Нахушева Марьяна Арсеновна
Портфолио воспитателя
Портфолио воспитателя
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. п. Зольское
участника конкурса «Воспитатель года-2020»
Нахушевой Марьяны Арсеновны
Общие сведения о работнике
Ф. И. О : Нахушева Марьяна Арсеновна
Дата рождения: 27.07.1989г.
ВУЗ, дата его окончания, специальность по диплому:
ГОУ высшего профессионального образования КБГУ им. Бербекова, Биологический Факультет, отделение географии, 30.06.2011г.
Квалификационная категория, дата её присвоения: СЗД,2018г.
Публикация «Портфолио воспитателя» размещена в разделах
Переподготовка: «Образование детей дошкольного возраста»,22.09.2014г.
Курсы повышения квалификации дата прохождения:
«Современные подходы к организации ДО в условиях реализации ФГОС и введения ФГОС ОВЗ», 09.11.2018г. Сертификат о прохождении курса вебинаров Всероссийской общественной организации «Воспитатели России» 2020г.
Должность: воспитатель
Общий трудовой стаж: 9 лет
Общий педагогический стаж: 9 лет
Стаж работы в данном учреждении и в данной должности: 9 лет
Наличие наград: Благодарственная грамота за активное участие и подготовку участников к конкурсу «Умный мамонтёнок», Диплом всероссийского интернет конкурса по теме «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Диплом всероссийского педагогического интернет конкурса в номинации «Исследовательская работа в ДОУ» -1место, Грамота за хорошую подготовку «Недели здоровья» в ДО, Грамота за активное участие и подготовку воспитанников к районным мероприятиям.
Характеристика
воспитателя подготовительной группы МКОУ «СОШ» с. п. Зольское Нахушевой Марьяны Арсеновны
Нахушева Марьяна Арсеновна имеет стаж педагогической работы в сфере дошкольного образования 9 лет, в данном учреждении 9 лет. За время работы Марьяна Арсеновна показала высокий уровень профессиональных знаний и умений.
В своей работе использует современные формы и методы организации и проведения НОД, мониторинга, которые обеспечивают развитие воспитанников и индивидуализацию их обучения.
Воспитанники Марьяны Арсеновны свободно владеют счетом, проявляют обобщенный уровень знаний о числе, свободно используют в своей деятельности цифры, выражают способность к творческому воображению и логическому мышлению в разнообразных действиях с геометрическими фигурами, решают арифметические и логические задачи математического содержания, проявляют способность регулировать свою деятельность на основе развивающегося чувства времени и определения времени по часам. В соответствии с возрастными возможностями детей создает условия для развития умственных способностей: выделения и сравнения признаков различных предметов и явлений, сериации, классификации, развитию логического мышления.
В работе с детьми приоритетом выступает максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, внимание к созданию эмоционального и психологического комфорта. Высокая эрудиция, любознательность педагога служит хорошим примером для детей, а ее терпеливое отношение к каждому ребенку способствует формированию доброжелательных отношений между детьми. Много внимания Марьяна Арсеновна уделяет совместной продуктивной деятельности детей. Коллективное творчество помогает ребятам преодолеть страх перед неудачей, желание действовать по шаблону и копировать работы сверстников. Совместная продуктивная детская деятельность под её руководством стимулирует в детях прежде всего овладение новыми художественно-техническими приемами. Дети свободно используют средства исполнения замысла, активно включают новые элементы сюжета в рисунок, охотно придумывают и формулируют замысел совместного действия. Активно в работе используется прозрачный мольберт.
За время работы Марьяна Арсеновна показала себя знающим, творчески работающим воспитателем, хорошо владеющим методикой воспитания детей дошкольного возраста. Осуществляя учебно-воспитательный процесс, педагог опирается на современные требования в области образования, направленные на охрану и укрепление здоровья детей, развитие и поддержку детской познавательной и творческой инициативы.
Такая организация образовательного процесса способствует созданию оптимальных условий для формирования чувства комфорта у детей, для развития творческого мышления, для реализации индивидуального потенциала каждого воспитанника, для стимулирования познавательной активности дошкольников.
ШшшСамоанализ педагогической деятельности воспитателя ДУО МКОУ «СОШ» с. п. Зольское Нахушевой Марьяны Арсеновны
Я, Нахушева Марьяна Арсеновна, работаю воспитателем в дошкольном отделении МКОУ «СОШ» с. п. Зольское с 01.09.11г. Стаж педагогической работы по специальности – 9 лет, стаж работы в данном учреждении – 9 лет.
