Папки-передвижки

Повышение мотивации к познанию окружающего мира посредством использования проблемно-поисковых игровых заданий

Оксана Павлова
Повышение мотивации к познанию окружающего мира посредством использования проблемно-поисковых игровых заданий
▼ Скачать + Заказать документы

Технология опыта

Цель опыта заключается в создании комплекса проблемно-поисковых игровых заданий, реализуемых на прогулке и направленных на повышение мотивации к познанию окружающего мира у старших дошкольников

Для решения главной цели определены следующие задачи :

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по ознакомлению с окружающим миром во время прогулки;

- разработать комплекс проблемно-поисковых игровых заданий для повышения мотивации к познанию окружающего мира у дошкольников

Публикация «Повышение мотивации к познанию окружающего мира посредством использования проблемно-поисковых игровых заданий» размещена в разделах

- создавать эмоционально положительный настрой, интерес и побуждение к познанию окружающего мира на прогулке;

- наладить взаимодействие с родителями по реализации комплекса проблемно-поисковых игровых заданий.

Основная форма жизнедеятельности ребенка - активность, которая является необходимым условием его развития. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития в современных условиях. Вне активности невозможны ни познание, ни усвоение нравственного опыта, ни деятельность ребенка. Но любой активности предшествует мотивация. Именно мотивация к познанию окружающего мира закладывает основы к познанию средств и способов познания вообще.

С самого рождения ребенка окружает природный и рукотворный мир, который он стремиться познать, потому что им движет природное любопытство. Увидев что-то новое, неизвестное, ребенок стремиться потрогать, пощупать, исследовать. Неизведанное является мотивирующим стимулом к познанию. Выходя ежедневно на прогулку, на площадку детского сада, ребенок уже знает, кажется, на ней все: деревья, кустарники, веранда, горка, песочница… Все давно изучено, поэтому ребенок бежит играть.

Заинтересовать и смотивировать ребенка на познание окружающей действительности помогает игра, игровая проблемная ситуация, в которой предполагается оказание помощи литературному герою или просто животному, растению. Именно на данные особенности ребенка опирались педагоги при создании и применении такой формы вовлечения в процесс познания окружающего мира играя, как эко-загадайки.

Дошкольники среднего дошкольного возраста уже имели достаточный багаж природоведческих знаний, на который педагоги опирались при составлении комплекса последовательных заданий на прогулке.

В приемной комнате появился стенд в виде почтового ящика с липучками, на который педагоги прикрепляли перед прогулкой, в тайне от детей, портрет героя, приславшего эко-загадайку, которую дошкольники должны отгадать во время прогулки. Форма эко-загадайки менялась в зависимости от содержания, но всегда являлась логическим продолжением изученного материала во время организованной образовательной деятельности спроецированного на окружающий мир и предлагаемые программой виды наблюдений в природе. Если послание приходило от животного, то форма письма приобретало вид следа этого животного, если от растения – форма листа. Заданий эко-загадайке было несколько, но они предлагались детям последовательно: выполнив или отгадав одну загадку, они тут же получали следующее задание или вопрос. Например, дети увидели рисунок березки и рядом на ее листочке написана загадка: «На пенечке, под листочком сидит старичок-лесовичок. Кто его находит, тот лучше всех считает». Выйдя на свой прогулочный участок, дошкольники разыскали игрушку старичка-лесовичка, в руке у которого была картинка березки. Беседуя с воспитателем, дети приходят к выводу, что им нужно сосчитать сколько березок растет на участке (закрепление счета). На самой дальней березке, которую дошкольники сосчитали последней, висела ленточка. После того, как ребята перебрали все варианты возможных заданий с ленточкой (развитие фантазии и воображения, педагог вынимает разноцветные ленты разной длины и предлагает привязать ленточки к березкам: самую длинную ленточку самой высокой березке, самую короткую – самой низкой. После выполнения всех запланированных заданий педагог побеседовала с детьми о березках, об окрасе листьев, стволов, вспомнила стихотворения о красавице-березке. Как бы невзначай педагог вынула из кармана еще одну красную ленточку и предлагает поиграть в хороводную игру «Веселая карусель».

