Минкина Виолета
Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
3 слайд
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда представляет комплекс взаимосвязанных игровых центров, стимулирующих развитие различных видов деятельности: игровой, познавательной, художественной, трудовой и др.
И так, что входит в развивающую предметно-пространственную среду организации :
- использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе;
- элементы цифровой образовательной среды;
- пространство сотрудничества и творческой самореализации ребенка и взрослого.
4 слайд
Специалисты РАО предлагают разделить комплектующие развивающей предметно - пространственной среды на две части :
1) инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО;
2) вариативную, учитывающую социокультурные и региональные особенности детского сада.
5 слайд
Главная задача детского сада – создать образовательное пространство, обеспечивающее единство РППС и содержательное общение взрослых и детей. При этом РППС должна соответствовать:
ФОП ДО и ФГОС ДО;
возрастным особенностям детей;
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.
6 слайд
• В групповых помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам: активной деятельности, спокойной деятельности, познания и творчества.
• В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т. д. В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места приема пищи. В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества.
• Деление пространств условно, поскольку текущая задача или замысел детей могут трансформировать все групповое помещение в пространство для активной деятельности или пространство познания и творчества. Например, при организации театрализованной игры, вся группа может превратиться в «театральный зал».
7 слайд
Другой вариант проектирования среды – использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.
Можно организовать 11 функциональных модулей:
Обратите внимание они перечислены на экране.
8 слайд
Развивающая предметно-пространственная среда представляет комплекс взаимосвязанных игровых центров, стимулирующих развитие различных видов деятельности: игровой, познавательной, художественной, трудовой и др.
Поэтому, можно оформить групповую комнату по центрам детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности по ООП ДО.
Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников. Например, в группах раннего, младшего возраста создайте шесть центров детской активности. Вы видите их на экране.
9 слайд
В группах для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет предусмотрите комплекс из 12 центров детской активности.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
10 слайд
Преимущество правильно созданной среды в том, что появляется возможность приобщать всех воспитанников к активной самостоятельной деятельности. Каждый воспитанник выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из–за игрового оборудования, пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. А это в свою очередь способствует положительному эмоциональному настрою детей и свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
11 слайд
Необходимо помнить о том, что развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации, прежде всего, должна обеспечивать безопасность жизни воспитанников, а за тем, должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• эстетически-привлекательной.
Она не может быть построена окончательно. Необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно– развивающей среды в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
12 слайд
Таким образом, развивающая среда создается с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.