МААМ-картинки

Понятие «образовательная технология», структура и классификация образовательных технологий

Евгения Рамазанова
Понятие «образовательная технология», структура и классификация образовательных технологий

Образовательная технология - это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности, которая включает в себя индивидуально-групповую, информационно-диагностирующую, организационно-развивающую, деятельностно-эвристическую, духовно-гуманитарную и мотивационно-управленческую составляющие.

В приведенном определении образовательной технологии ключевым понятием является целостная педагогическая деятельность, а модель - описание этой деятельности, отображающего ее в трех аспектах - концептуальном, содержательном и процессуальном.

Публикация «Понятие „образовательная технология“, структура и классификация образовательных технологий» размещена в разделах

Следовательно, в структуру образовательной технологии должны входить :

1)концептуальная основа

2) содержательный компоненты

3) процессуальный компоненты.

Концептуальная основа - это целевые установки и ориентации, основные идеи и принципы, позиция обучающегося в образовательном процессе. Содержательный компонент - это цели обучения (общие и частные, содержание учебного материала, дидактическая структура учебного материала и формы его изложения.

Процессуальный компонент - это особенности методов и средств обучения, мотивационная характеристика, организационные формы обучения, управление образовательным процессом.

Ведущим компонентом в этом перечне является концептуальная основа. Освоив его, педагог осознанно может использовать образовательную технологию, адаптируя ее к конкретным условиям педагогической деятельности.

Обращение к теоретическим основам образовательных технологий, показывает, что каждая из них должна удовлетворять ряду требований:

- концептуальность: в основе каждой технологии лежит научная идея, включающая философское, психологическое и педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

- системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность).

- управляемость: возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, варьирования средствами и методами коррекции результатов.

- эффективность: гарантируя результаты, соответствующие образовательным стандартам, технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

- воспроизводимость: возможность использования технологий в однотипных образовательных учреждениях и разными педагогами.

- гибкость: возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической действительности.

- динамичность: возможность развития или преобразования технологии в развивающемся образовательном пространстве таким образом, чтобы в условиях изменяющейся парадигмы образования не отсекать «старое», но полезное, а обеспечить эволюционное развитие образовательной технологии.

Сегодня уже не требуется доказывать необходимость и пользу применения технологий в образовательной практике. Проблемой остается лишь готовность педагогов к творческому их применению в практической деятельности.

В настоящее время существует несколько видов классификаций образовательных технологий, все они по-разному выделяют виды и типы технологий, в зависимости от направления деятельности, содержания, влияния на участников учебного процесса и т. д.

Наиболее общей классификацией образовательной технологией являются :

1)традиционная (репродуктивная) технология – основана на том, что педагог знакомит учащихся с правилами и последовательностью выполнения действия, далее он наблюдает за учениками и при необходимости корректирует их работу.

2)технология развивающего обучения – предусматривает комплексность обучения и развития. Общее развитие осуществляется посредством эффективного обучения, организованного на высоком уровне, быстрых темпах и последующей рефлексии учащихся.

3)технология поэтапного формирования умственных действий – предусматривает поэтапное овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые усваиваются учащимся в результате различных видов деятельности, организованных педагогом.

4)технология коллективного взаимодействия – основана на организации совместной работы учащихся, посредством пар сменного характера. Учащиеся в паре эффективнее усваивают знания, обмениваются друг с другом опытом, впечатлениями и т. д., то есть упор делается на взаимообучение.

5)технология полного усвоения – основана на едином, фиксированном уровне овладении знаниями, умениями и навыками, но при этом предусмотрена возможность индивидуального темпа их освоения учащимися.

6)технология разноуровневого обучения – предусматривает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся имеют возможность выбора темпа усвоение программного материала, в зависимости от своих возможностей и потребностей, но не ниже установленного Госстандарта.

7)технология адаптивного обучения является разновидностью разноуровневого обучения, предполагает гибкую систему организации учебных занятий, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся. Центральное место в данной технологии занимают личные качества учащегося.

8)технология программированного обучения – это самостоятельное индивидуальное обучение по заранее разработанной программе обучения, предусматривающей использование специальных средств.

9)технология компьютерного обучения – основана на использовании в учебном процессе компьютерных технологий и предоставляемых ими возможностях.

10)технология проблемного обучения – предусматривает постановку научной и учебной задачи перед учащимися, в процессе решения задачи учащиеся учатся самостоятельно находить необходимую информацию, способы решения, осуществляется развитие познавательной активности, творческого мышления и иных личных качеств.

11)технология модульного обучения- в основе модульной технологии заложено деление учебной дисциплины или предмета на модули, каждый из которых состоит из учебного содержания и технологии овладения им.

12)технология концентрированного обучения- эта технология основана на методе «погружения в предмет». Суть заключается в том, что уроки объединяют в блоки, в течение определенного срока (день, неделя) сокращается число параллельно изучаемых дисциплин.

13)технология проектного обучения – основана на получении учащимися индивидуального опыта продуктивной деятельности. Учащиеся получают знания не путем «зазубривания», а посредством решения практических задач, связанных с жизненным опытом.

14)технология гарантированного обучения – модель совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на программирование и осуществление учебного процесса.

15)технология дистанционного обучения - это получение образовательных услуг без посещения учебного заседания, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и интернет.

16)технология авторских школ – предусматривает внедрение в образовательный процесс авторских методических разработок.

17)технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

18)частно-предметные педагогические технологии – направлены на внедрение образовательных технологий в конкретный учебный предмет.

19)альтернативные технологии – в основе лежат альтернативные методы обучения, разработанные авторами и апробированные в учебных заведениях.

20)природосообразные технологии – основаны на том, что каждый человек – это часть природы и в процессе его обучения необходимо опираться на природные потребности и возможности каждого ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Структура самопрезентации воспитателяСтруктура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Понятие «образовательная технология», структура и классификация образовательных технологий
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 07:41
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие «образовательная технология», структура и классификация образовательных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Рамазанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД