Виктория Савельева
Повышение эффективности и качества логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Речь не является врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от целого ряда причин. К сожалению, из года в год количество детей с теми или иными речевыми нарушениями увеличивается. Возникнув, нарушения речи самостоятельно не исчезают, а закрепляются, требуют логопедического вмешательства.
Публикация «Повышение эффективности и качества логопедической работы» размещена в разделах
Логопед строит свои занятия с учетом известных общих дидактических принципов, использует игру, как ведущий принцип деятельности детей дошкольного возраста, предлагает детям разнообразный наглядный материал. Но почему-то результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции речи идет достаточно легко, последовательно, эффективно, а у другого ребенка по той же методике коррекционного воздействия происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. В чем же причина?
Процесс коррекции речи – очень трудоемкий процесс для самого ребенка. Несмотря на то, что материал предлагается в игровой форме, ребенку приходится много трудиться. На практике время коррекционной работы, т. е. время общения педагога с ребенком устанавливает педагог. Это может быть и ранее утро, и время перед прогулкой, и время после сна. И. П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые. Логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя.
Все это приводит к тому, что логопед находится в постоянном поиске новых методов, приемов и форм работы с детьми-логопатами, позволяющими эффективно и качественно осуществлять коррекционную деятельность.
В настоящее время на рынке выпускается достаточное количество литературы с практическим материалом по коррекции речевых нарушений. Но зачастую недостаточно учитываются возрастные особенности ребенка, когда психо-речевое, физиологическое развитие протекает достаточно быстро и критерии развития изменяются кардинально месяц за месяцем. Но мы можем увидеть в продаже литературу с таким возрастным диапазоном: «Для детей 5-7 лет», «Для детей 3-7 лет».
Ни одна методика коррекционного воздействия не нацелена на половую принадлежность ребенка, не учитывает ведущий тип восприятия (ребенок-визуал, ребенок-аудиал, ребенок-кинестетик, не учитывает тип высшей нервной деятельности и темперамент ребенка.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, значит, им необходимы разные программы обучения. Во многих методических пособиях мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. Хочу обратить внимание на важные психофизиологические и эмоционально-личностные особенности девочек и мальчиков, которые привожу в таблице.
Таблица 1
Сравнительная характеристика мальчиков и девочек
Мальчики Девочки
Высокий уровень работоспособности набирают медленно. Нужен высокий темп. При повторении материала внимание рассеивается. Высокий уровень работоспособности набирают быстро. Внимательны. Быстрый темп мешает. Лучше работают поэтапно.
Информацию лучше воспринимают зрительно. Информацию лучше воспринимают на слух.
Лучше воспринимают синий край цветового спектра. Лучше воспринимают красный край цветового спектра.
Чаще опираются на дальнее зрение. Максимально используют все пространство. Ориентируются на ближнее зрение. Достаточно ограниченного пространства.
Хорошо воспринимают материал, расположенный вертикально. Хорошо воспринимают материал, расположенный горизонтально.
Любят соревноваться. В соревнования вовлекать аккуратно.
Острота слуха выше. Острота слуха ниже.
Менее чувствительны к шуму. Более чувствительны к звукам, шуму.
Кожная чувствительность ниже. Кожная чувствительность выше.
Созревание левого полушария (логическое речевое мышление) медленное Созревание левого полушария (логическое речевое мышление) быстрое.
Созревание правого полушария
(пространственно-временная ориентация) быстрое. Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация) медленное.
Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно. Лучше развита речь, но мышление более однотипно.
В поисковой деятельности предлагают новые идеи, лучше находят словесные ассоциации. В поисковой деятельности лучше выполняют типовые задачи, хуже находят словесные ассоциации.
Развитие памяти длится достаточно долго. Преобладает слуховая память. Развитие памяти завершается рано.
Преобладает визуальная память.
Качество выполнения задания низкое. Качество выполнения задания высокое.
Скорость чтения ниже. Скорость чтения выше.
Любят большие механические игрушки. Предпочитают ярких мягких игрушек, кукол.
Чаще выражают свои эмоции через действия. Чаще выражают свои эмоции словами.
Эмоционально значимо слово «Молодец!» Эмоционально значимо слово «Умница!»
Учителю-логопеду важно знать и учитывать в своей работе темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Предлагаю краткую характеристику каждого типа темперамента с целью определения основных положительных и отрицательных сторон ребенка, знание которых поможет грамотно и эффективно выстроить весь коррекционно-воспитательный процесс.
Ребенок-сангвиник. Постоянно крутится и вертится. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Он веселый, жизнерадостный, ловкий и общительный. Целеустремленный. На что необходимо обратить внимание учителю-логопеду :
обеспечить ребенку доступ к разным видам деятельности;
помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии, удержать внимание и довести работу до конца;
не загружать его неинтересной монотонной работой;
избегать частой смены деятельности;
на столе ребенка не должно быть ничего лишнего;
быть с ребенком требовательным.
Ребенок-меланхолик. Эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться. С трудом включается в игры других детей. Слишком рассудителен, любит уединяться. Быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость. Работая с ребенком-меланхоликом, учитель-логопед придерживается следующих правил:
самое важное – создать спокойную, доброжелательную атмосферу;
часто хвалить ребенка, демонстрируя веру в его способности;
на занятиях можно использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры;
давать ребенку возможность чаще отдыхать.
Ребенок-холерик. Быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. Импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Коррекционную работу учитель-логопед строит, учитывая следующие положения:
самое главное – запастись терпением и спокойствием;
учить ребенка ждать, сдерживать свой импульс;
занять ребенка делом, соответствующим его интересам;
полезны подвижные игры и игры соревновательного характера;
для выработки усидчивости предлагать настольные игры, рисование, конструирование и т. п. ;
контролировать ребенка необходимо постоянно.
Ребенок-флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. Мало фантазирует, предпочитает спокойные игры и занятия. Разговаривает медленно, с паузами. Не любит игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен. Не любит что-либо, а с удовольствием выполняет уже известное. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. Немаловажные особенности ведения педагогического процесса с ребенком-меланхоликом:
никогда не торопить ребенка;
подвижность, активность развивать постепенно;
поощрять даже незначительные проявления расторопности;
полезны игры-соревнования;
можно использовать в качестве помощника будильник, песочные часы для визуального контроля и дозирования времени;
предлагать больше творческих заданий с несколькими вариантами решений;
доверять какие-либо важные дела – такой ребенок очень ответственен и добросовестен.
Оценивая психологические характеристики темперамента, следует отметить, что в каждом из них есть как позитивные, так и негативные проявления. Поэтому важно знать тип темперамента ребенка, чтобы, опираясь на его сильные стороны можно было бы вести коррекционную работу.
Каждый ребенок по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют детей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т. д.).
Почему же необходимо знать, к какой категории относится каждый конкретный ребенок? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а логопеду станет проще выстраивать с ним отношения. Остановимся на каждом типе восприятия информации отдельно.
Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать. Полученная информация достаточно долго удерживается. У такого ребенка наиболее эффективным является индивидуальная и подгрупповая форма работы, так как учитель-логопед может уделить достаточно времени конкретному ребенку. Часто можно слышать, как ребенок-аудиал проговаривает вслух свои действия. Как сделать процесс обучения с аудиалом наиболее эффективным :
прежде всего ребенку необходимо создать спокойную атмосферу для занятий, избегать громких звуков, мешающих сосредоточиться;
в работе чаще использовать рассказ, беседу, голосовые модуляции (изменение по громкости, высоте, голоса различных сказочных персонажей);
использовать аудиозаписи (чистоговорки, скороговорки, песенки, сказки и другой разнообразный речевой материал).
Ребенок-визуал лучше запоминает информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т. д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания. Воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами. Учителю-логопеду в работе с таким ребенком будут полезны следующие рекомендации:
для ребенка очень важно создать комфортные условия для обучения – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (ручки, карандаши, маркеры, листочки и т. д.);
при обучении чтению чаще использовать картинки с названиями предметов;
использовать карточки с разными схемами, символами, рисунками;
при объяснение нового материала дублировать его на доске;
чаще использовать магнитную маркерную доску и цветные маркеры, использовать задания, где требуется подчеркнуть, обвести, соединить предметы друг с другом линиями и т. д.
Ребенок-кинестетик является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия. Очень привязан к родителям, любит, когда его гладят и обнимают. Предпочитает подвижные игры. Начинает писать раньше, чем читать. Читают не охотно. Поэтому учителю-логопеду важно учитывать следующее:
для занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, муляжи овощей и фруктов и т. д. ;
нельзя заставлять кинестетика долго сидеть над заданием, так как усталость быстро накапливается, а внимание рассеивается;
необходимо чередовать физические и умственные нагрузки;
чаще использовать нервно-мышечную память (чтобы запомнить написание слова, ребенок записывает его несколько раз);
наиболее эффективно обучать чтению через письмо;
при обучении использовать жесты, прикосновения, слова, характеризующие ощущения (гладкий, пушистый, теплый, холодный и т. д.).
Учет ведущих типов восприятия при коррекции звукопроизношения является важным условием для полноценного усвоения и переработки информации. Обычные методики построены в основном для визуалов: «Посмотри», «Найди», «Прочитай».
На фронтальных и подгрупповых и индивидуальных занятиях необходимо сочетать самые разнобразные формы работы с детьми :
чередовать работу на горизонтальной и вертикальной поверхности (магнитные маркерные доски, планшеты и мониторы с сенсорными экранами);
располагать учебный материал вблизи и вдали от детей;
на протяжении работы менять темпы деятельности;
использовать аудиозаписи речевого материала, музыкальных произведений с использованием сказочных персонажей;
использовать тихую, громкую, шепотную речь;
чередовать работу с отдыхом;
избегать 30-минутной неподвижной посадки на стульях, проводить обучение, чередуя положения: стоя, сидя на стульях, на диване, на коврике, на специальных подставках, на подушках и т. д. ;
использовать технику самомассажа без предметов и с различными предметами, релаксацию, пальчиковую, дыхательную, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, физминутки, кинезиологические упражнения;
использовать различную цветовую гамму в оформлении пособий;
применять звуковые сигналы (например, колокольчик, свидетельствуюшие о начале и окончании занятия); механические и песочные часы;
ритмизировать изучаемый материал - отстукивать, прохлопывать, пропевать слова и предложения;
создавать наиболее комфортную и благоприятную обстановку для каждого ребенка.
Таким образом, учитывая гендерные особенности мальчиков и девочек, темперамент и ведущий канал восприятия информации, учитель-логопед в дошкольном образовательном учреждении выстраивает свою работу по коррекции речевого развития наиболее эффективно, точно и грамотно. Предложенные методы и приемы работы позволяют педагогу внимательно и бережно относиться к детям, предотвращать нервное перевозбуждение и истощение нервной системы, строить работу на высоком профессиональном уровне.