Образование высшее. В настоящее время работаю в подготовительной группе по программе «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса). Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, ярко проявляются в игровой деятельности. Уже среди детей наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения, играют как в группе, так и индивидуально. Это отмечается у тех детей, родители которых дружат между собой семьями. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек, но многие дети уже могут договориться между собой. Развиваются речевые навыки, легко переходя от детского языка к нормативной речи и обратно. В силу своих возрастных особенностей не могут надолго сосредоточиться, быстро переходят от одного занятия к другому.
Активность детей хорошо проявляется на утреннем сборе. Им очень нравятся ритуалы: приветствие, новости, счет, наблюдение за состоянием погоды. Для развития познавательного интереса, внимания, памяти использую разные приемы и методы: малоподвижные игры, пальчиковые игры, потешки, загадки.
Большое внимание уделяю творческому преобразованию предметно – развивающей среды, создавая ее таким образом, чтобы она питала ребенка новыми впечатлениями, формировала познавательную активность, давала ему возможность развиваться. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
Центр «Умные игрушки» - развивающие игры на сенсорное развитие детей.
Центр «Волшебные кисточки» - доступны карандаши, пластилин, различные виды бумаги для самостоятельной деятельности детей.
Центр «Волшебные кубики» - различные виды конструктора.
Центр «Книжкин дом» - книги разной тематики, иллюстрации, открытки.
Распорядок дня предполагает 3 вида деятельности:
Совместная деятельность и НОД – беседы, практические занятия (утренний сбор, работа в центрах);
Самостоятельная деятельность – развивающая среда по центрам активности (игры – задания по тематическому проекту;
Индивидуальная работа.
В своей практике использую технологию личностно – ориентированного обучения, что дает возможность создавать воспитанникам оптимальные условия для личностного развития и самореализации. Свою работу стараюсь проводить в тесном взаимодействии со специалистами детского сада.
Показатели динамики воспитанников по годам обучения
Параметры оценки
(на выбор в зависимости от содержания программы)
Возрастная группа
Учебный год
Высокий уровень развития
(кол-во, %)
Средний уровень развития
(кол-во, %)
Низкий уровень развития
(кол-во, %)
Развитие познавательной деятельности
Средняя гр. 27ч
2017-2018
15 (56%)
12(44%)
Подгот. гр. 19ч
2018-2019
16 (84%)
3 (16%)
Речевое развитие
Средняя гр. 27ч
2017-2018
8 (30%)
14 (52%)
5 (18%)
Подгот. гр. 19ч
2018-2019
10(53%)
7 (37%)
2 (10%)
Социально-коммуникативное развитие
Средняя гр. 27ч
2017-2018
14 (52%)
10 (37%)
3 (11%)
Подгот. гр. 19ч
2018-2019
12 (63%)
6 (32%)
1 (5%)
Физическое развитие и здоровье
Средняя гр. 27ч
2017-2018
14 (52%)
9 (33%)
4 (15%)
Подгот. гр. 19ч
2018-2019
9 (50%)
9 (50%)
Развитие художественно-творческих способностей
Средняя гр. 27ч
2017-2018
15 (56%)
11 (40%)
1 (4%)
Подгот. гр. 19ч
2018-2019
14 (74%)
5 (26%)
Тема «Развитие речевых способностей дошкольников посредством изобразительного искусства» является приоритетным направлением в моей работе.
Задачами в своей работе по теме считаю:
Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, развивать умения и навыки, предоставить свободу в отражении впечатлений;
Способствовать эффективному накоплению собственного опыта ребенком;
Выявить взаимосвязь речевых навыков и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, данные, полученные в ходе диагностики, позволяют прогнозировать развитие конкретного ребенка. Прежде чем начинать проводить диагностику, я изучаю критерии для определения качественного уровня знаний, умений, навыков; определяю алгоритмы действий: определяю цели и задачи; предмет исследования (что исследовать и когда) ; выбираю методы (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, анализ продуктов детской деятельности и формы – индивидуальные, групповые). За основу своей диагностики беру вариативный набор игровых тестовых заданий разной сложности. Игровой характер заданий снимает эмоциональную напряженность ребенка (ребенок может ее испытывать, чувствуя, что его проверяют, Тестовые задания включаются в режимный процесс (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка, часть занятия и т. д., не нарушая обычного режима жизни детей в группе. Такой подход к диагностике позволяет мне сравнить качество и достижения ребенка только с его собственными качествами и достижениями на более ранних этапах, подобрать наиболее эффективные формы для индивидуальной работы и для дифференцированного обучения и воспитания детей. Он помогает мне реализовать личностно-ориентированный подход, позволяет рационально использовать свое рабочее время, продумывать занятия, тщательно готовится к рабочему дню, значительно активизировать детей на занятиях, позволяет систематизировать взаимосвязь со специалистами, а родителям позволяет увидеть динамику развития своего ребенка.
