Патенко Марина Алексеевна
Построение простейших физических приборов в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил: воспитатель Патенко Марина Алексеевна
Цель:
создание условий для развития познавательных интересов, самостоятельной поисковой деятельности.
Задачи:
- развивать у детей интерес к поисковой деятельности;
- развивать познавательный интерес детей: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- учить устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы;
- развивать мышление, речь в процессе познавательно – исследовательской деятельности;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Актуальность:
Публикация «Построение простейших физических приборов в ДОУ» размещена в разделах
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Содержание обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Для детей 3-4 лет одной из них является познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними). Ребенок дошкольного возраста-природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Л. С. Выготский
Благодаря развитию познавательно- исследовательской деятельности у детей развивается детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей склонен наблюдать и экспериментировать.
Была изучена литература: Тугушева Г. П, Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (2007г., Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» 2010 г., Методические рекомендации под редакцией Прохоровой Л. Н. (2005г., интернет- ресурсы.
С помощью родителей и воспитателей в течении учебного года в группе пополнялся центр исследовательской деятельности. В центре расположен материал для проведения опытов и экспериментов.
Материалы и оборудование нашего уголка: коробочки, баночки, открытки с изображением, растений, животных, бутылки, стаканы разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки, палочки, медицинские шприцы, трубочки, шарики и т. п. – всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Дети самостоятельно брали материал, рассматривали, изучали, придумывали игры, проводили эксперименты.
В своей работе я выбирала такие формы воспитательного процесса, которые не наносили ущерба здоровью детей; доброжелательно и терпеливо подводила детей к изучению данной темы; формировала социальные навыки: общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства; формировала практическую деятельность «Мы-исследователи!»; создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка, поощряла стремление ребенка предлагать свой способ работы.
С детьми проводила занятия, беседы, игры, опыты, эксперименты.
В ходе работы мною были предложены следующие простейшие приборы :
№ Название Из чего состоит
1 Линейка Картон
2 Электроскоп Банка с крышкой, гвоздь, кусочки фольги
3 Маятник Ньютона Нитки, бусины, подставка
4 Маятник Нитка, бусина
5 Сообщающиеся сосуды Шприцы, трубка
Детям было интересно узнавать как называются эти приборы, задавали вопросы, почему у них такое название, в чем заключается принцип их работы, применяли на практике, пытались самостоятельно собрать данные приборы.
Кроме того велась работа с родителями: Консультации: «Как проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях?», «Рисование на песке»… Памятки: «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской активности ребенка», «Как отвечать на детские вопросы».
В результате работы над темой самообразования мне удалось повысить свой уровень знаний по данной теме.
Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.