МААМ-картинки

Понятие нравственного воспитания

Лена Басеник
Понятие нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Исторический прогресс общечеловеческой культуры оценивается степенью гуманизации отношений в обществе, расширение сферы действия нравственности в жизни людей. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.

Осмысливая проблему нравственного воспитания, необходимо определить действительные истоки нравственного и безнравственного поведения людей, выяснить, что такое мораль и моральные нормы поведения. Для того, чтобы далее рассматривать процесс нравственного воспитания, необходимо раскрыть его сущность и дать теоретическое обоснование понятию «нравственное воспитание» через раскрытие сущности таких основных понятий педагогической науки, как «воспитание», «нравственность», «мораль», «этика», «личность», «нравственное воспитание», «этическая культура».

Публикация «Понятие нравственного воспитания» размещена в разделах

Необходимость четкого анализа данных педагогических категорий, как подчеркивал И. А. Каиров, связана с тем, что в понятийно терминологическом аппарате педагогики существуют разногласия в их определении. В различных учебниках по педагогике по-разному трактуются понятия «воспитание», «обучение», «образование» и другие. Вместе с тем нельзя не согласиться с В. М. Полонским, который считает, что оперирование понятиями «является необходимым условием для изучения и построения теоретических моделей, осмысления процессов воспитания и обучения в динамике и перспективе, позволяет более ясно обозначить предмет исследования и построить последовательную концепцию о нем. Разработка терминологических вопросов педагогики особо актуальна в период реформирования системы образования»

Нравственность – выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитание и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

Отношение к определению сущности категории «нравственность» современных исследователей исходит из позиции таких видных отечественных педагогов, как П. Ф. Лесгафт, А. Н. Острогорский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. В. Шелгунов и других. Так, Л. Н. Толстой, рассматривая сущность «нравственности» человека, выдвинул «идею самосовершенствования каждого человека». К. Д. Ушинский считал, что главное в нравственном человеке – это его «стремление к проявлению доброй воли к борьбе со злом» [20, с. 24]. Н. Е. Щуркова подчеркивает необходимость «создания в ребенке безошибочное сознание, дать ему такие факты, из которых он мог бы вывести руководящие принципы своего поведения». П. Ф. Лесгафт утверждал, что нужно содействовать выработке в ребенке «нравственного человека со стремлением руководствоваться в жизни этим идеалом». В. П. Острогорский говорил о необходимости «привить ребенку стремление к нравственному идеалу, потребность самому всегда поступать прекрасно, гуманно, в духе любви». По. Б. Т. Лихачеву, «нравственность конкретного человека – это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести».

Мы определяем нравственность как совокупность реальных отношений, которые возникают между людьми, согласно общепринятым нормам, оцениваемым с позиции добра и зла. Под «нравственным воспитанием» С. И. Ожегов понимает «воспитание внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Важно пробудить у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

В концепции «Духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России» показаны цели и задачи нравственного воспитания. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является нравственное воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие нравственного воспитания
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 19:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие нравственного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Лена Басеник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД