Светлана Лутаева
Познавательная деятельность ребенка через восприятие предметов и явлений окружающей природы
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – есть определенный период первоначальной жизни человека. Усвоение ребенком знаний и умений происходит в процессах различных видов познавательной деятельности – игры, наблюдения, эксперименты, опыты, практикум. Поэтому, знакомясь с предметами и явлениями окружающей природы дети становятся «почемучками», и я с ними в том числе. С детьми своей группы я работаю по теме: «Познавательная деятельность ребенка через восприятие предметов и явлений окружающей природы». Познавательную деятельность мы рассматриваем как поисково – исследовательскую. Для осуществления исследования мы разработали программу «юный эколог». Составлен план мероприятий опытно – исследовательской работы с объектами живой и неживой природы по временам года, где используется «экологическое пространство» на территории детского сада и в групповой комнате.
Публикация «Познавательная деятельность ребенка через восприятие предметов и явлений окружающей природы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2016
«Экологическое пространство»- это развивающая предметная среда, которая используется в познавательных и оздоровительных целях, для формирования у детей навыков общения с природой и пропаганды экологических знаний взрослыми.
«Экологическое пространство на территории детского сада включает следующие виды деятельности :
• наблюдение за неживой природой (воздух, земля, вода, ветер, солнце, осадки);
• наблюдение за прилетом и отлетом птиц, их гнездованием;
• помощь птицам, обитающим на участке (скворечники, кормушки);
• наблюдение за разнообразием насекомых;
• посев семян цветов в открытый грунт;
• посев огорода, цветочных клумб, газонов;
• сбор гербарных образцов растительных культур;
«Экологическое пространство» в групповой комнате включает в себя:
• уход за комнатными растениями;
• разведение «огорода на окне»;
• ведение зарисовок в дневник наблюдений.
Для ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы мы применяем разные виды деятельности.
Экспериментирование – это особый вид наблюдения. Опытническую работу следует проводить в разное время года. Можно показать детям такие явления природы, как: замерзание воды, превращение снега и льда в воду, как обнаружить воздух, круговорот воды в природе, существование света и тени и т. д. Применяя лабораторное оборудование, можно запланировать опыты по ознакомлению со свойствами магнита, пластмассы, стекла, ткани, бумаги, резины, дерева и т. д. В играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливается чувственный опыт, так как, например, они узнают, что вода бывает холодной и теплой, развивается, в ней тонут камешки, плавают щепки и мелкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. В нашей группе имеется папка по опытно – исследовательской работе с предметами неживой природы. В ней описаны: цель, пояснение, ход, анализ, выводы опытов. Папка эта для воспитателя, а для детей прилагаются карты – схемы проведения опытов по различным тематикам. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
1. Формирование задачи исследования.
2. Продумывание методики эксперимента.
3. Выслушивание инструкций.
4. Повторение правил безопасности.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Наблюдение и фиксирование результатов.
8. Анализ полученных данных.
9. Формулирование выводов.
Игра с воспитателями. «Угадай на ощупь».
Цель игры: рассказать, закрыв глаза, какие ассоциации вызывают прикосновение к поверхности.
Лабораторный практикум - практическая деятельность детей с использованием оборудования и объектов природы. В качестве исследовательской работы воспитатель вместе с детьми разводит «огород на окне» по проращиванию семян. Для группы заведена тетрадь, в которой условно обозначены цветом времена года. В ней имеются: цель, задачи, таблицы, анализ наблюдений, выводы. Для детей – дневники наблюдений, в которых они зарисовывают этапы роста и развития растений.
С февраля (соответственно это зима, обозначаем голубым кружочком) планируется выращивание лука на перо. Дети зарисовывают фазы проращивания луковицы.
С марта – апреля (соответственно это весна, обозначаем красным кружочком) планируется посев и выращивание помидорной рассады.
Практикум, начатый в средней группе, можно разнообразить в старшей. Например, луковицу можно проращивать в сравнении (в земле и в воде, на основе наблюдений делать выводы и зарисовки. На территории детского сада имеется огород овощных и лекарственных растений. Вся рассада, выращенная в групповой комнате переносится открытый грунт. Зримые результаты труда вызывают у детей желание трудиться без напоминания воспитателя. Дети с гордостью показывают свой огород родителям. С детьми своей группы применяем разные способы проращивания семян (в вате, в опилках, в клубне картофеля, в губке, в шерстяном носке). Свои размышления о высказываниях детей в разных видах познавательной деятельности фиксирую в тетрадь «Детский лепет».
Философская игра с воспитателями.
«Дерево – это …».
Цель игры: определить, какую роль играет дерево в жизни окружающего мира.
Игровая технология – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающей природой. В играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов. Например: Арина – продавец (положила в формочки сухой и мокрый песок – напекла пирожков, а Саша – покупатель. Какой пирожок купит Саша? Почему? Актуальна постановка проблемного вопроса, потому что дети самостоятельно анализируют, делают выводы. Забавляясь с вертушками, султанчиками, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд факторов, которые помогут им понять физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и т. д.). Вместе с детьми мы приняли участие в мастерской по изготовлению флюгеров. Доступно, просто, оригинально. Гуляя на участке полезно обращать внимание на сучки, ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами.
Оздоровительная разминка с воспитателями по методу рефлексологии (снятие стресса и легкого недомогания).
Он основывается на точечном воздействии на зоны ладоней (голова, шея, спина, глаза).
Совместно с детьми и родителями наработали следующий материал:
• Гербарий разнообразных растительных культур.
• Картотека лекарственных растений.
• Паспорт «Условия жизни комнатных растений».
• Наглядный материал «Тип почвы», «Разнообразие семян».
• Опытно – исследовательская работа с предметами неживой природы.
• Практикум по проращиванию семян.
• Разработана программа «Юный эколог».
• Проведена творческая работа с родителями по сбору материала и информации на тему: «Свет», «Лесная аптека».
• Открыт информжурнал «Хочу всё знать».
«Каждый ребенок – это уникальный мир, понять этот мир – значит найти путь к сердцу ребенка, знать, как управлять этим миром. В детстве начинается длительный процесс познания – познания умом и сердцем».