Лучший педагог года

Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом

Ольга Ермакова
Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом
▼ Скачать + Заказать документы

Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом

Первый этап. Развитие понимания обращенной к ребенку речи.

Задачи:

- развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;

- учить предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи;

- учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- формировать интерес к игрушкам и игре, учить игровым действиям;

- вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений;

- учить детей выражать желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением.

Публикация «Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом» размещена в разделах

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на I этапе.

1. Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого

Задание 1. Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.

Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.

Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).

Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?

Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

Задание 7. Научить понимать вопросы Где? Куда? От куда? На чем, выясняющие местонахождение предметов.

Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?

Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.

Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной кар тине.

Задание 12. Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.

2. Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи.

Игры:

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие, «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации:

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

3. Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением

Задание 1. Научить детей узнавать игрушки по их описанию.

Задание 2. Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению

Задание 3. Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.

Задание 4. Учить узнавать предметы по назначению.

- Покажи, чем будешь есть суп.

- Покажи, чем будешь рисовать.

- Чем будешь чистить зубы?

- Чем будешь мыть руки? и т. п.

Задание 5. Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.

Задание 6 Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.

4. Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям

Задание 1. Стимулирование выполнения отраженных действий.

- Сделай, как я.

- Покажи, как зайчик прыгает. и т. д.

Задание 2. Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).

Задание 3. Куда упал мячик.

Задание 4. Поймай зайку. Зайка прячется.

Задание 5. Катание мяча по показу взрослого.

Задание 6. Бросание мяча по показу взрослого.

Задание 7. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.

Задание 8. Нанизывание колец (4 - 5 крупных) пирамиды.

Задание 9. Бросание мелких предметов в жестяную коробку.

Задание 10. Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.

Задание 11. Солнце или дождик? (С бубном)

Задание 12. Угадай, на чем играю.

5. Развитие у детей подражательной речевой деятельности

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко - тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» - речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу», «Поезд» (звук У, «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

- в звукоподражаниях (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).

6. Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двусловным несинтаксированным предложением

Задание 1. Назвать свои игрушки, знакомые предметы.

Задание 2. Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.

Задание 3. Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.

А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.

Задание 4. Вызвать двусложные предложения со слова ми: где, дай, на, вот, тут.

- Где мячик? - Вот мячик.

- Дай кису. - На кису.

Задание 5. Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:

дай пить идем домой

дай еще хочу пить

тетя идем хочу гулять идем гулять

Второй этап. Обогащение словарного запаса у детей и его активизация

Задачи:

- расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;

- перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный;

- учить произносить ударный слот в слове;

- учить строить обиходные словосочетания,

- учить употреблять однословные и двухсловные предложения;

- способствовать проявлению подражательной речевой деятельности без исправления со стороны взрослых

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на II этапе.

1. Расширение пассивного словарного запаса

Задание 1. Различение количества предметов (много -мало - один).

Задание 2. Различение величины предметов (большой - маленький).

Задание 3. Различение вкуса (сладкий - соленый).

Задание 4. Различение пространственного расположения предметов.

Задание 5. Различение предметов по их назначению (ложка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.).

Задание 6. Узнавание предметов по их описанию («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).

Задание 7. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого.

Задание 8. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции.

а) без предмета:

иди - стой беги - иди ложись - садись беги - стой сиди - лежи прыгай - беги

б) с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка): возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Ане;

возьми обруч, подними его над головой, опусти, про лезь в него,

положи на пол.

Задание 9. Различение утверждения и отрицания:

иди - не ходи закрой глаза - не закрывай

пей - не пей дыши - не дыши

Задание 10. Различение, к кому обращена просьба, к одному лицу или нескольким лицам.

- Вова, сядь.

- Дети, садитесь. И т. п.

Задание 11. Различение формы единственного и множественного числа существительных.

Возьми: шар - шары, мяч - мячи, цветок - цветы; книгу - книги, кубик - кубики; лист - листья; стул - стулья.

2. Активизация словарного запаса

Задание 1. Называть имена близких людей, предметы или предметные картинки:

- мама, папа, баба, тетя, деда, Тата, Ляля, няня, дядя;

- Нина, Вова, Валя, Ната, Тата, Таня, Оля, Аня, Катя, Лена;

- суп, гусь, кот, лук, дом, ком, сок, лоб, нос, пол, мяч, стул, хлеб, рот, лес;

- ноги, руки, киса, муха, зубы, ухо, мыло, рыба, каша, шуба, бусы, осы, яма;

- пила, нога, рука, вода, лиса, коза, лицо, яйцо;

- машина, малина, собака, лопата, ворона, корова, па нама;

- ягода, кубики, дерево;

-молоко, голова, сапоги, самолет.

