Мария Аксиненко
Поощрение и наказание детей в семье. Родительское собрание
▼ Скачать + Заказать документы
- Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня на родительском собрании! Для того, чтобы наша встреча была позитивной, давайте пожелаем друг другу хорошего дня, и улыбнемся друг другу. Для того, чтобы узнать тему нашего родительского собрания, предлагаю вам разделиться на 2 группы. На ваших столах лежат задания (Приложение 1, составьте буквы в правильном порядке и вы получите слово.
Публикация «Поощрение и наказание детей в семье, Родительское собрание» размещена в разделах
-Давайте узнаем, что у вас получилось? 1ая группа составила слово: Поощрение; 2ая группа получила слово: Наказание. Давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего собрания?
-Правильно. Тема сегодняшнего родительского собрания : «Поощрение и наказание детей в семье» (Слайд 1 с темой собрания)
Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.
Давайте подумаем, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?
(совместно с родителями формулируют вопросы) (Слайд 2 с вопросами)
-Какие бывают виды наказаний?
-Когда и как это делать?
-Можно ли испортить ребенка похвалой?
-За что можно хвалить ребенка?
- Проблема наказания – неисчерпаемая тема дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок вырастет не избалованным», «Я всегда слушалась свою маму, и мой ребёнок обязан меня слушаться». Бывает, правда, и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь и обиды, понимает, что никогда не поступит так же.
Давайте с вами вместе подумаем какие виды наказания бывают? (совместно с родителями называют 4 вида наказания) (слайд 3 с видами наказаний)
1. Словесное наказание
2. Физическое наказание
3. Наказание изоляцией
4. Наказание трудом, наказание лишением
-Так как вы уже поделены на 2 группы, давайте каждая группа приведет примеры наказаний : 1я группа: словесные наказания и наказание изоляцией; 2я группа: физическое наказание и наказание трудом, наказание лишением. (слушают ответы родителей.)
- Физическое наказание для одних родителей абсолютно неприемлемо, для других – в порядке вещей. В большинстве случаев за благовидной целью воспитания обнаруживается неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом. Физические наказания приводят к тому, что дети становятся неуравновешенными, ранимыми, замкнутыми или вспыльчивыми; повышается уровень тревожности ребёнка; агрессия родителей приводит к агрессии детей. Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими вреда ребёнку. И трудно представить родителя, который ни разу в жизни ни крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело с аффективной (эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются на ребёнка, когда у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. Просто из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы типа «Всё из-за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность. Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты-высказывание» («Ты опять получил двойку! Когда это закончится!») заменить «Я-высказыванием» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим- выучи и расскажи мне эту тему.») Наказание изоляцией рекомендуется применять спокойно, объясняя причину наказания, обговорив условия его прекращения. Не нужно забывать об индивидуальных особенностях детей. Иногда такое наказание превращается в жестокую пытку и приводит к сильнейшему стрессу. Наказание трудом – очень противоречивый метод. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». «За то, что опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению. Часто мы наказываем детей за такие промахи и поступки, которые можно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте. Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай. Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда ребёнку? Известный учёный Ю. Гиппенрейтер советует родителям следующее : когда наказания не избежать, придерживайтесь одного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: прогулка, компьютерные игры, катание на велосипеде, выход в гости и т. д. Если ваш ребёнок совершает плохой поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется. Итак, подытожим: • Выбирая наказание, всегда спрашивайте себя, какую цель вы преследуете, удастся ли добиться поставленной цели? Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что их станет меньше? Может, причина неуспеваемости не связана с прилежанием. Ребёнок просто не усваивает материал. • При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции. • Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте наказания, только если ребёнок совершил действительно серьёзный проступок. • Не наказывайте трудом, чтением и т. п. -тем, что он должен делать добровольно и получать от этого радость.
- А теперь, давайте скажем свое мнение, отвечая на вопросы (отвечают желающие) :
• При каких условиях надобность наказания отпадает?
• Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказание несправедливо?
• Нужно ли наказывать за плохую отметку?
• Нужно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?
• За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок.
• Надо ли наказывать трудом?
• В чём вред физических наказаний?
- Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного результата поведения ребёнка как поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее, а не ругают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Хвалить нужно искренне, без заигрывания. Дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать способности и уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить нужно по-разному. Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не очень часто. У детей, которые привыкли к постоянным похвалам, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности.
- Теперь я предлагаю вам послушать описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно. (на слайде 4 показаны ситуации, без комментирования)
• После концерта: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)
• «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки на месте». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения)
• Мальчик играет с другом в шахматы. Мама заходит и говорит: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему. Например, «Я рада, что ты не забыл вымыть посуду», «Я рада, что ты полюбил шахматы».)
• «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребёнка захваливают. Лучше сказать:» Ты много работал сегодня. Всё сделал, как надо было»)
- Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы по четыре человека для проведения заключительного этапа нашего собрания. Я предлагаю вам в группах обсудить и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей.
(слушают ответы родителей)
Решение:
- Стараться умело пользоваться, в воспитании детей наказанием и поощрением.
- Помнить о том, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред: ребенок становиться неискренним, лживым, привыкает кривить душой.
- Использовать в общении с ребенком главным методом воспитания – убеждение.
- Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей я предлагаю вам прочитать книгу А. С. Спиваковской «Как быть родителями».
- В завершении нашего собрания предлагаю вашему вниманию памятки (приложение 2 и 3). Для подведения итогов, желающие родители могут сказать сказать свое мнение о нашем собрании, начав предложенными фразами:
• было интересно…
• было трудно…
• я понял, что…
• меня удивило…
• мне захотелось…
А также ответить на один из вопросов по выбору:
• Что нового вы сегодня узнали?
• Что привлекло ваше внимание на собрании?
• Чему научились, и как будете работать с детьми?
Если у вас остались какие-то вопросы, задавайте! Если вопросов нет-хочу сказать, что наше собрание сегодня оказалось очень продуктивным, всем хорошего дня, до следующей встречи!
После собрания остаются отдельные родители для индивидуального собеседования по их вопросам и по рекомендации психолога.