Проанализировав результаты психолого-педагогических исследований по диагностике, я смотрю по каким разделам программы уровень усвоения программы у детей ниже. Из этого планирую занятия по этой теме в большем объеме. Например, увидев, что мои дети показали недостаточный уровень знаний в разделах: дни недели, времена года, стараюсь каждый день уделять этому внимание. Утром и вечером организую дидактические игры на эту тему, на прогулке – подвижные игры на эту же тему, рассматриваем иллюстрации, картинки в индивидуальной работе, рисуем рисунки, схемы, отгадываем кроссворды, делаем коллажи. Если в группе есть дети, у которых отсутствует положительная динамика развития, то я обращаюсь за консультацией к более опытным воспитателям.
Все дети разные: по темпераменту, характеру, состоянию здоровья. Моя задача, найти контакт с каждым ребенком. Детям с опережающим развитием на занятиях предлагаю дополнительные задания разной степени сложности. В организации обучения использую дифференцированный подбор материала, который позволяет учитывать индивидуальные возможности детей: сильным – более сложный вариант материала, слабым – упрощенный вариант. Веду индивидуальную работу, учитывая их склонности и интересы. Индивидуально-дифференцированный подход помогает мне учитывать познавательные интересы и особенности мальчиков и девочек. Мальчики, например, более ориентированы на экспериментирование.
Чтобы повысить учебную мотивацию у детей, стараюсь подбирать задания, от выполнения которых дети получают удовольствие, у них повышается самооценка. На занятиях идет постоянное усложнение заданий, которые рассчитаны на «зону ближнего развития» ребенка. Использую в своей работе совместную деятельность детей, которая способствует формированию положительных взаимоотношений, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбадривать их.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок, я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги- родители.
Таким образом, педагогический процесс в группе представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.
Эмоциональному благополучию детей способствует и взаимное доверие педагогов и родителей. В своем сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы работы: родительские собрания, консультации, «круглые столы» на различные темы, индивидуальные беседы, дискуссии, открытые занятия, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование. (Приложения №№№ №№ 1,2,3,4,5,13,14) В группе работает «служба информации», где родители могут познакомиться с новыми печатными изданиями, получить сведения о работе ДОУ, группы, о том, чем занимался ребенок сегодня в саду. Родители участвуют в оказании помощи в ремонте групповой комнаты. В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей. По результатам анкетирования, главной задачей которого было выяснить степень удовлетворенности родителей условиями жизнедеятельности детей в группе, 95% дали высокую оценку работе коллектива.
Коллектив нашего детского сад с большим творческим потенциалом относительно стабилен, коллектив единомышленников, создана единая педагогическая среда. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, взаимодоверия, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Стараюсь не навязывать свое мнение, прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы и конфликты. Требовательна к себе. Делюсь своим опытом с коллегами и знакомлюсь с их опытом, их методическими находками. Не отказываю никому в помощи. Являюсь педагогом-наставником для молодого специалиста.
Динамично развивающаяся система образования требует от педагогов непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции. Этому способствуют следующие формы организации работы:
- самообразование (изучаю новинки педагогической литературы, периодические издания для педагогов и детей, вопросы психологии, слежу за теле-радио передачами для детей);
- регулярно посещаю курсы повышения квалификации при ИПК и ПРО КБГУ.
- использую обобщенный опыт педагогов ДУО Зольского района.
Принимаю участие в семинарах и педагогических советах ДУО:
Принимала участие в методических объединениях, где проводила открытое занятие «На поисках сокровищ» (Приложение № 6)
В развитии речи у детей дошкольного возраста большое значение имеют сказки. Они приобщают к культуре народа, знакомят с обычаями и укладом жизни, богатством родного и русского языка. Совместно с родителями собрана детская библиотека русских и кабардинских народных сказок. Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т. д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, орнаменты кабардинских костюмов. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня Иванушки из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»
Дошкольное детство – очень важные период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И это миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Изодеятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность рисовать заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучат его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразным по качеству, свойства материалам, использовать нетрадиционные способы изображения, использовать работы для развития речи детей.
Для воспитателей провела семинары-практикумы («Поделки из природного материала», (Приложение №7) «Особенности проведения занятий с использованием нетрадиционных методов рисования» (Приложение №8, консультации: «Нетрадиционные методы рисования», (Приложение №9) «Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста» (Приложение №10) . Очень интересно провела практический семинар по ознакомлению воспитателей с пособием для художественно-эстетического развития детей «Прозрачное чудо». (Приложение №15)
В работе с детьми постоянно провожу тематические выставки, творческие конкурсы детских работ или совместных с родителями на темы:
«Дары осени»;
«Осенние краски»;
«Ёлочные игрушки»;
«Зима»;
«Фантазии».
Особенно яркими и запоминающимися были следующие комплексные занятия:
«Морская азбука»;
«Два весёлых гуся»;
«Новогодняя ёлка»;
«Фантастические цвета»;
«Осенние листья».
В группе создана эстетически-развивающая среда: оформлен ИЗО-уголок, составлены схемы с поэтапным описанием выполнения работы, подобранны дидактические пособия, литература по используемым темам, развивающие игры:
«Лабиринт»,
«Домики для пальчиков»,
«Цветные ладошки»,
«Радуга»
и др.
В результате проведённой работы дети лучше воспринимают произведения разных видов искусств, используют средства выразительности для образности рисунка, воплощают в художественной форме свои чувства, представления, мысли, переживания, совершенствуют изобразительные навыки, экспериментируют с разными художественными материалами, развивают творческую фантазию.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки» (Приложение №11, «Поиграем с ложкой» (Приложение № 12) дети не только знакомились с народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к народным песням, потешкам.
Несмотря на небольшой стаж в педагогической работе в своей профессиональной деятельности испытываю определенные трудности: недостаточное оснащение ТСО, своевременным демонстрационным и наглядным материалом по познавательному развитию, развитию речи, достаточного количества игрушек и пособий для сюжетно-ролевых игр, разного вида конструкторов, мозаик и т. д. Для информирования собственного педагогического мнения, соответствующего духу времени, надо много читать, думать, переосмысливать свой педагогический опыт. Хотела бы больше изучить вопрос личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. У вновь поступающих в группу ежегодно выявляется дефицит лексики, смысловых связей, поэтому одним из центральных направлений в работе мною определена проблема развития лексической системности. На решение этих проблем буду направлять максимум усилий. Время требует использования в своей деятельности новых информационных технологий.
Уровень достижений воспитанников
Мероприятия, смотры знаний и умений
Уровень организации (ДОУ, мун.,
респ., всер.)
Год проведения
Кол-во участников
Результат
Участие в зональной спартакиаде
Муниципальный
2015
5
Грамота за активное участие в малой зональной спартакиаде воспитанников Зольского района
Участие и подготовка участников к конкурсу «Умный мамонтёнок»
Всероссийский
2019
10
8участников-1место, 2участника-сертификаты.
Конкурс поделок в рамках проведения комплексной пожарно-профилактической отработки
Муниципальный
2019
12
Грамоты за активное участие Главы местной администрации с. п. Зольское
Свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями. Начиная с первой младшей группы, родители приглашаются на родительские собрания с помощью приглашения индивидуально каждой семье. Во вновь создаваемой группе мы проводим праздник «Посвящение в дошколята».
Целью данного мероприятия является, прежде всего:
- расширение взаимодействия с семьей на базе ДО;
- повышение статуса ДО;
- знакомство родителей с ДО и его сотрудниками.
При подготовке проведения праздника, мы предлагаем родителям дома выполнить творческое задание на тему «Наша семья». Таким образом, мамы и папы получают возможность узнать о детском окружении, задать вопросы, познакомиться с друзьями собственных детей (на основе родительских отношений). В начале учебного года родителям предлагается заполнить анкету «Интересов родителей», для представления, как именно и чем они могут помочь в воспитательно – образовательной работе группы. Со второй младшей группы оформляются «Индивидуальные выставки рисунков детей». Этим привлекаем к творчеству детей, побуждаем желание к совместной деятельности. Родители оказывают помощь в выполнении тематического проекта. Выполняют дома с ребенком задание или отвечают на поставленный вопрос, помогают ребенку в изготовлении макетов, схем, рисунков, поделок. Традицией стало проводить с участием родителей туристические походы, весенние субботники, «День открытых дверей», участие в конкурсах.