Вера Костомарова
Познавательная деятельность в подготовительной группе «Осень в гости к нам пришла».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Обобщать и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
-Учить устанавливать связи между продолжительностью дня.
-Закрепить знания о поведении птиц осенью.
-Закрепить народные приметы осени.
-Продолжать знакомить детей с народными обычаями.
-Формировать интерес произведениям русского фольклора (загадки,пословицы,поговорки).
-Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Ход занятия.
В. : Дети! Сегодня я хочу предложить вам позаниматься в нашей русской избе.
Публикация «Познавательная деятельность в подготовительной группе „Осень в гости к нам пришла“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Смотрите "Домовёнок Кузя" выглядывает из окна ждёт нашего прихода (стучим в дверь).
"Кузя" : Проходите детушки в горницу.
"Моя изба
Ровно тепла
На дворе поздняя осень
Так и мы русскую избу топим. "
-"Дом вести не лапти плести. "
Проходите,
"От порога не засечена дорога,сядем рядком да поговорим ладком. "
У нас на каждого найдётся
И местечко и словечко.
(дети проходят усаживаются)
В. : Кузя хозяйственный у него в избе полный порядок и стол для гостей накрыт. Садись Кузя с нами. Да давайте беседу заведём.
А. С. Пушкин написал много стихов об осени. Я вам прочту одно из них.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажались
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
В. :Дети, какое это стихотворение? Весёлое, грустное, печальное или торжественное?
(ответы детей)
В. : Почему это стихотворение грустное?
(ответы детей)
(Показывает мнимо таблицу).Посмотрите и скажите какие явления природы изображены.
(ответы детей)
-Назовите времена года.
-отберите карточки на которых изображены зимние явления природы (весенние,летние,осенние)
-Сколько месяцев в году?
(ответ детей)
В. : Все они живут дружно и приходит каждый в своё время, какие осенние месяца приходят к нам в гости?
(ответ детей)
В. : Сентябрь - первый месяц осени. Это бархатный месяц, румянец осени, как его ещё называют в народе?
(Злато цветом, рябинником, птичьей-стаей.)
В. : Ушел сентябрь,а вслед за сентябрём пришёл октябрь-месяц хмурый, мокрый, как его называют в народе?
(Листопадом.)
В. : "В октябре семь по год на дворе".
Почему так говорят про октябрь?
(ответы детей)
В. : Все приметы осени были когда-то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.
(- поздний листопад-к суровой продолжительной зиме.
- Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
- Гром в сентябре предвещает тёплую погоду.
- Паутина стелется по растениям к теплу.
- Появление комаров поздней осенью-к мягкой зиме.)
Дети! А какой за кличкой мы зовём осень?
( Хором: Осень,осень
В гости просим
С листопадом и дождём
Перелётным журавлём.
(звучит музыка. Дети вместе с "Кузей выполняют движения.
Листья подгоняемые осенним ветром. кружатся, летают.
А теперь вы "журавли"."Журавли" летят по другому, стаей,клином-так как мы видели. Наверно не легко так лететь и не сбиться с пути. Надо постараться.)
Если в сентябре птицы готовятся к отлёту, то октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?
(ответы)
-Какие улетают чуть позже?
(ответы)
- Какие птицы улетают последними?
(ответы)
- Какие птицы летят в одиночку?
(ответы)
- Все птицы улетают по разному. Как летят журавли?
(клином)
- Утки?
(прямым фронтом)
- Гуси?
(косяком)
В. : Попрощаемся с ними и скажим им "спасибо" за песни красивые, за то что деревья защищают от вредителей, за то,что поднимаясь в небо, помогают нам мечтать о полёте.
- Птиц улетающих в тёплые края, мы называем как?
(ответ)
- Птиц,которые зимуют у нас?
(ответ)-Как их называют в народе?
(Зимовщики)
В. : И мы должны о них заботиться. В чём заключается наша забота?
(ответы)
В. Ноябрь последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его миссия соединить глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
("Чернотронник","Пред зимник","Ворота зимы".)
В. : Если раннюю осень называют-"Золотой", то позднюю осень-"Серебряной". Почему?
(ответы детей)
В. : 12-го ноября в народе отмечают праздник Зиновий-Синичкин. В этот день прилетают зимующие птицы. Многим птицам посвящаем стихи и загадки.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
Некоторых зимующих птиц в холодное время года подкармливает рябина. В морозы её ягоды становятся сладкими.
В. : Дети! Посмотрите какой у Домовёнка в горнице богатый натюрморт. В нем мы видим, осенние листья и плоды, овощи и фрукты, как красиво они смотрятся. Это только в русской избе, можно увидеть расшитые полотенца,расписанные блюда и красивые деревянные ложки.
Кузя сумел удивить нас своим жильем, показать свои обычаи.
А что мы можем сделать для нашего Кузи?
(Сказать спасибо,подарить что-нибудь.)
Дети!Обратите внимание, что возле печки нет тёплого коврика. А зима у же стучится к нам, поздняя осень уступает ей своё место.
Чтобы зимой в избе полы были красивее давайте оформим тёплый коврик узорами и подарим его Кузе.
(Дети делают аппликацию на ткани из готовых деталей).
Кузя: - я и не знал, что ваши детушки такие находчивые, такие трудолюбивые настоящие народные умельцы. Такой красивый коврик с русскими узорами соткали для меня (стелет возле печки).
Спасибо вам ребятушки! А сейчас всем пора за стол, к самовару русскому. Да отведайте вареньица из осенних плодов рябины.
(все садятся за стол пить чай).