Юлия Одинцова
Понятие духовно — нравственных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие духовно – нравственных ценностей
В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство РФ в области образования с 2007 года утвердило понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания, непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию.
Публикация «Понятие духовно — нравственных ценностей» размещена в разделах
Его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Галицкая И. А. и Метлик И. В. в статье «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике» рассматривают понятие «духовно-нравственное воспитание». Авторы считают, что «духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе».
Для того чтобы привить детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре, фольклору, искусству. Мы продумали и наметили пути решения задач нравственного воспитания. Работа с детьми осуществляется нами во всех видах деятельности. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет художественная литература, стихи, особенно сказки, игры – драматизации. Они учат детей переживать, формируют представления о добре и зле, отношение к нравственности и безнравственности. Для того, чтобы глубже проникнуть в сказку и почувствовать черты характеров героев используем различные виды театров: настольный, пальчиковый, которые изготовили сами. Кроме того, дети любят заниматься в театральной студии. Ставим спектакли, приглашая в качестве зрителей малышей, родителей, сотрудников детского сада. Привлекаем родителей к участию в пошиве костюмов, а ребят — к изготовлению декораций. Наши дети участвовали в спектаклях по русским народным сказкам: «Хвосты», «Теремок», «Семеро козлят» [Приложение4,5] Кукольные: «Снегурочка», «Маша и медведь»
Театрализованная деятельность тесно связана с музыкальной. Музыка помогает создать законченную художественную картину, а, следовательно, воздействовать на душу ребенка. Помогают нам в этом музыкальные руководители. Так в сказке Сутеева «Под грибом», когда лиса ищет зайчика, музыка позволяет более остро ощутить опасность у детей: у них испуганный вид, дети сидят, затаив дыхание. Другая сцена из сказки «Теремок», когда звери радуются, что у них новый теремок: у детей наоборот радостное настроение, на лицах улыбки, многие приплясывают, сидя на стульчиках под музыку.
Знакомим детей с классической музыкой, которая способствует эмоциональной отзывчивости. У нас есть богатая фонотека классической музыки как зарубежных, так и русских композиторов, таких, как Мусоргский, Глинка, Чайковский, Шопен, Бах, Шуман и т. д.
Аудиозаписи классических произведений мы используем не только на музыкальных, но и на других занятиях, в повседневной жизни.
Однажды вечером предложили детям послушать аудиозапись «Болезнь куклы» Чайковского, обратив внимание, как композитор через музыку мог передать болезнь куклы. А сами при этом наблюдали за ними. У детей был огорченный вид, присутствовало чувство сострадания. После прослушивания произведения дети стали более внимательны к своим дочкам. Владик пожелал быть детским врачом и лечил кукол, а Карина ему помогала - ставили банки, градусник. Вика и Лера напоили куклу чаем с малиновым вареньем.
Перед сном даем детям послушать произведения «О душе», «Колыбельные перед сном», «Сказки».
Огромное влияние на духовно-нравственное воспитание оказывает наша природа. Всю работу я провожу в тесном контакте с родителями. Родители оказывают посильную помощь в ремонте групп, помогают мыть окна весной и летом.
Конечно же, иногда в своей работе нам приходится сталкиваться с некоторыми трудностями: неграмотное, несерьезное отношение родителей к культуре поведения своих детей и их духовно-нравственному воспитанию.
Однако все эти проблемы являются потенциалом для нашей дальнейшей воспитательно-образовательной работы.
В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапоцевича [40] : нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
Определение нравственности даётся и в педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Каджаспирова [30] :
• нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. д.
От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование его жизненной позиции. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова [23] рассматривают понятие «мораль» в прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило.
Особое место в воспитательном процессе занимает развитие в ребенке нравственно - волевой сферы.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит у установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к изменений опеке родителей, что может стать причиной лени, несамостоятельность детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач.
Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучению чтению, счету, письму, но воспитанию таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров [27] дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
С точки зрения С. А. Козловой [31], каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком уже имеет довольно большой социально - нравственных опыт. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято современным человеком.
Известно, что в духовно- нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей. Открытость проявления ими любви, заботы и переживания. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывает у малыша ответный отклик, делает его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям отца и матери.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствует воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Известно, что основой духовно – нравственного воспитания является культура общества, семьи, образовательного учреждения. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленных в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслом, декоративно – прикладному искусству.
Корни духовно – нравственного воспитания лежат в православии: уважение к родителям, старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпимость, уступчивость, умение прощать.
Дошкольный возраст – благодатное время для становления представлений о добре и зле, нравственных эталонах и моральных нормах поведения и взаимоотношений, для формирования патриотических чувств. К 6-7 годам у ребенка уже формируется характер, в том числе и определенные привычки, изменить которые в школьном возрасте бывает нелегко, а совершенно заменить другими – почти невозможно.
Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразиться его поступок на окружающих.
Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Известно стремление старших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребенок проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживания.
Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь окружающим, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости, самостоятельности.
Нравственность – это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Моральной личностью становится тогда, когда принципы нравственности переходят в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим сегодня в душу ребенка, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. В дошкольном возрасте, по мнению Е. Смирновой [42] особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства. Именно поэтому важным является педагогически целесообразных средств и методов работы с детьми.
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для духовно-нравственного воспитания, внедрении информационных технологий, составлении серий непосредственно образовательных деятельностей, которые отражены в календарном и перспективном планировании.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над такими вопросами - насколько мой внутренний мир находится в согласии, в гармонии с высшими ценностями, духовной культурой. Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно - этические и эстетические ценности христианства.
Сохранить бы! «Не забыть никогда, что мы дети отцов наших, и должны иметь любовь к их памяти» Духовность - не деньги, утрата её невосполнима.
Так давайте же с самого раннего детства учить детей любить свою Родину, учить доброте, сердечности, состраданию, терпению, трудолюбию, воспитывать в них те нравственные качества, которые сегодня отсутствуют даже у многих взрослых. Но как это сделать? В каком «блюде» преподнести ту «духовную пищу», которая сделает ребят чище, лучше, богаче?
Считаю, что один из лучших путей, который позволит нашим дошкольникам почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну - знакомство с русским народным декоративно - прикладным искусством, т. к. оно проходит через все виды детской деятельности. Прежде всего, я создаю в группе необходимые условия для такой работы с детьми. В удобном и доступном месте расположили зону изобразительного творчества, где поместили различный материал и оборудование для рисования, лепки, аппликации; учебно-дидактические пособия, образцы рисунков, репродукции картин, книги, игровой персонаж и т. д. На полочках «красоты» расставили игрушки и предметы русского народного промысла. Мы стремимся показать детям, что рядом с внешним, окружающим миром есть и другой, внутренний мир человеческих чувств. Развиваем способность понять другого человека, сочувствовать ему. Воспитываем стремление детей к любви, добру, бережное отношение к игрушкам, заботливое отношение к животным.
В нашем детском саду имеются специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями и бытом русского народа, имеется «Русская изба», где дети могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки. Все это способствуют воспитанию патриотических чувств и расширению кругозора.
Хорошо известно, что основной вид деятельности дошкольников - игра. При этом имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, хороводы, праздники).
Православные праздники серьезны и полны глубокого нравственного смысла. Самые любимые на Руси праздники - Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров и др. Существует глубокая русская традиция проведения таких праздников. Познакомившись с ними, мы для себя открыли духовно-нравственный смысл праздников и в своей работе стараемся использовать этот опыт. Например, при подготовке к Рождеству на занятиях по развитию речи наши дети знакомятся с русской духовной поэзией. На музыкальных занятиях дети разучивают колядки, игры, хороводы. На занятиях по изо и конструированию, готовят рождественские подарки и игрушки.
Для нас стало традицией ежегодно устраивать выставки рождественских игрушек для гостей и родителей, а затем лучшие мы дарим для украшения дворовых елок Новлянска и рождественской елки в Храме Иоанна Златоуста.
Вместе с родителями мы посещаем храм, где перед иконой Рождества Христова настоятель церкви о. Сергий рассказывает детям, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Такие беседы оставляют глубокий след в памяти у детей и взрослых. Я рассказала только об одном празднике. Благочинный о. Сергий частый гость у нас в детском саду, он помогает воспитателям своими советами, направляет нашу работу с детьми.
Работа по духовно-нравственному воспитанию ведется не только с детьми, но и родителями. Семья – хранительница национальных традиций. Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства. Семья в нашем обществе - первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и дети, живут по законам коллектива. Воспитание детей, формирование личности ребенка, с первых лет его жизни - основная обязанность родителей.
Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Вокруг нас живут разные семьи. В каждой из них может быть разное количество людей (членов семьи). В старину их называли домочадцы. Наиболее распространенной является семья одно поколенная, в которой вместе живут мать, отец и их дети. В многопоколенной семье вместе живут мать, отец, дети и представители старшего поколения - бабушка, дедушка. Бабушка и дедушка, живущие в семье сына или дочери, принимают на себя определенную часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего хозяйства. Кроме того, они воспитывают внуков, многое, вкладывая в душу ребенка, проявляя заботу о его здоровье, физическом развитии. У бабушки и дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышом. Доброта и справедливость, любовь к труду, ответственность за его за его хорошие результаты, честность и скромность те качества, которыми должны обладать старшие члены семьи. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах во многом зависит авторитет дедушек и бабушек. В семье осуществляется преемственность поколений, происходит передача социальных норм и ценностей, образцов поведения. При этом решающую роль играет весь уклад жизни семьи, социальные установки родителей, уровень общения между членами семьи. В семье ребенок получает опыт общения, основанный на гуманных чувствах - любви, привязанности, заботливости, доброты, сочувствия. Но научить детей проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства об окружающих людях: об отце, матери, бабушке, дедушке. Ребенок должен испытывать озабоченность от того, что в семье кто-то не здоров или переживает неприятности. Сердечная зоркость становится внутренним качеством ребенка, если его упражняют в добрых поступках, учат присматриваться к физическому и душевному состоянию близких ему людей. Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывает у него либо что-то хорошее, либо что-то плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение важно для ребенка. Оно углубляет его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию. Семья для дошкольника - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а так же другие члены семьи - старшие братья и сестры формируют личность ребенка с раннего возраста.