Светлана Давыдова
Понятие «Педагогическое взаимодействие»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая наука оперирует понятием «педагогическое взаимодействие», которое рассматривается как основная из категорий педагогики. Педагогическая наука говорит о том, что взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предлагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения.
Публикация «Понятие „Педагогическое взаимодействие“» размещена в разделах
Среди взаимодействия особое место принадлежит общению (специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект-объект-субъектного взаимодействия).
Важным признаком взаимодействие является наличие обратной связи.
Педагогическое взаимодействие - это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
Понятие «педагогическое взаимодействие» предполагает взаимную активность обучающего и обучаемого.
Понятие «социально-педагогическое» взаимодействие
Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых – дидактическое, воспитательное и «социально-педагогические» взаимодействия.
Социально-педагогическое взаимодействие — это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон.
В социально-педагогическом взаимодействии непосредственными участниками выступают педагог социальный, который организует его, все лица и социальные институты, имеющие непосредственное отношение к воспитанию и образованию ребенка.
К основным направлениям социально-педагогического взаимодействия относят : - совместные воздействия социального педагога, учителей, родителей, социальных институтов, социума, в котором растет и развивается ребенок; - взаимные воздействия педагога социального, учителей, родителей, социальных институтов; - взаимодействие с социумом.
Сфера социально-педагогического взаимодействия – ведущая процессуальная сторона социальной педагогики. Это взаимодействие здесь осуществляется прежде всего на личностном уровне, на уровне интеграции всех воспитательных сил общества в целях созидания личности, ее воспитания и социализации, а также создания воспитывающих отношений в социуме, тем самым педагогизируя окружающую среду.
В основе социально-педагогического взаимодействия лежит приоритетность личности по отношению к обществу, творческая свобода человека, демократизм в отношениях субъектов взаимодействия. Осуществляемое, таким образом, в процессе взаимодействия социальное воспитание создает реальные возможности для овладения личностью необходимыми общечеловеческими нормами, ценностями и отношениями, развивает толерантность, чувства собственного достоинства и уважения к человеку, доброту, сострадание и милосердие.
Общее и различие в интерпретациях
«Взаимодействие» - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает, по меньшей мере, двух участников. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.
«Социальное взаимодействие» это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Характеризуется такой важной чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.
«Педагогическое взаимодействие» - это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
Понятие «педагогическое взаимодействие» предполагает взаимную активность обучающего и обучаемого.
«Социально-педагогическое взаимодействие» — это особая форма связи между участниками образовательного процесса.
В социально-педагогическом взаимодействии непосредственными участниками выступают педагог социальный, который организует его, все лица и социальные институты, имеющие непосредственное отношение к воспитанию и образованию ребенка.