Оксана Павлова
Повышение мотивации к познанию окружающего мира посредством использования проблемно-поисковых игровых заданий
▼ Скачать + Заказать документы
Технология опыта
Цель опыта заключается в создании комплекса проблемно-поисковых игровых заданий, реализуемых на прогулке и направленных на повышение мотивации к познанию окружающего мира у старших дошкольников
Для решения главной цели определены следующие задачи :
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по ознакомлению с окружающим миром во время прогулки;
- разработать комплекс проблемно-поисковых игровых заданий для повышения мотивации к познанию окружающего мира у дошкольников
Публикация «Повышение мотивации к познанию окружающего мира посредством использования проблемно-поисковых игровых заданий» размещена в разделах
- создавать эмоционально положительный настрой, интерес и побуждение к познанию окружающего мира на прогулке;
- наладить взаимодействие с родителями по реализации комплекса проблемно-поисковых игровых заданий.
Основная форма жизнедеятельности ребенка - активность, которая является необходимым условием его развития. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития в современных условиях. Вне активности невозможны ни познание, ни усвоение нравственного опыта, ни деятельность ребенка. Но любой активности предшествует мотивация. Именно мотивация к познанию окружающего мира закладывает основы к познанию средств и способов познания вообще.
С самого рождения ребенка окружает природный и рукотворный мир, который он стремиться познать, потому что им движет природное любопытство. Увидев что-то новое, неизвестное, ребенок стремиться потрогать, пощупать, исследовать. Неизведанное является мотивирующим стимулом к познанию. Выходя ежедневно на прогулку, на площадку детского сада, ребенок уже знает, кажется, на ней все: деревья, кустарники, веранда, горка, песочница… Все давно изучено, поэтому ребенок бежит играть.
Заинтересовать и смотивировать ребенка на познание окружающей действительности помогает игра, игровая проблемная ситуация, в которой предполагается оказание помощи литературному герою или просто животному, растению. Именно на данные особенности ребенка опирались педагоги при создании и применении такой формы вовлечения в процесс познания окружающего мира играя, как эко-загадайки.
Дошкольники среднего дошкольного возраста уже имели достаточный багаж природоведческих знаний, на который педагоги опирались при составлении комплекса последовательных заданий на прогулке.
В приемной комнате появился стенд в виде почтового ящика с липучками, на который педагоги прикрепляли перед прогулкой, в тайне от детей, портрет героя, приславшего эко-загадайку, которую дошкольники должны отгадать во время прогулки. Форма эко-загадайки менялась в зависимости от содержания, но всегда являлась логическим продолжением изученного материала во время организованной образовательной деятельности спроецированного на окружающий мир и предлагаемые программой виды наблюдений в природе. Если послание приходило от животного, то форма письма приобретало вид следа этого животного, если от растения – форма листа. Заданий эко-загадайке было несколько, но они предлагались детям последовательно: выполнив или отгадав одну загадку, они тут же получали следующее задание или вопрос. Например, дети увидели рисунок березки и рядом на ее листочке написана загадка: «На пенечке, под листочком сидит старичок-лесовичок. Кто его находит, тот лучше всех считает». Выйдя на свой прогулочный участок, дошкольники разыскали игрушку старичка-лесовичка, в руке у которого была картинка березки. Беседуя с воспитателем, дети приходят к выводу, что им нужно сосчитать сколько березок растет на участке (закрепление счета). На самой дальней березке, которую дошкольники сосчитали последней, висела ленточка. После того, как ребята перебрали все варианты возможных заданий с ленточкой (развитие фантазии и воображения, педагог вынимает разноцветные ленты разной длины и предлагает привязать ленточки к березкам: самую длинную ленточку самой высокой березке, самую короткую – самой низкой. После выполнения всех запланированных заданий педагог побеседовала с детьми о березках, об окрасе листьев, стволов, вспомнила стихотворения о красавице-березке. Как бы невзначай педагог вынула из кармана еще одну красную ленточку и предлагает поиграть в хороводную игру «Веселая карусель».
В зимнее время дошкольники разгадывали послания от птички-невилички (воробья) : «Коричневый комочек по снежку прыгает, весело чирикает, крошек ожидает». Выйдя на улицу, дети не обнаружили прыгающих воробьев, но нашли 2 кормушки, которые необходимо было собрать и повесить. А корм для воробушек, который спрятала запасливая белочка пришлось искать по всему участку. Вернувшись с прогулки, ребята с удовольствием наблюдали из окна за стайкой воробьев, лакомившихся оставленным детьми угощением.
Ребята с интересом и нетерпением ожидали «корреспонденции» от неожиданных друзей. В старшей группе педагоги не всегда размещали портрет составителя эко-загадайки, давая возможность угадать по следу и форме послания автора.
С возрастом усложнились и задания : детям предлагалось разбиться на подгруппы и каждой группе было подготовлено свое задание. Например, найти на участке что-то круглое, найти что-то мохнатое, наитии что-то серо-буро-малиное и т. д. Чем загадочнее и неопределеннее задание, тем больше вариантов ответов появлялось у дошкольников. Но найдя это что-то, дети делали из этого что-либо нужное и полезное для животных, растений или человека. Например, составить коллекцию, собранные семена скормить птичкам зимой, использовать природный материал для поделок или природных композиций. Экологическая направленность всех собранных материалов соблюдалась всегда и пропагандировалась не только среди детей, но и взрослых: не ломать веточки, не срывать листочки, цветы, не собирать насекомых и т. п.
Правила поведения в природе дошкольники составили самостоятельно в результате многочисленных наблюдений и выполненных заданий. Дошкольники испытывают особый интерес к насекомым и паукообразным: одни любят их собирать в кулачок, в коробочку, другие, наоборот, бояться их и стараются уничтожить. Ребенок должен бережно относится к природе из чувства уважения и любви, а не боязни перед неизведанным. Поэтому педагоги в теплый период года проводили акции, посвященные муравьям, пчелам, паукам, божьим коровкам и другим мелким обитателям участка. Дошкольники ходили по участку с лупами, рассматривая «экземпляры», затем, как истинные ученые, бежали к столику и зарисовывали увиденное в свой дневничок, например, муравья. Вечером, уходя домой, «Дневничок муравья» ребенок забирал с собой и вместе с родителями дополнялся интересными фактами, рисунками или картинками.
В подготовительной к школе группе проблемно-поисковые игровые задания усложнились проведением опытов с объектами природного и предметного окружения.
Например, на стенде в уголке «Загадайка» воспитатели разместили картинку с пальмой. Дети были в недоумении: в нашем городе пальмы не растут! Беседа-дисскусия выявила причины такого утверждения дошкольников. На участке дети обнаружили финиковую пальму в горшке, рядом лежала картинка рябины. В процессе беседы ребята сделали вывод, что пальму лучше унести в группу, а рябинку хорошо бы посадить на участке и ухаживать за ней. С помощью родителя ребенка группы приобрели саженец и все вместе посадили и ухаживали, вели дневник наблюдений, озаглавив его «Наша рябинка». Комнатная пальма также не осталась без внимания: акция «Наша пальмочка» велась параллельно. Каждый месяц сравнивались результаты наблюдений над «опытными образцами», деревца фотографировались, делались выводы. Данная акция продолжалась в течение учебного года и после выпускного утренника заботы о рябинке и пальме были переданы дошкольникам младшей группы.
В зимнее морозное время была размещена фотография детей, которые решили «лизнуть» железную трубу на морозе. Трагичную ситуацию обсудили и решили не повторять ошибки других детей. На прогулке дети обнаружили замерзшую варежку на холодной стойке веранды. Из варежки выпал план участка с загадочным маршрутом, пройдя по которому дети обнаружили небольшую «лабораторию» и под руководством взрослого провели ряд опытом с водой и снегом. В конце прогулки дети с удовольствием рассматривали получившийся разноцветный снег.
Подготовка и проведение таких увлекательных прогулок в течение учебного года требовали от педагогов большой подготовки, изучения научно-популярной литературы и сайтов интернета. Помощниками в работе стали родители, дедушки и бабушки.
Родители вовлекались в образовательный процесс через беседы, консультации, совместные мероприятия. Как воспитатель, так и родитель должен обладать научными сведениями об окружающем мире, чтобы у взрослых складывались единые требования к изучению познавательного материала. Мотивация родителей к познанию природного и предметного мира происходила через анкеты, тесты, которые позволяли задуматься родителей о достоверности имеющихся у него знаний. Природоведческие тесты содержали вопросы, неправильные ответы на которые часто допускали взрослые: сколько ног у насекомых, пауков; кусаются ли пауки; птицы – это животные и т. п. В старших группах дошкольники сами обращались за помощью к родителям в поиске интересующей их информации.
Педагоги вовлекали родителей в проведение природоведческих конкурсов, акций, праздников «Осенние посиделки», «Чаепитие у Мухи Цокотухи», «Весенние вытворяшки» и другие.
Особенно родителям понравились короткие рекомендации по проведению прогулок с ребенком в природу, в которых приводились примеры игр-забов, увлекательных заданий и совместных поделок их природного и бросового материала. Результатом работы являлись выставки совместных поделок, фотоколлажей, фотоальбомы о природных объектах родной Белгородчины. Знакомясь с природными объектами Старооскольского района, родители получали от воспитателей информацию об уникальных объектах Белгородской области: трехсотлетнем дубе в Белгородском районе, Круглом здании в Грайворонском районе. К природным уникальным объектам Белгородчины относятся и воронцы– народное название пиона тонколистного, редкого растения, занесенного в Красную книгу. Они до сих пор цветут в Вейделевском районе, за что его называют Воронцовским краем.
Совместные усилия педагогов и родителей в повышении мотивации в области ознакомления окружающего мира способствовали активизации познавательного интереса у дошкольников, развитию интеллекта и фантазии.