В зимнее время дошкольники разгадывали послания от птички-невилички (воробья) : «Коричневый комочек по снежку прыгает, весело чирикает, крошек ожидает». Выйдя на улицу, дети не обнаружили прыгающих воробьев, но нашли 2 кормушки, которые необходимо было собрать и повесить. А корм для воробушек, который спрятала запасливая белочка пришлось искать по всему участку. Вернувшись с прогулки, ребята с удовольствием наблюдали из окна за стайкой воробьев, лакомившихся оставленным детьми угощением.

Ребята с интересом и нетерпением ожидали «корреспонденции» от неожиданных друзей. В старшей группе педагоги не всегда размещали портрет составителя эко-загадайки, давая возможность угадать по следу и форме послания автора.

С возрастом усложнились и задания : детям предлагалось разбиться на подгруппы и каждой группе было подготовлено свое задание. Например, найти на участке что-то круглое, найти что-то мохнатое, наитии что-то серо-буро-малиное и т. д. Чем загадочнее и неопределеннее задание, тем больше вариантов ответов появлялось у дошкольников. Но найдя это что-то, дети делали из этого что-либо нужное и полезное для животных, растений или человека. Например, составить коллекцию, собранные семена скормить птичкам зимой, использовать природный материал для поделок или природных композиций. Экологическая направленность всех собранных материалов соблюдалась всегда и пропагандировалась не только среди детей, но и взрослых: не ломать веточки, не срывать листочки, цветы, не собирать насекомых и т. п.

Правила поведения в природе дошкольники составили самостоятельно в результате многочисленных наблюдений и выполненных заданий. Дошкольники испытывают особый интерес к насекомым и паукообразным: одни любят их собирать в кулачок, в коробочку, другие, наоборот, бояться их и стараются уничтожить. Ребенок должен бережно относится к природе из чувства уважения и любви, а не боязни перед неизведанным. Поэтому педагоги в теплый период года проводили акции, посвященные муравьям, пчелам, паукам, божьим коровкам и другим мелким обитателям участка. Дошкольники ходили по участку с лупами, рассматривая «экземпляры», затем, как истинные ученые, бежали к столику и зарисовывали увиденное в свой дневничок, например, муравья. Вечером, уходя домой, «Дневничок муравья» ребенок забирал с собой и вместе с родителями дополнялся интересными фактами, рисунками или картинками.

В подготовительной к школе группе проблемно-поисковые игровые задания усложнились проведением опытов с объектами природного и предметного окружения.

Например, на стенде в уголке «Загадайка» воспитатели разместили картинку с пальмой. Дети были в недоумении: в нашем городе пальмы не растут! Беседа-дисскусия выявила причины такого утверждения дошкольников. На участке дети обнаружили финиковую пальму в горшке, рядом лежала картинка рябины. В процессе беседы ребята сделали вывод, что пальму лучше унести в группу, а рябинку хорошо бы посадить на участке и ухаживать за ней. С помощью родителя ребенка группы приобрели саженец и все вместе посадили и ухаживали, вели дневник наблюдений, озаглавив его «Наша рябинка». Комнатная пальма также не осталась без внимания: акция «Наша пальмочка» велась параллельно. Каждый месяц сравнивались результаты наблюдений над «опытными образцами», деревца фотографировались, делались выводы. Данная акция продолжалась в течение учебного года и после выпускного утренника заботы о рябинке и пальме были переданы дошкольникам младшей группы.

В зимнее морозное время была размещена фотография детей, которые решили «лизнуть» железную трубу на морозе. Трагичную ситуацию обсудили и решили не повторять ошибки других детей. На прогулке дети обнаружили замерзшую варежку на холодной стойке веранды. Из варежки выпал план участка с загадочным маршрутом, пройдя по которому дети обнаружили небольшую «лабораторию» и под руководством взрослого провели ряд опытом с водой и снегом. В конце прогулки дети с удовольствием рассматривали получившийся разноцветный снег.

Подготовка и проведение таких увлекательных прогулок в течение учебного года требовали от педагогов большой подготовки, изучения научно-популярной литературы и сайтов интернета. Помощниками в работе стали родители, дедушки и бабушки.

Родители вовлекались в образовательный процесс через беседы, консультации, совместные мероприятия. Как воспитатель, так и родитель должен обладать научными сведениями об окружающем мире, чтобы у взрослых складывались единые требования к изучению познавательного материала. Мотивация родителей к познанию природного и предметного мира происходила через анкеты, тесты, которые позволяли задуматься родителей о достоверности имеющихся у него знаний. Природоведческие тесты содержали вопросы, неправильные ответы на которые часто допускали взрослые: сколько ног у насекомых, пауков; кусаются ли пауки; птицы – это животные и т. п. В старших группах дошкольники сами обращались за помощью к родителям в поиске интересующей их информации.

Педагоги вовлекали родителей в проведение природоведческих конкурсов, акций, праздников «Осенние посиделки», «Чаепитие у Мухи Цокотухи», «Весенние вытворяшки» и другие.

Особенно родителям понравились короткие рекомендации по проведению прогулок с ребенком в природу, в которых приводились примеры игр-забов, увлекательных заданий и совместных поделок их природного и бросового материала. Результатом работы являлись выставки совместных поделок, фотоколлажей, фотоальбомы о природных объектах родной Белгородчины. Знакомясь с природными объектами Старооскольского района, родители получали от воспитателей информацию об уникальных объектах Белгородской области: трехсотлетнем дубе в Белгородском районе, Круглом здании в Грайворонском районе. К природным уникальным объектам Белгородчины относятся и воронцы– народное название пиона тонколистного, редкого растения, занесенного в Красную книгу. Они до сих пор цветут в Вейделевском районе, за что его называют Воронцовским краем.

Совместные усилия педагогов и родителей в повышении мотивации в области ознакомления окружающего мира способствовали активизации познавательного интереса у дошкольников, развитию интеллекта и фантазии.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Экспериментирование – эффективный.

Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению Актуальность Сегодня я представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение.

«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы) Выступление из опыта работы по теме «Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке».

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано,.

Интегрированное занятие по познанию окружающего мира для старших дошкольников «Спасение сказочной планеты» Интегрированное занятие по познанию окружающего мира для старших дошкольников "Спасение сказочной планеты" Программное содержание: расширять.

Использование проблемно-игровых технологий в развитии элементарных математических представлений Использование проблемно - игровых технологий в развитии элементарных математических представлений. Логические и математические игры. «Сложи.

Конспект НОД по познанию окружающего мира на тему «Ознакомление с игрушками родного Мордовского края» (средняя группа) МАОУ «Прогимназия №119» Конспект НОД по познанию окружающего мира на тему: «Ознакомление с игрушками родного края» (средняя группа).

Конспект занятия по познанию окружающего мира во второй младшей группе «Игрушки» Цель: обобщить знания по теме кавычки «Игрушки», учить сравнивать предметы; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую.

Профилактика нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых пособий Осадчева К. П. Воспитатель МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное» Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы.

Формирование ориентировочно-исследовательских действий у детей раннего возраста с предметами посредством игровых заданий «Формирование ориентировочно-исследовательских действий у детей раннего возраста с предметами через игровые задания» Малыш – природный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Повышение мотивации к познанию окружающего мира посредством использования проблемно-поисковых игровых заданий
Опубликовано: 18 октября 2019 в 13:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение мотивации к познанию окружающего мира посредством использования проблемно-поисковых игровых заданий» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД