейчас давайте проведём конкурсы и определим лучшего знатока лекарственных трав.
Дидактическое упражнение "Определи по запаху"
(мята, душица, пижма, чабрец, ромашка, липа, тысячелистник)
Ведущий II.
Познавательная игра «На приеме у врача»
Команды по очереди. Одни врачи, а другие больные (работа в парах).
Описание игры
«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;
«больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.
КАРТОЧКИ:
1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;
2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;
3) частые ангины – ромашка лекарственная;
4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;
5) бородавки – росянка, чистотел;
6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;
7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;
8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;
9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;
10) кровотечение – тысячелистник;
11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.
12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.
Ведущий I.
Конкурс «Отгадай загадки».
1. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки.
(Земляника)
2. Белые звоночки.
Белые горшочки на зеленой ножке.
(Ландыши)
3. Белая корзинка -
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
4. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый.
Только жаль, что не душистый:
(Василек)
5. Кто ни прикасается, -
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(Репейник)
6. Носит этот мальчик!
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Одуванчик)
7. Злая, как волчица.
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же (крапива!
8. На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму. (Пастушья сумка).
9. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)
10. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)
11. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник)
Ведущий II.
Кроссворд «Зелёная аптека»
Каждая команда получает свой кроссворд. Побеждает та команда которая быстро и правильно разгадает его.
Вопросы:
1. Лекарственное растение, получившее название за форму своих листьев.
2. Растение с жёлтыми цветками, которое любит купаться.
3. Второе название растения «кукушкины слёзы».
4. Наука о растениях.
5. Растение, чьи мелкие жёлтые цветочки собраны в корзинки.
6. Второе название «одолень-травы».
7. Часть растения, находящаяся в плодах.
8. Часть растения, закрепляющая его в земле.
9. Жёлтая кувшинка.
10. Цветок, чьи красные ягоды считаются ядовитыми.
11. Растение, капли из которого являются успокоительным средством.
Ответы:
1. Тысячелистник
2. Купальница
3. Ятрышник
4. Ботаника
5. Пижма
6. Кувшинка
7. Семена
8. Корень
9. Купавка
10. Ландыш
11. Валериана
Ведущий I.
«Отгадайка»
Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений :
Семя;
Взрослое растение с плодами и семенами;
Проросток с развивающимся корешком;
Взрослое растение с цветками;
Проросток с развивающимися стеблем и листочком.
( Ответ:1. Семя; 2. Проросток с развивающимися корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками; 5. Взрослое растение с плодами и семенами.)
Ведущий II.
Ну что ж, ребята, настало время подводить итоги! Пока жюри совещаются, предлагаю вам отдохнуть!
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Закончить наше мероприятие хотелось бы такими строками:
Вот на земле огромный дом,
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли,
Зовётся это дом!