Марина Мищенко
Пособие лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников. Одним из таких способов является самодельная интерактивная папка лэпбук.
Публикация «Пособие лэпбук „Речевичок“ как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» июнь 2018
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). В ней собирается речевой материал по какой-то определенной теме. Содержание материалов лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного дошкольного возраста. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Значение лепбука:
Для педагога:
-способствует всестороннему развитию ребенка;
-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; -способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Для ребё нка:
-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
-способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме:
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме;
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде :
-информативен;
-полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части, его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук формирует такие качества у дошкольника, как:
-уверенность в собственных силах;
-любознательность;
-способность к волевым усилиям;
-самостоятельность;
-инициативность.
Для активизации познавательного и речевого развития воспитанников старшей группы МБДОУ №4 мною создана интерактивная книга лепбук «Речевичок».
Цель: активизация и развитие речи детей старшего дошкольного возраста; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Задачи:
Закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
-формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова;
-развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
-поддерживать положительный эмоциональный настрой;
-способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети сами могут менять необходимые картинки. Данное пособие можно использовать при работе над лексическими темами, проводить лексико-грамматические упражнения «Скажи ласково», «Мой, моя, моё», «Какой? Какая? Какое?» и многие другие.
В содержание лепбука «Речевичок» входят следующие разделы:
1. «Звуковая улитка»
2. «Учим буквы»
3. «Составь рассказ»
4. «Будем говорить правильно»
5. «Дидактические игры».
1. раздел «Звуковая улитка»
1. Игра «Улитка весело ползёт, нам картинки везёт!»
Цель: автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Материал: картинки с изображениями разного количества предметов на заданный звук.
Описание: взрослый читает стихотворение:
Улитка медленно ползёт, качаясь на листке,
Улитка целый день несёт картинки на себе!
Ребёнок называет предметные картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.
2. Дидактическая игра «С улиткой играй и цвета называй!»
Цель: автоматизация звуков в речи, подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет, закрепление названий основных цветов и оттенков.
Материал: картинки разноцветных предметов на заданный звук.
Описание: воспитатель загадывает загадку:
Теремок, гляди, ползёт, на себе его везёт
Хозяюшка богатая, хозяюшка рогатая!
У улитки в теремке разноцветные игрушки!
С улиткой будем мы играть и цвета называть!
Ребёнок называет картинки, чётко проговаривая звуки, и называет прилагательное, обозначающее цвет.
3. Дидактическая игра «Будем спорить с улиткой»
Цель: автоматизация поставленных звуков в речи, закрепление в словаре ребёнка слов антонимов.
Материал: картинки с предметами, обозначающими признаки: узкий, высокий, острый, горячий и другие
Описание: воспитатель читает стихотворение:
У меня девиз простой – «Всё своё ношу с собой!»
Две антенны над калиткой домик свой несёт улитка!
Ребёнок подбирает прилагательное к картинке у улитки, а затем спорит с ней и называет другое прилагательное с противоположным значением.
4. Дидактическая игра «День рождения у улитки»
Цель: расширение словарного запаса, учить называть, как животные подают голос.
Материал: картинки разных животных в соответствии с поставленными звуками
Описание: воспитатель читает стихотворение:
У улитки в воскресенье будет праздник День Рождения!
Только вот беда то в чём, как гостей позвать в свой дом!
К улитке в гости пришли гости и поздравляют её с Днём Рождения. Дети называют животных, пришедших к Улитке в гости, и описывают их.
5. Дидактическая игра «Улитка учит язычок делать зарядку»
Цель: развивать артикуляционную моторику детей
Материал: картинки для артикуляционных упражнений
Описание: дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение.
6. Дидактическая игра «Где прячется звук»
Цель: развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове.
Материал: предметные картинки
Описание: перед детьми предметные картинки. Детям предлагается по очереди достать по одной картинке, назвать, что достали.
Задаё тся вопрос: Какой звук ты слышишь вначале или в конце. Можно использовать другие вопросы, например, проходим звук (С). Вопрос: Назовите игрушки в названиях, которых есть звук (С). Где находится звук (С, вначале, в середине или в конце. Можно использовать эту игру для изучения разных звуков.
2. раздел «Учим буквы»
1. Дидактическая игра "Сложи букву"
Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение букв; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки; продолжать учить концентрировать внимание; помочь развить наблюдательность.
Материал: буквы в виде пазлов. Красные буквы соответствуют гласным, синие – согласным.