Задание 2. Договаривание слов (зай - ка, гал -ка, ут -ка и т. п.).

Задание 3. Подскажи словечко (- Вова, вымой.).

Задание 4. Объединение слов в двусложные предложения.

4. Построение и употребление обиходных словосочетаний

Задание 1. Научить детей объединять слова:

а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.

дай + мяч (шарик, грибок)

б) дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.

- Вова, вымой.

- Ната, вытри.

-Таня, причеши.

Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.

Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:

дай (хлеба, воды, зайку);

налей (супу, молока);

хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.

5. Употребление в речи однословных и двусловных предложений

Задание. Употребление предложений типа:

а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.

б) Дай утку Дай ложку. Дай воды.

в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.

г) Можно кушать? Можно идти?

д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.

6. Развитие речевой подражательности

Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении словаря и первых грамматических форм.

Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).

Игры

«Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».

Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Задачи:

- научить понимать простые нераспространенные предложения;

- учить выполнять простые действия по речевой инст рукции;

- учить понимать и строить словосочетания типа гла гол в повелительном наклонении + существительное в ви нительном падеже;

- учить употреблять в речи словосочетания типа гла гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

- учить употреблять в общении предложения типа под лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

- учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + сказуемое + обстоятельство;

- учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

- учить некоторым продуктивным способам словообразования существительных и глаголов;

- учить воспроизводить слого-ритмическую структуру двусложных и трехсложных слов.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на 3 этапе.

1. Развитие понимания простых нераспространенных предложений

Задание 1. Различение существительных, сходных по звучанию.

Где? крыша земля стол палка

Задание 2. Различение глаголов, сходных по звучанию:

Кто купается, а кто катается.

Кто копает, а кто покупает.

Задание 3. Различение названий действий по ситуации:

моет - умывается - стирает

лежит - спит пишет - рисует

Задание 4. Различение названий действий с противоположным значением:

застегни пальто (расстегни);

сними шапку (надень);

Задание 5. Различение единственного и множественного числа существительных.

Возьми кубик (кубики, шар (шары, карандаш (ка рандаши).

Задание 6 Различение единственного и множественного числа глаголов (по картинкам).

Мальчик спит, бежит - бегут идет - идут сидит - сидят стоит - стоят

Задание 7. Различение рода глаголов пропущенного времени (Картинки куклы - мальчика и куклы - девочки).

Женя упал. - Женя упала.

Женя встал. - Женя встала.

Задание 8 Определение взаимодействующих лиц на сюжетной картине Ответы на вопросы.

2. Выполнение поручений по речевой инструкции

Задание 1. Выполнить действия с двумя предметами с целью различения падежных значений.

- Покажи карандашом ручку.

- Покажи ручкой карандаш.

Задание 2. Выполнение действий с целью различения предложных конструкций.

- Возьми карандаш, который лежит в коробке (около коробки, на коробке).

- Поставь игрушку на стол (в шкаф, на полку).

Задание 3. Выполнение поручений с целью закрепления прилагательных-антонимов.

- Большой мяч дай Вове, а маленький Тане.

- Узкую ленточку дай Маше, а широкую - Оле.

(длинный - короткий, низкий - высокий, толстый - тонкий).

Задание 4. Научить понимать значения слов, отражающих пространственные отношения, вниз (внизу) - вверх (вверху) далеко - близко вперед (впереди) - назад (сзади).

- Кто спускается вниз по лестнице?

- Кто поднимается вверх?

- Встань впереди Саши.

- Сделай шаг назад.

3. Развитие понимания простых именных словосочетаний и введение их в активную речь

Задание 1. Выполнение инструкций педагога в работе с картинками.

- Покажи большой дом (маленький).

- Где узкая тропинка? (широкая дорога)

- Где летний день? (морозное утро)

- Покажи аккуратного мальчика (неряшливую девочку) и т. п.

Задание 2. Ответить на вопрос с опорой на картинку.

Яблоко какое? Лимон какой?

Конфета какая? Игрушки какие?

Задание 3. Беседа по вопросам.

- Какая сегодня погода?

- Какой сегодня день?

- Какое небо?

Задание 4. У кого какие детеныши?

