Людмила Николаевна Салтыкова
Портфолио дошкольника с ТНР как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка - дошкольника хорошая речь - залог успешного развития и последующего обучения в школе, поэтому для детского сада одной из важнейших целей является именно развитие речи воспитанников. Чтобы ее достичь, воспитатели используют различные методы и приемы.
Публикация «Портфолио дошкольника с ТНР как средство развития речи» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Портфолио дошкольника
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Метод портфолио, или папки индивидуальных достижений воспитанников, становится в настоящее время очень популярным. Речевое портфолио должно показать динамику развития именно речи воспитанников. Оно строится таким образом, что под каждой работой ребенка записывается его высказывание на какую-то тему. Пролистывая уже готовое портфолио, родители и воспитатель наглядно могут увидеть, как изменялся характер высказываний их детей, как рассказ становился более полным, насыщенным, завершенным. Мы использовали этот метод в своей работе с родителями и детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 лет).
Продолжительность работы над портфолио - 5 месяцев (с января по май).
Задачи, которые мы ставили:
для детей:
- развитие познавательного интереса через совместное оформление портфолио;
- развитие речи, мышления, любознательности;
- реализация самостоятельной творческой деятельности;
для родителей:
- включение в совместную деятельность с детьми при создании продуктов портфолио;
для воспитателей:
- создание условий для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей;
- развитие связной речи дошкольников;
- установление доброжелательных взаимоотношений педагога и родителей в процессе создания портфолио.
Ожидаемые результаты:
для детей:
- развитие индивидуальных творческих способностей в речевой и художественно-эстетической деятельности;
-овладение коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми;
- повышение познавательной активности;
для родителей:
- установление партнерских отношений родителей и воспитателя в совместной организации жизни группы;
- приобретение знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.
для воспитателей:
- повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий;
- распространение педагогического опыта;
- повышение качества работы с детьми по формированию связной речи дошкольников.
Этапы работы над речевым портфолио:
Подготовительный этап.
Заинтересовать детей в создании портфолио. Ознакомить родителей с темой и задачами портфолио.
Практический этап.
Приобретение папок для портфолио. Создание и оформление материала. Разработка содержания, консультирование родителей, записывание высказываний детей по каждой теме портфолио.
Заключительный этап.
Раздача портфолио в конце учебного года или на выпускном вечере.
Структура портфолио (Папка с файлами формата А4):
-Титульный лист
На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения). Также фиксируется дата начала и окончания ведения портфолио.
У нас получилось такое оформление.
Мы предлагали детям и родителям разные темы. Каждый месяц – новую. Отдельная тема – это новый раздел, новая страничка в портфолио. Как только страница была готова, ребенок приносил портфолио в группу и презентовал его ребятам.
1. Январь. «Познакомьтесь со мной и моей семьей».
Раздел заполнялся данными ребенка, информацией о его знаке зодиака. Можно было рассказать о значении имени воспитанника. Каждая фотография членов семьи и рисунок ребенка дополнялись рассказом, в котором, кроме личных данных, можно было упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия того или иного члена семьи, а также особенности совместного времяпрепровождения. Можно было нарисовать генеалогическое древо. (Содержание продумывал ребенок с родителями).
2. Февраль. «Мои друзья» (аналогично рубрике «Моя семья»).
3. Март. «Мир вокруг нас». В этом разделе мы предложили разместить фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
4. Апрель. «Мой питомец». На этой страничке портфолио были представлены фотографии, рисунки и рассказы о домашних животных, либо о любимом животном.
5. Май. «Кем работают мои мама и папа, и кем я хочу стать». При заполнении этого раздела дети ближе познакомились с профессиями своих родителей, побывали у них на работе и составили об этом рассказы.
Портфолио получились красочными и яркими. Они стали любимой "книжкой с картинками" для каждого ребенка и предметом его гордости. Книжка о себе самом - самая интересная. Она с восторгом приняла все творческие работы, с особым вниманием отнеслась к удивительным фантазиям, а через некоторое время с любовью напомнит о том, каким еще год назад я был маленьким!
Цель речевого портфолио достигнута. У детей повысился познавательный интерес, они овладели коммуникативными умениями, индивидуальными творческими способностями в речевой деятельности.
Таким образом, родители, оформляя совместно с детьми портфолио, создают им «ситуацию успеха», благодаря которой каждый ребёнок начинает верить в себя и свои силы, у него повышается самооценка, а также, рассказывая о себе своим сверстникам и близким, ребёнок учится последовательному и связному монологу, что очень важно для обучения в школе.
Салтыкова Людмила Николаевна
Яковлева Наталия Сергеевна