Елена Сотникова
Повышение степени участия детей в составлении плана работы НОД, самостоятельность детей в выборе форм работы и материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком, с подгруппой или с целой группой детей. Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Публикация «Повышение степени участия детей в составлении плана работы НОД, самостоятельность детей в выборе форм работы и материалов» размещена в разделах
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Много лет мы использовали учебно-дисциплинарную модель взаимодействия. Доминирующий способ взаимодействия – прямое воздействие на ребенка, вопрос - ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия. Стандарт предлагает использовать личностно-ориентированную педагогику, где построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Поэтому меняются и способы достижения результата: сотрудничество, поддержка, обсуждение. Диалог и формы организации : Стандарт предлагает заменить фронтальные занятия по принципу урока на преимущественно, детские виды деятельности.
Целью образования при традиционной системе были знания, и ведущим был процесс обучения, то в Стандарте ведущими являются процессы развития и воспитания.
Изменилась и структура занятия по ФГОС.
Организационный момент
•Пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов
Мотивационно-ориентировочный этап
•Принятие детьми «проблемной ситуации», формулировка и постановка цели и задач
Поисковый этап
•Организация совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; активизация мышления; монологическая и диалогическая формы общения
Практический этап
•Непосредственная продуктивная самостоятельная деятельность детей
Рефлексивно-оценочный этап
•Ситуация самоанализа и самооценка деятельности детей на занятии для достижения поставленной цели, или решения проблемной ситуации.
В первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
Поисковый этап деятельности включает несколько моментов, позволяющих детям осознанно настроиться на учебную деятельность.
Рекомендуем образовательную ситуацию начинать с психолого-педагогического настроя детей на деятельность. Это может быть сюрпризный момент (приход героя, внесение предмета, создание игровой ситуации, рассмотрение жизненной ситуации, использование художественного слова и т. д.). Целью этого этапа является создание эмоционального настроя детей, заинтересованности, сосредоточение внимания через рассматривание, беседу, выполнение упражнений, выражение своего эмоционального состояния по поводу различных событий и т. д.
Например, в первой младшей группе воспитатель организует приход Зайчика, который делится своей проблемой – скоро придут гости, а у него не готово угощение. Дети здороваются с Зайчиком, выслушивают, беседуют, сочувствуют.
Такая деятельность вызовет у детей желание помочь кому-то, научиться самим, научить кого-то, вылепить, нарисовать, составить, то есть выполнить работу, запланированную педагогом. Это и есть создание ситуации «хочу».
В приведенном примере воспитатель подводит детей к желанию помочь Зайке подготовиться к приходу гостей. Дети утешают Зайчика,
проявляя готовность помочь ему.
Далее воспитатель кратко, но точно сообщает тему и программные задачи, что позволит настроить детей на работу, научит осознанно воспринимать информацию.
Так в нашем случае воспитатель говорит детям, что для гостей Зайчика будем готовить морковку, но работать надо аккуратно, дружно и быстро. Дети осознают, что, для кого и как будут лепить.
Для решения поставленной перед детьми задачи, необходимо выявить
детский опыт по теме.
Например, воспитатель выясняет, все ли дети умеют лепить морковку. Дети показывают свои умения словами и жестами.
Иногда стоит необходимость определить значимость новой информации, объединить новую информацию с опытом детей. Это способствует закреплению умений и осознанию нужности информации.
Так воспитатель уточняет, понимают ли дети, какую важную и нужную работу они выполнят, помогая Зайчику и расширяя свои умения. Дети отвечают на вопросы.
Таким образом, действия педагогов и детей в поисковом этапе расписываются в соответствии с предложенным планом.
Педагог Дети
Психолого-педагогический настрой детей на деятельность, сюрпризный момент
Создание ситуации «хочу»
Сообщение темы, программных задач
Выявление детского опыта по теме
Определение значимости новой информации, объединение новой информации с опытом детей. Выполняют упражнения, беседуют, обдумывают, рассматривают, высказывают мнения, …
Проявляют желание научиться, помочь, вылепить.
Осознанно воспринимают информацию, настраиваются на работу
Закрепляют умение,
Понимают нужность информации.
В зависимости от содержания занятия и педагогического опыта в предложенной таблице можно менять местами пункты плана и выделять для себя необходимые.
В соответствии с программными задачами строится поиск решения, определение имеющихся знаний, умений и тех, которым предстоит научиться для достижения цели, решения задачи, что делает более наглядным сюжетное единство образовательной ситуации, помогает детям ориентироваться в ней, придерживаться выбранного пути.
Для активизации мыслительной деятельности детей используются : чередование видов деятельности, задания на развитие творческого воображения, решение логических задач, проблемных ситуаций, кроссвордов, различные виды игр (словесные, грамматические, математические, логические, настольно-печатные, подвижные, народные).
Большое значение имеет игровой метод. Однако следует помнить, что в связи с нарастанием у старших дошкольников опыта деятельности, изменяется удельный вес игровых приемов при постановке и решении учебных задач, уступая место другим приемам, позволяющим формировать осознанное отношение к учебной задаче. Чрезмерное использование в процессе занятий игровых приемов препятствует формированию привычки к систематическому труду, умения прилагать усилия, преодолевать трудности, возникновению активности, связанной с волевым напряжением. В то же время недостаточное использование игровых приемов, «сухая» подача учебного материала приведет к тому, что у дошкольников не будет возникать стремление следовать указаниям педагога, выполнять предложенные задания, искать ответы на поставленные вопросы, и тогда пропадет желание заниматься.
В связи с этим, решая новые учебные задачи, необходимо сочетать игровой и учебный методы и продумывать смену деятельности, вводить мотивы, побуждающие выполнять работу качественно. Важно обеспечить активное участие всех воспитанников в решении учебных задач, умело используя совместную и самостоятельную деятельность.
С учетом предложенных рекомендаций для эффективного проведения организованной учебной деятельности рекомендуем при планировании поискового этапа придерживаться определенного плана.
Педагог Дети
Подведение к восприятию новой темы
Создание ситуации поиска новой информации, ориентирование ребенка на исследование проблемы
Организация опытно-поисковой, экспериментальной, трудовой деятельности, оказание необходимой помощи и поддержки в процессе познания
Закрепление информации
Организация физминутки
Психолого-педагогическое сопровождение по пути познания, групповая, индивидуальная, самостоятельная, совместная деятельность Участвуют в диалоге с воспитателем
Активно ищут ответ, высказывают предположения, мнения
Действуют, делают выводы
Осознают, запоминают полученную информацию
Образно воспринимают информацию, получают физическую нагрузку,
снимают напряжение
Действуют, стремятся довести начатое, до логического завершения, представляют результат деятельности
В зависимости от содержания занятия и педагогического опыта в предложенной таблице можно менять местами пункты плана и выделять для себя необходимые.
Подведение к восприятию новой темы помогает активизировать психические процессы ребенка для более качественного усвоения материала.
Продолжим рассматривать образовательную ситуацию по лепке в первой младшей группе.
Воспитатель организует дидактическую игру «Идем на огород за морковкой». Дети отправляются на «огород», из растущих там овощей выбирают морковь, участвуют в диалоге с воспитателем.
Создавая ситуацию поиска новой информации и ориентируя ребенка на исследование проблемы, воспитатель учит детей выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче.
Например, это проблематизация: из чего лепить, как лепить? Воспитатель активизирует мыследеятельность детей. Дети, анализируя подготовленную обстановку и исходя из опыта, высказывают свои предположения.
Вовлечение детей в процесс опытно-поисковой, экспериментальной, трудовой деятельности, умело направленная работа воспитателя на умение действовать, воспринимать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, позволяет добиться лучших результатов в развитии компетентности.
В рассматриваемом примере, согласно структуре образовательной ситуации по лепке, воспитатель проводит обследование, показ, объяснение. Благодаря инструкциям воспитателя и обследованию предмета, дети понимают его особенности и воспринимают процесс лепки.
Процесс запоминания предполагает неоднократное повторение, закрепление информации. Это может быть дидактическая игра, проговаривание, беседа.
На лепке в первой младшей группе этот момент называется планирование. Дети кратко и четко проговаривают последовательность работы.
Необходимо уделять должное внимание двигательной активности, иначе у детей нарушается баланс в образовательной области, что приводит к переутомлению и снижению иммунитета. Педагогический процесс строится на основе гармоничного сочетания индивидуальных, подгрупповых и групповых форм организаций, образовательная ситуация организуется на основе общения, игры, экспериментально-поисковой, двигательной деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Физминутки, проводимые в соответствии с темой, дают физическую нагрузку, снимают напряжение, а также помогают образно воспринимать информацию.
В нашем примере воспитатель организует игру на развитие мелкой моторики руки «Подготовим пальчики лепить морковку». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Психолого-педагогическое сопровождение по пути познания, групповая, индивидуальная, самостоятельная, совместная деятельность позволяет каждому ребенку проявить себя, реализовать свои способности в соответствии с задачами образовательной ситуации, представить результат своей деятельности.
Воспитатель вместе с Зайчиком предлагает начать работу. Дети проходят к рабочему месту, лепят морковки, опираясь на полученные знания, показывают Зайчику готовые морковки. Воспитатель направляет деятельность детей, проводит индивидуальную работу, закрепляет технику лепки, побуждает детей довести начатую работу до логического завершения.