Щенок у. Мышонок у.

Котенок у. Цыпленок у.

Задание 5. Где что покупают?

Хлеб. лекарство.

газеты. конверты.

(булочная, киоск, аптека, почта).

Задание 6. Чьи это вещи?

Халат врача.

Очки воспитателя.

Книга девочки. И т. п.

Задание 7. Угадай, чьи это хвосты.

Хвост лисы. Хвост коровы.

Хвост петуха. Хвост лошади.

Задание 8. Угадай дерево по листочку.

Это лист дуба (березы, клена, рябины).

4. Развитие понимания простых глагольных сочетаний и введение их в активную речь

Задание 1. Ответы на вопросы по картинкам.

- Что делают дети?

(собирают грибы, полют грядки, поливают цветы и т. п.)

Задание 2. Ответы на вопросы по картинкам.

- Кого ты видишь?

(маму, бабушку, врача, мальчика и т. п.)

- Что ты видишь?

(арбуз, книгу, яблоко и т. п.)

Задание 3. Закончи предложение.

Мама шьет. Дети ловят. Ученик решил.

Мальчик строит. Брат купил. Врач лечит.

Задание 4. Назови свои любимые занятия.

- Я люблю читать (книги)

- Я люблю играть. и т. д.

5. Учить пониманию и употреблению простых распространенных побудительных предложений

Задание 1. Выполнение поручений, действий по словес ной инструкции

- Женя застегни пальто.

- Катя, расстегни кофту.

- Коля, сними шапку.

Задание 2. Научить обращаться с просьбой.

- Мама, дай мне куклу.

- Маша, дай большую машину.

Задание 3. Различение противоположных по значению действий:

отнеси - принеси завяжи – развяжи открои -закрой найди – спрячь войди - выйди

Задание 4. Научить отдавать «команды» куклам, игрушкам, товарищам.

- Миша, лови мяч.

- Катя, мой руки.

- Зайка, спи.

Задание 5. Различение единственного и множественно го числа существительных. Выполнение действий, обращения к сверстникам.

- Ира, возьми шар.

- Коля, дай шары.

- Настя, дай руку.

6. Учить пониманию и употреблению простых повествовательных предложений

Задание 1. Ответить на вопросы по картинкам:

- Кто несет ведро?

- Кто везет сани?

- Кто вяжет кофту?

Задание 2. Игра «А у вас?»

Педагог: «У меня корзина с яблоками. А у вас?»

Дети: И у нас корзина с яблоками.

7. Обучение пониманию и употреблению некоторых форм словоизменения

Задание Г. «Передай другому». Дети в кругу. Взрослый начинает игру.

Я даю ключ Тане.

Таня: Я даю ключ Васе.

Вася: Я даю ключ Ане.

Задание 2. Подобрать и изменить слово (опора на картинку).

Картинки:

вилка лейка воротник суп

крючок нитка карандаш палки

Слова:

а) вытираться, есть, поливать, вязать, резать, укрываться;

б) тарелка с., пальто с., лыжи с., коробка с,., бутылка с., чашка с.

Игры: «Кому что?», «Чьи это вещи?», «Где что находится?», «Где хранят вещи?», «Кто где живет?», «Для кого подарки?».

Задание 2. «Большой - маленький»

У кого рука? У кого ручища?

У кого зубы? У кого зубищи?

Где дом? Где домик? Где домище?

Задание 3. Назовите детенышей.

- У курицы цыпленок.

- У мишки медвежонок.

- У собаки щенок.

Задание 4. Закончи предложение названием детеныша.

- У лисы родились.

- У ежика появились.

- У белки маленькие.

Задание 5. «Из чего?» «Какой?»

Стакан из стекла. Какой стакан? Сумка из кожи. Какая сумка? Блузка из ситца. Какая блузка.

Задание 6. «У меня и у куклы».

Закончить предложение по образцу:

- У меня лицо, а у Кати? Личико.

- У меня рука, а у Кати? Ручки.

- У меня ноги, а у Кати? Ножки.

Четвертый этап. Обучение активному использованию синтаксированных распространенных предложений

Задачи:

- освоение порядка слов в простом предложении;

- распространение простых нераспространенных предложений дополнениями;

- распространение простых нераспространенных предложений определениями;

- распространение простых нераспространенных предложений обстоятельствами;

- употребление простых предложений с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями);

- употребление повествовательных и вопросительных предложений.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на IV этапе.

