ТАТЬЯНА ЕФРЕМОВА
Понятие элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие элементарных математических представлений.
Понятие математических представлений включает в себя представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
Публикация «Понятие элементарных математических представлений» размещена в разделах
Элементарные представления это первичные простейшие представления. К элементарным математическим представлениям относятся такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина».
В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметного мира — цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а также об отношениях людей (к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т. д.). Постепенно накапливается сенсорный опыт, который явится основой формирования элементарных математических представлений и первых понятий [9. 24c].
Понятие математических представлений складываются у детей очень рано. Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. Ребенок рано начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам. Подражая взрослым, он пытается примитивно измерять предметы, сначала накладывая одни на другие, затем на глаз и с помощью условных общепринятых мер измерения.
Создаются все предпосылки для того, чтобы, опираясь на чувственно-действенные восприятия, дети учились распознавать различные величины, пространственные, временные отношения. Учатся правильно отражать свои восприятия и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями. Усвоение значения слов способствует умению детей обобщать свойства вещей — ведь всякое слово уже в известной мере является обобщением. Кроме того, ребенок не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует на них, преобразует их, распоряжается ими во времени и в пространстве [9. 26c].
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Элементарные математические представления дошкольников - это элементарные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы [18, 12c].
У детей среднего возраста формируются элементарные количественные представления : счетная деятельность, умение считать различные совокупности предметов в разных условиях и взаимосвязях. Вырабатывается понимание числа как количественной характеристики совокупности, умение выделять число как общий признак, свойственный нескольким множествам. Дети постепенно овладевают умением сравнивать множества по количеству образующих их элементов путем соотнесения их один к одному и по числу. Формируются элементарные представления о величине предметов. Дети овладевают сравнительной оценкой величины не только в убывающей, но и в возрастающей степени при одновременном установлении взаимно обратных отношений. Формируются умения сравнивать плоские предметы по длине и ширине одновременно, развивается глазомер, формируется представление о трехмерности предметов, о сравнении, уравнивании и комплектовании предметов по признаку величины, могут выделить отношения между предметами по массе. Формируются элементарные математические представления о формах предметов. В средней группе прежде всего нужно закрепить умение различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник, а затем знакомить с новыми геометрическими фигурами путем сравнения с уже известными. Формируются элементарные пространственные представления и представления детей о времени [18, 31c].
Проанализировав программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, мы увидели, что у детей среднего дошкольного возраста формируются элементарные представления о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов, формируются представления о числах в пределах пяти, о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета, совершенствуется умение сравнивать два предмета по величине путем непосредственного наложения и приложения их друг к другу, учатся соизмерять предметы по двум признакам величины, устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты, располагать их в определенной последовательности. Формируются элементарные представления детей о геометрических фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике, знакомятся с прямоугольником, учится различать и называть прямоугольник. Совершенствуется умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении, познакомятся с пространственными отношениями: далеко — близко [4, 81c].
Расширяются представления детей о частях суток, их последовательности. Формируется представление о значении слов «вчера», «сегодня», «завтра».
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что у детей к среднему дошкольному возрасту есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать.