Валентина Веденеева
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательного образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Наблюдая за детьми, прислушиваясь к «милой детской речи», можно заметить особенности их речевого развития. Главным стимулом развития речи, на наш взгляд, является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путём общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия представляются в театрально – игровой деятельности дошкольников, которая одновременно создаёт положительный эмоциональный фон.
Публикация «Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ» размещена в разделах
Задача воспитателя заключается в том, чтобы приблизить речь детей к речи взрослых, а для этого необходимо систематически обогащать её новыми словами.
Для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребенка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, которые дают возможность воспитаннику проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность. С помощью такого общения педагог имеет возможность установить контакт с детьми, при котором будет учтен принцип дистанции (создание комфортной дистанции, определены позиции педагога и детей, создано общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной мере и контакт и свободу одновременно.
В дошкольном возрасте, когда закладывается основа формирования личности, ребенок наиболее сенситивен для формирования добрых чувств, наиболее открыт для общения. Любой негативный опыт общения в этом возрасте может нанести непоправимый вред неокрепшей психике ребенка.
Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях педагога и воспитанника является основополагающим принципом типологии межличностных отношений, сохраняющих здоровье участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Дизайн и эргономика современной среды дошкольного образовательного учреждения.
Дизайн – это проектная художественно – техническая деятельность по формированию предметной среды.
Целью проектирования в дизайне является оптимизация процессов жизнедеятельности человека, повышение эстетического уровня среды.
Предметом проектирования в дизайне являются структура и качество формы предметной среды в целом и её элементов.
Дизайн базируется на научных основах ряда дисциплин, одной из которых является эргономика (от греч. : argon – работа, Nomo’s – закон) – научная дисциплина, комплексно изучающая все аспекты взаимодействия человека с техническими средствами и средой с целью обеспечения оптимального функционального состояния человека в процессе этого взаимодействия, когда достигается соответствие средств и условий труда.
Возникновение эргономики и её развитие тесно связано с дизайном. В данном случае дизайн стал заниматься проектированием не только набора отдельных изделий для детей, а такой их совокупности, которая должна создавать целостную развивающую среду.
Эстетика оформления интерьера дошкольного учреждения должна отвечать санитарно – гигиеническим требованиям, нормативам соответствия площади, естественной и искусственной освещённости, тепло – и звукоизоляции. Эстетические качества оформления зависят от рациональной и красивой планировки – зонирования, освещения и цветовой отделки помещений, а также систем встроенного, секционного и сборно-разборного оборудования.
Предметно – пространственная среда, которой мы уделяем большое внимание, обеспечивает полноценное эмоциональное и личностное развитие детей. Организуя развивающую среду в средней группе, мы учитываем возрастные и психологические особенности детей.
Должно быть предусмотрено игровое «зонирование», которое не разобщает играющих, а способствует их взаимодействию, в группе необходимо достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно – печатных игр, направленных на нравственное, социальное и эмоциональное воспитание и развитие детей. Детям необходим свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, а также удовлетворение их потребности в движении.
Проектирование здоровьеберегающего пространства
Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства, адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства отвечает гуманистическим позициям образования. В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения благотворно влияют на воспитания и образование, на здоровье детей.
В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности – динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
В соответствии с современными санитарно-гигиеническими и эстетическими требованиям предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.
Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
Особое значение в деятельности нашего педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства придается:
приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций; укреплению связей с семьей, микрорайоном, городом, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями города;
реализации деятельно-практического подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд;
ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства. Для развития ребенка очень важно, чтобы среда вокруг него была развивающей и здоровьесберегающей.
Предметно-пространственная среда детей среднего дошкольного возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольника пятого года жизни. Наиболее важная особенность – яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее. Именно поэтому образовательная среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.
В начале учебного года мы – воспитатели группы, педагог-психолог, специалисты по физической и изобразительной деятельности совместно с родителями воспитанников разработали мини-проект реконструкции и модернизации имеющейся предметно-пространственной среды группового помещения с целью создания психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей среднего дошкольного возраста.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Современный книжный уголок обогащен разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.
Работа с родителями
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим важное место в деятельности нашего дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей. Воспитатели изучают запросы родителей через опросники, анкеты. Совместно решают актуальные вопросы воспитания детей в "Школе молодых родителей", на Совете родителей, используя активные формы (диспуты, брифинги, "Телефон доверия", "круглый стол" и т. д.). Привлекают родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, выставках и викторинах. Систематически демонстрируют результаты детской деятельности в Дни открытых дверей. Для осведомленности родителей о жизни детей в течении дня изготовлен «Телеканал для родителей». Результаты анкетирования родителей показали высокую степень удовлетворения работой нашего ДОУ по обучению и воспитанию детей.
Реализация этого направления способствует профилактике негативных проявлений в среде детей, созданию условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменению позиции родителей, преодолению негативного опыта некоторых родителей по отношению к дошкольным образовательным учреждениям и системе воспитания детей.