1. Употребление в практике общения повествовательных и вопросительных простых предложений

Задание 1. Ответы на вопросы.

- Что вяжет бабушка?

- Кому бабушка вяжет. ?

- Что рисует Коля?

И т. п.

Задание 2. Распространить предложения, последовательно отвечая на вопросы.

- Что мама шьет?

- Кому мама шьет платье?

- Какое платье шьет мама дочке?

Задание 3. Ответить на вопросы по картинкам «Куда идут люди?»

Задание 4. Составление предложений с помощью игрушек и картинок.

Задание 5. Задай вопрос товарищу. Спроси воспитателя.

2. Освоение порядка слов в простом предложении

Задание 1. Ответы на вопросы по картине и составление предложения.

Кто это? Что делает? Чем делает?

Кто это? Что делает? Как делает?

Задание 2. Исправить ошибки

- Коза принесла корм девочке.

- Луга затопили реку.

- Земля освещает солнце.

Задание 3. Дополнить предложения.

-. катаются на санках.

-. купаются в реке.

-. поет песню.

3. Распространение простых нераспространенных предложений дополнениями

Задание 1. Закончить предложения.

- Дети катаются на. .

- Мальчик читает.

- Девочка играет на. .

- Ребята купаются в.

Задание 2. «Чем?» Дополним словом.

Ученик пишет.

Девочка рисует.

Дедушка пилит. .

Задание 3. Кому что нужно?

Врачу.

Повару.

Учителю. .

Строителю. .

4. Распространение простых предложений определениями

Задание 1. Составление словосочетаний.

Лимон (какой)

Яблоко (какое).

Лекарство (какое).

Конфета (какая).

Задание 2. Составление предложений со словосочетаниями.

Ранняя весна, густой лес, быстрая речка, сочная и круп ная морковь, прохладный день.

Задание 3. Работа с текстом. Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие, используя словосочетания. Тексты подбираются с учетом возможностей восприятия их детьми.

5. Распространение простых предложений обстоятельствами

Задание I. Закончить предложение.

- Листья падают (откуда).

- Птицы улетают (куда).

- Льют дожди (когда).

- Яблоки собираются (где).

- Девочка поет (как).

Задание 2. Продолжите предложение.

- Вчера было холодно, а сегодня.

- Вчера был вечер, а сегодня.

- Вчера было пасмурно, а сегодня.

Задание 3. Составление словосочетаний и введение их в предложения.

Задание 4. Составление словосочетаний с наречиями времени и введение их во фразовую речь. Используются наречия: вчера, давно, долго, вначале, днем, вечером, ут ром, завтра, рано, весной, зимой, осенью, сегодня, тогда, теперь и т. п.

6. Употребление в речи простых предложений с однородными членами (использование перечисления предметов, лиц, действий, качеств)

Пятый этап. Практическое освоение детьми морфологической стороны речи

Задачи:

-обучение первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов;

- практическое освоение категории рода и числа имен существительных;

- практическое освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени;

- предупреждение и исправление ошибок словоизменения;

- закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на V этапе.

1. Освоение самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов

Примерные задания.

Задание 1. Составление словосочетаний.

Читать что? Решить что?

Уважать кого? Любить кого?

Лепить кого? Рисовать что?

Задание 2. Составление словосочетаний и предложений по вопросам.

- поймали, встретились, бегут;

- на лыжах, зайчонка, лесником.

Задание 3. Выполнить действия. Ответить на вопросы.

Положите книги на стол. Где лежат книги?

Возьмите книги. Откуда взяли книги?

Возьмите их. Откуда взяли книги?

Задание 4. Построиться по указанию педагога.

Коля за Леной

Таня за Колей

Нина за Таней И т. п.

Задание 5. Закончить предложения

Дети идут. (в школу)

Дети выходят.

Девочки и мальчики купаются.

Задание 6. Исправить ошибки.

Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под сто лом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.

2. Освоение категории рода и числа существительных

Примерные задания.

Задание 1. Подобрать определения к существительным.

Подул. ветер. Набежало. облако. Поднялась. пыль. Пошел. дождь. Сверкнула. молния. Загремел. гром.

Задание 2. Составить предложения.

море, волна, толпа шумело, шумела

река, люди, лес шумели, шумел

Задание 3 Задать вопрос к словам.

Вода, чай, суп, каша, лекарство, кисель, сок - какой? ка кая? какое?

