Лена Басеник
Понятие нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Исторический прогресс общечеловеческой культуры оценивается степенью гуманизации отношений в обществе, расширение сферы действия нравственности в жизни людей. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса.
Осмысливая проблему нравственного воспитания, необходимо определить действительные истоки нравственного и безнравственного поведения людей, выяснить, что такое мораль и моральные нормы поведения. Для того, чтобы далее рассматривать процесс нравственного воспитания, необходимо раскрыть его сущность и дать теоретическое обоснование понятию «нравственное воспитание» через раскрытие сущности таких основных понятий педагогической науки, как «воспитание», «нравственность», «мораль», «этика», «личность», «нравственное воспитание», «этическая культура».
Публикация «Понятие нравственного воспитания» размещена в разделах
Необходимость четкого анализа данных педагогических категорий, как подчеркивал И. А. Каиров, связана с тем, что в понятийно терминологическом аппарате педагогики существуют разногласия в их определении. В различных учебниках по педагогике по-разному трактуются понятия «воспитание», «обучение», «образование» и другие. Вместе с тем нельзя не согласиться с В. М. Полонским, который считает, что оперирование понятиями «является необходимым условием для изучения и построения теоретических моделей, осмысления процессов воспитания и обучения в динамике и перспективе, позволяет более ясно обозначить предмет исследования и построить последовательную концепцию о нем. Разработка терминологических вопросов педагогики особо актуальна в период реформирования системы образования»
Нравственность – выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитание и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.
Отношение к определению сущности категории «нравственность» современных исследователей исходит из позиции таких видных отечественных педагогов, как П. Ф. Лесгафт, А. Н. Острогорский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. В. Шелгунов и других. Так, Л. Н. Толстой, рассматривая сущность «нравственности» человека, выдвинул «идею самосовершенствования каждого человека». К. Д. Ушинский считал, что главное в нравственном человеке – это его «стремление к проявлению доброй воли к борьбе со злом» [20, с. 24]. Н. Е. Щуркова подчеркивает необходимость «создания в ребенке безошибочное сознание, дать ему такие факты, из которых он мог бы вывести руководящие принципы своего поведения». П. Ф. Лесгафт утверждал, что нужно содействовать выработке в ребенке «нравственного человека со стремлением руководствоваться в жизни этим идеалом». В. П. Острогорский говорил о необходимости «привить ребенку стремление к нравственному идеалу, потребность самому всегда поступать прекрасно, гуманно, в духе любви». По. Б. Т. Лихачеву, «нравственность конкретного человека – это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести».
Мы определяем нравственность как совокупность реальных отношений, которые возникают между людьми, согласно общепринятым нормам, оцениваемым с позиции добра и зла. Под «нравственным воспитанием» С. И. Ожегов понимает «воспитание внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Важно пробудить у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
В концепции «Духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России» показаны цели и задачи нравственного воспитания. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является нравственное воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.