Описание: дети собирают буквы в виде пазлов. Дети, находя первую букву в названии картинки, начинают составлять букву из частей. Запомнить, как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова, которые начинаются с этой буквы. Они нарисованы в каждом элементе. Задание можно усложнить, перемешав элементы нескольких букв.
2. Дидактические игры «Учим буквы»
Цель: помочь закрепить связь звука с буквой.
Материал: карточки с буквами и картинкой на эту букву в виде пазлов.
Описание:
1. Воспитатель называет поочередно звуки А, У, О, Ы, Э и показывает соответствующие буквы, ребенок показывает соответствующую букву, называет ее.
2. Воспитатель показывает и называет поочередно буквы А, О, Ы, Э, У а дошкольник повторяет.
3. Воспитатель называет поочередно звуки, а дети показывают соответствующие графические знаки.
4. Воспитатель выставляет на доске буквы А, О, У, Ы, Э, затем поочередно убирает их, а дети называют, какие буквы убирал педагог.
5. Всем известна игра «Чудесный мешочек», она прекрасно подойдет для закрепления изученных букв. Они должны быть объемными из пластмассы
или дерева. Задача ребенка ощупать ее двумя руками и назвать.
6. Так же можно предложить выкладывать буковки из: мозаики,
семечек, бусинок, веток, кусочков бумаги, счетных палочек, геометрических
фигур. Детям очень нравится.
7. На этапе закрепления подойдет игра «Опиши». Необходимо
рассказать, из каких элементов состоит графический знак: из больших или
маленьких палочек, прямых или наклонных.
8. Воспитатель предлагает ребенку обвести знакомую буковку. Ребенок называет и показывает ее.
3. Дидактическая игра «Найди слова на букву»
Цель: помочь закрепить связь звука с буквой.
Материал: карточка с предметными картинками на определенный звук и лишние картинки.
Описание: воспитатель предлагает ребенку найти предмет на названный звук. Ребенок показывает картинку и называет слово.
4. Дидактическая игра «Составляй и читай»
Цель: помочь закрепить связь звука с буквой.
Материал: разрезанные предметные картинки.
Описание: очень увлекательная игра «Составляй и читай» На начальном уровне лучше использовать простые слова, состоящие не более, чем из трех букв. Карточка, соответственно будет состоять из трех частей. Собрав картинку в правильной последовательности, дошкольник одновременно сложит и слово, обозначающее эту картинку.
Кроме того, он увидит, как выглядит это слово, запомнит его и в дальнейшем сможет узнавать его отдельно, не ориентируясь на картинку. То есть, впоследствии, когда ребенок запомнит эти слова, можно предложить ребенку прочитать слово в тексте или выложить его из букв.
3. раздел «Составь рассказ»
1. Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке»
(Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию речи или в индивидуальной деятельности).
Цель: учить детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам. Упражнять в правильном подборе слов. Развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.
Материал: карточки с изображением различных сюжетных картинок.
Описание: в игре участвует от 2-х до 4-х детей. Игра напоминает карточную игру. Взрослый перемешивает карточки, а затем по очереди раздаёт игрокам по одной. Игра может начинаться с трёх карточек, если дети справляются с заданием, то карточки прибавляются до четырёх, пяти, шести штук. Со временем дети могут сами выбирать ведущего.
Условие игры: составить по карточкам предложение или маленький рассказ, в зависимости от количества карточек.
2. Игра «А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Материал: карточки с изображением различных сюжетных картинок.
Описание игры: после прочтения ребёнку сказки, рассказа, предложить ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку или рассказ и стал бы одним из главных персонажей.
3. Игра «Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Материал: карточки с серией различных сюжетных картинок.
Описание игры: перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
4. Игра «Закончи предложение»
Цель: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Материал: карточки с изображением различных сюжетных картинок.
Описание игры: воспитатель расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.
5. Игра «Моя семья»
Цель: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Материал: карточки с изображением различных сюжетных картинок с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Описание игры: воспитатель показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.).
6. Игра «Составь рассказ»
Цель: развить связную речь детей.
Материал: серия картинок, связанных единым сюжетом.
Описание игры: воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе воспитатель может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также воспитатель помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного пропуска героев.
7. Мнемотаблицы
Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации, обучение составлению описательных рассказов.
Материал: мнемотаблицы.
Описание: дети составляют рассказ, с использованием таблиц по вопросам:
1. Что это?
2. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет? И т. д.
Рассказ составляется о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях и т. д.
4. раздел «Будем говорить правильно»
1. Чистоговорки
Цель: закрепление чистоты произношения звуков и совершенствование дикции.
