Наталья Киселева
Познавательная активность малыша
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательная активность малыша»
Мир, в котором мы живём, сложен, многообразен и изменчив. Люди, человечество – часть этого мира – открывает для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности деятельности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира. Ребёнок пришёл в мир и при помощи взрослых он познаёт этот мир, учится взаимодействовать с миром, старается полюбить его. На свет он появляется уже с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Развитие познавательной активности должно соответствовать следующим требованиям: становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Публикация «Познавательная активность малыша» размещена в разделах
При организации работы по познанию окружающего мира необходимо помнить: в истоках любого познания лежит определённое отношение человека к объекту познания. Необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям и явлениям. Не стоит рассказывать и объяснять малышу всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но необходимо помочь ребёнку сформировать первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к миру. И это отношение должно быть:
познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок – я хочу их узнать и разгадать;
бережным – мир хрупок и нежен, он требует разумного подхода и даже охраны – я хочу защитить мир, ему нельзя вредить;
созидательным – мир прекрасен – я хочу сохранить и приумножить эту красоту.
В своей работе всегда необходимо учитывать возрастные особенности познавательного развития детей. Интенсивность познания детей 2-3 летнего возраста направлена на окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу : «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции, личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях, наблюдениях ребёнка за реальными явлениями. Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.
Взрослые должны помнить, что развитие познавательной активности детей, стремление познакомиться с окружающим миром для ребенка не является только забавой, это — труд, который дает основу первых знаний, а сам малыш — не пассивный созерцатель, он творец, потому что прикладывает активные, хотя и элементарные усилия к освоению действительности.
Знания, полученные в результате собственного эксперимента, значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Поэтому, нам, взрослым, не следует торопиться учить ребёнка тому, что считаем главным, не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаться направить его познавательную деятельность в русло, которое мы сами считаем наиболее важным. Нередко на стремление ребёнка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай руками песок, он грязный!» и т. д. Хотя исследования, проведённые академиком, доктором психологических наук Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.