Елена Владимировна Арапова
Консультация «Повышение родительской компетенции»
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение родительской компетентности.
Специальные занятия на родительских собраниях.
Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца, матери, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Психолого-педагогическое формирование родительства включает два аспекта:
1. Формирование родительства как средства воспитания ребенка.
Публикация «Консультация „Повышение родительской компетенции“» размещена в разделах
2. Формирование родительства как частного случая социализации ребенка в сфере передачи представлений о семейных ролях, родительских и супружеских функциях. В рамках родительских собраний представляется возможным создавать условия для формирования осознанного отношения к родительству, осознания своих педагогических воздействий на ребенка. Здесь основной является работа по усовершенствованию своей личности — личностный рост родителя.
Осознанное родительство включает в себя : • осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образе супруга как родителя общего ребенка, осознанность установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания; • понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, родительской составляющей своей личности.
Предложенные варианты. Занятий основаны на работах доктора психологических наук Р. В. Овчаровой «Осознанное родительство» специальные занятия с родителями имеют цели :
• формирование осознания важности родительской роли, сопричастности своей семье и процессам, происходящим в ней;
• • согласование родительских представлений, ролей, позиций, стилей воспитания, установок от ожиданий супругов;
• повышение родительской компетентности;
• гармонизация семейных взаимоотношений через формирование культуры переживаний и выражения своих чувств. Для проведения данных занятий классному руководителю, школьному психологу, социальному педагогу необходима специальная организация пространства. Лучше всего, если родители сядут в круг или полукруг. Расположение по кругу обеспечивает высокий уровень вовлеченности в работу. В большинстве своем предлагаемые задания выполняются каждым участником индивидуально (одно упражнение на одном родительском собрании, и каждому предоставляется возможность говорить. В кругу все находятся в равных условиях, никто не выделяется. Это способствует возникновению чувства общности, сплоченности, защищенности. Создается атмосфера большего тепла и доверия. Круговое расположение обеспечивает свободу передвижения участников для выполнения заданий в группах. Каждый пришедший на собрание родитель участвует в упражнениях по кругу. Но если кто-то не хочет говорить в самом начале, его не надо принуждать, однако следует вернуться к нему в конце круга. Может быть, он будет готов высказать свое мнение.
Упражнение «Знакомство» (10-15 мин) Цель: познакомиться, снять напряжение. Каждый участник по кругу должен назвать свои имя (отчество) и фамилию и ответить на вопросы: — Кто Вы по профессии? — Чем Вы любите заниматься в свободное время? Какие у Вас увлечения? — Какое у Вас сейчас настроение? Комментарии. Упражнения на снятие напряжения должны быть на каждом подобном занятии. Это могут быть упражнения: «Рукопожатие» (пожать руку всем, кто сидит рядом с Вами); «Улыбка» (улыбнуться соседу справа и соседу слева);
«Комплимент» (сказать приятные слова соседям слева и справа) и др. РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ Упражнение “Переходим на один язык” (40 мин) Цель: рефлексия опыта родительства, осознание понятия «родительство». Каждый участник в течение 2-3 мин пишет свои ассоциации к слову «родительство». Общее обсуждение вопросов: — Стремление стать родителем врожденное или приобретается в течение жизни? — Какие факторы влияют на исполнение родительской роли (родительская семья, друзья, мораль общества? — Являются ли мои роли согласованными с супругом (супругой? — В каких сферах воспитания, в каких вопросах чаще возникают разногласия? Упражнение «Зеркало» (45 мин) Цель: помочь участникам сформулировать свои личностные затруднения в сфере родительства, дать им понять, что родители не одиноки в своих переживаниях и проблемы есть у каждой семьи. Разделить лист на две части. В первой части завершить фразу «В родительстве мне нравится…», во второй — «В родительстве особенно трудно и неприятно…». Обсуждение созвучных проблем по схеме: — Какие проблемы я выделяю? — Какова моя роль в возникновении проблем? — Как изменится ситуация, если проблема будет решена? — Какие затруднения других родителей, рассказанные ими сейчас, мне показались неожиданными? — Как можно решить данные проблемы? — Чего больше в родительстве : радостей или огорчений? Упражнение «Воспоминания детства» (40 мин) Цель: актуализация состояния «Я – ребенок» (по Э. Берну). Разговор по кругу: вспомнить и рассказать о самой первой, самой любимой: - игрушке; - книжке; - песне; - считалке; - игре. Можно привести яркое воспоминание из детства. Рефлексия: — Понравилось ли вам упражнение? — На какие размышления вас навело участие в упражнении?