Алла Подрезова
Повышение профессиональной компетентности на основе использования лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи [1].
Публикация «Повышение профессиональной компетентности на основе использования лэпбука» размещена в разделах
- Лэпбук «Профессии»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Каждый педагог находится в поиске новых форм организации образовательной деятельности. Результатом моего поиска стала тематическая папка или «Лэпбук». Я решила познакомиться с данной технологией и использовать её в своей работе с детьми.
«Лэпбук» - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может использовать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Также это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования [3].
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность, стремление к новизне. Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся,
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии [4].
Свою работу по данной теме я начала с изучения теоретической базы, изучения литературы и методик. Мною был проанализирован немногочисленный опыт работ отечественных и зарубежных педагогов по данной теме с использованием интернет - ресурсов. Затем я изучила технологию создания «Лэпбука», которая включала в себя 3 этапа: выбор темы, составление плана, создание макета.
С целью повышения уровня самообразования, а также для развития познавательных способностей детей, мною были изготовлены методические пособия - лэпбуки на тему : «ПДД для взрослых и детей», «По дорогам русских народных сказок», «Играем-развиваем язычок», «Дикие животные», «В лесу», «Изучаем тело человека», «Транспорт», «Космос», «Круглый год».
Затем была разработана система мероприятий по внедрению данных методических пособий в учебный процесс с целью повышения профессиональной компетентности на основе использования «Лэпбука».
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или «лэпбук» [2]. Пособия использовались мною во время НОД и самостоятельной деятельности. Были разработаны и проведены занятия по познавательному развитию с лэпбуком «По дорогам русских народных сказок» а также «Дикие животные - наши друзья». Но самое главное, что в любое удобное время ребенок просто открывал лэпбук и с радостью повторял пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук также хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
Чтобы разнообразить предметно-развивающую среду и сделать её более содержательной и насыщенной я также применила изготовленные пособия для оформления уголков в группе и постаралась организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Особое внимание уделила развивающему характеру предметной среды и стимуляции познавательной активности детей. Поэтому «Лэпбук» очень хорошо вписался в данную концепцию и помог организовать и разнообразить образовательное пространство.
Для распространения моего педагогического опыта и с целью демонстрации методов и приёмов работы по данной теме, а также для повышения профессиональной компетентности был проведён мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство познавательного развития дошкольников», где педагоги познакомились с новой технологией, этапами и способами её создания.
Так как в современной педагогике очень мало материалов об опытах использования данного методического пособия, то мы в своей группе решили немного поэкспериментировать. С этой целью мною был разработан и внедрён в учебный процесс, образовательный проект «Лэпбук - наш помощник и друг», в котором дети принимали непосредственное участие и с удовольствием наблюдали за результатами своего труда. Целью проекта стало изучение возможностей использования представленного методического пособия как средства обучения детей дошкольного возраста, развитие познавательных интересов, а также повышение творческого педагогического мастерства.
Итогом моей работы в данном направлении было написание опыта «Лепбук как инновационное средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста». Основные принципы, которые использовались при реализации проекта: комплексно-тематический, личностно-ориентированный и деятельный подход, создание активной развивающей предметно-пространственной среды. Практическая ценность этой работы состоит в использовании материалов, методических разработок по применению технологии «Лэпбук» в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.
В условиях развития образования, педагогу необходимо искать новые методы и формы работы, которые помогали бы ему воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу. Применяя в своей работе технику создания интерактивной папки, появляется возможность подготовить личность, адаптированную к новым условиям жизни. Лэпбук— это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это развитие творчества, исследовательских навыков, которые однажды зародившись, будут развиваться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов [5].
Таким образом, мы видим, что представленный метод актуален и очень эффективен. Работа по данной теме помогла мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство.
Список литературы:
1. Артемьева Е. А. Лэпбук как технология развития познавательно – исследовательской деятельности. Технологии образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: сборник статей всероссийского форума работников системы дошкольного образования. Выпуск№ 7 – Самара, СИПКРО, 2015.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
3. Кашицева О. А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto.
4. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln.
5. Новикова Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 182-185.