Материал: картинки на тему чистоговорок, разученных ранее с педагогом.
Описание:
1. Воспитатель произносит три раза слог и чистоговорку, а ребенок повторяет.
2. Воспитатель произносит слог один раз, а ребенок его трижды повторяет и по памяти произносит чистоговорку.
3. Ребенок произносит чистоговорки самостоятельно по порядку.
2. Скороговорки
Цель: учить быстро говорить звуки, правильно произносить слова.
Материал: картинки по теме скороговорок.
Описание: вспомнить скороговорку, которая изображена на рисунке. Проговорить её самостоятельно, а затем вслух.
Виды работ со скороговорками:
-Прохлопайте ритм скороговорки.
-Какие звуки повторяются в скороговорке? В каких словах есть звуки? Назовите их.
-Произнесите скороговорку грустно, весело.
-Произнесите скороговорку медленно, в среднем темпе, быстро (четко проговаривая все звуки).
-Выделите голосом в скороговорке поочередно каждое слово (Делайте ударение на 1,2,3… слове).
-Произнесите скороговорку грустно и тихо, весело и громко, сварливо.
-Произнесите скороговорку хором (индивидуально).
-Выучите скороговорку наизусть.
5. раздел «Дидактические игры».
Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована как форма обучения и как самостоятельная игровая деятельность, а также и как средство воспитания, различных сторон личности ребенка.
1. Игра "Противоположности"
Цель: игра "Противоположности" развивает речь, внимание, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления.
Материал: веселые, яркие картинки - противоположности.
Описание:
Вариант 1.
В игре участвуют от 2 до 6 человек и ведущий.
Ведущий берет одну из карточек, читает слово, написанное на ней, и показывает картинку участникам игры.
Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к одной из его карточек, называет слово, противоположное по значению тому, что прочитал ведущий. Если мнение игрока верно, ведущий отдает ему карточку.
Если мнение игрока неверно, игроки продолжают искать подходящую карточку. Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.
Вариант 2.
Играют 2-6 человек и ведущий.
Карточки с зелеными и красными рамками выкладываются в 2 столбика: "зеленый" и "красный".
Задача игроков: подобрать к "красным" карточкам "зеленые", противоположные им по значению. Эта игра командная, победителей и побежденных в ней нет.
2. Лексическая игра «Кто это?», «Что это?»
Цель: закрепить понятия о живых и неживых предметах. Упражнять в постановке вопросов: Кто это? Что это? Развитие зрительного внимания.
Материал: крупные картинки, изображающие два красивых котенка, картинки с изображением живых и неживых предметов.
Описание: в центр выкладываются картинки с изображением живых и неживых предметов. На одного котенка ставится символ живого предмета, а на другой неживого. Детям предлагается поместить предметы на соответствующую картинку, с объяснением своих действий и с постановкой вопроса (Что это? Это шары. Кто это? Это заяц).
3 Игра "Мой, моя, моё, мои"
Цель: закрепить умение согласовывать существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ в роде, числе, падеже.
Материал: карточки с ёжиком и подписью «Мой», «Моя», «Моё», «Мои», предметные картинки.
Описание: необходимо помочь ёжику подобрать подходящие картинки. На одно из предлагаемых игровых полей в пустые клеточки необходимо разместить картинки, подходящие к местоимению, написанному в верхнем левом углу. Проговаривать следующим образом: "Моя корзина", "Моя машина", "Моя лиса" и т. д. Аналогично заполнить все карточки. Следить за правильным произношением звуков.
4. Дидактическая игра «Одежда»
Цели: обогатить словарь детей по теме, учить детей классифицировать одежду по заданному признаку (зимняя или летняя, женская или мужская).
Материал: вырезанные картинки с изображением различной одежды, изображения мальчика и девочки, картонные полоски разных цветов (синий, желтый, розовый, красный, зеленый).
Описание:
1 вариант «Назови одежду и ее детали»
Воспитатель предлагает выбрать по одному элементу одежды и назвать детали (воротник, карман, капюшон, пуговицы и т. п.)
2 вариант «Одежда для мальчика и девочки»
Мама выстирала одежду сыну и дочери и попросила их аккуратно повесить свою одежду сушиться с помощью прищепок. Покажите сына, дочь. Одежду девочки нужно повесить на розовые полоски, одежду мальчика – на синие. Помогите детям правильно развесить одежду.
3 вариант «Сезонная одежда»
Давайте, выберем одежду по сезону.
Сколько получилось одежды? Для кого эта одежда – для мальчика или девочки? Какого цвета?