Задание 4. Дидактическая игра «Чья игрушка?»

Подобрать слова мой, мои, мое, моя к существительным: конь, кубики, машина, кукла, заяц, карандаши, мозаика, мишка, зеркало, домино, лото.

Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми.

кошка - мяукает

корова - мычит

собака - лает

петух - кричит

комар - пищит

Задание 2. Дидактическая игра «На птичьем дворе», «Летом в деревне».

Задание 3. Учить подбирать глаголы к существительным.

Примерный лексический материал:

Мальчик - читает, пишет, лежит, дерется и т. п.

Девочка - шьет, вяжет, печет, вышивает и т. п.

Собака -. , ручей -. , солнце -. , ветер -. .

Задание 1. Учить образовывать множественное число существительных и правильно использовать в предложениях.

Стул - стулья пень - пни

дерево - деревья лев - львы

лист - листья лоб - лбы

крыло - крылья улей - ульи

Задание 2. Учить употреблять существительное множественного числа в родительном падеже.

дело - дела - дел белка - белки - белок И т. п.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Задание 3. Учить употреблению предложных конструкций (из, за, над, под, через, из-под, из-за).

из Грач вылетел из гнезда. Дети выбежали из леса.

за Юра спрятался за стол. Оля зацепилась за сучок.

5. Закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных

Примерные задания.

Задание 1. Учить правильно употреблять приставочные глаголы.

а) по демонстрируемому действию;

б) по картинкам.

Задание 2. Составление словосочетаний

доехал остановки

дошел до двери

добежал ручья

перейти речку

Задание 3. Учить образовывать прилагательные от существительных.

стекло - стеклянный железо - железный бумага - бумажный

кожа - кожаный мех - меховой резина - резиновый

Задание 4. Образование существительных с уменьшитель но-ласкательными суффиксами. Работа над темами «Части тела», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

Задание 5. Использование существительных с суффиксами -онок (енок, -ата (ята).

Темы «Домашние животные и их детеныши»,

«Дикие животные и их детеныши».

Задание 6. Использование существительных с суффик сами - щик (чик, - ик, - ица, - ка, - ист.

Темы «Люди разных профессий».

«Спорт и люди спорта).

«Кто чем занимается».

Шестой этап. Обогащение грамматического строя речи детей

Задачи:

1. Понимание сложных предложений.

2. Обучение пересказу простого текста

3. Обучение рассказыванию с опорой на восприятие

4. Обучение рассказыванию с опорой на память.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на VI этапе.

1. Обучение пониманию сложных предложений Основные виды работ:

1) Оречевление ряда последовательно выполненных действий.

2) Чтение коротких рассказов. Беседа по содержанию.

3) Подготовленная беседа на определенную тему.

4) Сюжетно - ролевые игры.

5) Дидактические игры.

6) Работа с сериями сюжетных картин.

2. Обучение пересказу простого текста

Чтению текста предшествует короткая вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Установка на пересказ дается после первого чтения. После прослушивания задаются вопросы по содержанию. Затем идет повторное чтение.

3. Обучение рассказыванию с опорой на восприятие

Основные виды рассказывания.

1. Описание игрушек.

2. Описание натуральных предметов.

3. Рассказы по картинкам.

4. Обучение рассказыванию с опорой на память

2) Рассказывание на темы из индивидуального опыта: описание любимой игрушки, домашнего животного, события, темы этического характера.

Седьмой этап. Формирование у детей диалогической речи

Задачи:

Обучение задавать простые вопросы и отвечать на них.

Формирование разговорной речи в беседе.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на VII этапе.

Обучение детей умению задавать простые вопросы и отвечать на них. Формирование разговорной речи в беседе.

Диалог, разговор следует строить вокруг интересных предметов, по поводу яркого события. Наиболее доступ ная форма усвоения диалога - игра.

Дидактические игры: «Гуси - гуси», «Светофор», «Зайцы», «Телефон», «Кто умеет?», «Ты куда?», «Давайте знакомиться».

Инсценированные диалоги: «В магазине», «На приеме у врача», «На почте», «Разговор по телефону», «Приглашение в гости».

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

«Ведёрко». Поэтапное рисование гуашью«Ведёрко». Поэтапное рисование гуашью Рисование натюрморта не всегда предполагает рисование приятных, радующих наши глаза предметов, иногда приходится рисовать обычные предметы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом
Опубликовано: 26 июня 2021 в 14:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ермакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД