Людмила Маштанова
Понять природу — значит ее чувствовать… Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой… Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.
Публикация «Понять природу — значит ее чувствовать… Консультация для родителей» размещена в разделах
Играя на природе, дети учатся ее познавать. Единственным материалом для игр
служит сама природа : пеньки, камешки, бревна, шишки, листья, палочки
и т. п. ребенок играет на природе с тем, что она ему предоставляет.
Основой понимания природы ребенком является непосредственное
восприятие всеми органами чувств.
Игра учит ребенка жизни. Она всегда была самой важной деятельностью ребенка. Фантазия ребенка в игре не знает границ. Играя, он может владеть целым миром.
Взрослый не должен мешать ребенку фантазировать, но для того, чтобы игра удалась, ребенку может понадобиться практическая помощь взрослого. Например, найти материал для постройки шалаша, помочь в создании чего-то и так далее.
Игра приспосабливает ребенка к действительности, так как в ней разрешено проигрывать и рассматривать со всех сторон то, что он пережил, в чем принимал участие. Общение детей обычно происходит в форме игры.
Ребенку, которому не довелось играть, сложнее планировать и представлять свое будущее или рассказывать о своих переживаниях.
Игра является хорошим методом обучения и социального развития. В ней ребенок тренирует концентрацию внимания и наблюдательность. Игра может предоставлять ребенку возможность для движения и физического развития. Она создает естественные условия для общения.
Все игры имеют свои правила. Для своей собственной игры ребенок сам придумывает правила, которым он тщательно следует. В общей игре дети устанавливают правила вместе. Игры без справедливых правил обречены на неудачу. Детские психологи предлагают делить правила игр на три группы: правила по соглашению, взаимные правила, правила очередности.
Соглашение. Дети договариваются, что будут играть и во что будут играть.
Они приходят к соглашению самостоятельно.
Взаимность. Имеется в виду, что игра проводится при взаимопонимании, несмотря на различия в возрасте и физической силе. Старшие по возрасту снисходительны к младшим. Никакого соревнования или демонстрации силы. Часто непрошеное вмешательство взрослого в игру нарушает сложившиеся в ней роли.
Очередность. Обмен ролями или позициями. «Сейчас я буду мамой, а потом – ты». «Сейчас я буду лисой, а ты – зайцем. Потом ты будешь лисой».
Постигаем природу
Непосредственное восприятие всеми органами чувств является основой понимания природы. Знания, которые мы получаем через наши органы чувств, легко воспринимаются, очень конкретны и надолго остаются в памяти. Эти знания мы получаем из природы. Именно поэтому пребывание на природе так важно для детей.
Начните так
Найдите такое место в лесу (саду, парке, чтобы вам было удобно туда ходить.
Это будет постоянное ваше место. Это место не должно быть похоже на
убранный парк. Там должны быть разные деревья, камни, пни, муравейник,
ветки и мох. Хорошо, чтобы там были большие деревья, под которыми дети могут сидеть, или большие камни, за которыми можно спрятаться.
Это место не должно быть слишком большим. Дети должны там хорошо ориентироваться и чувствовать себя уверенно. А взрослые должны иметь
возможность все время видеть и слышать детей.
Надо договориться с детьми, каким образом лучше ограничить ваше место в лесу.
Дети должны знать, где проходят границы. Для этого они могут выбрать
определенные предметы, например, большой камень, березу, маленькую елку, куст орешника и т. д. Дети должны понимать, насколько это важно.
Расскажите, как звери устанавливают границу на своей территории. Лиса, например, строит невидимый забор на своей территории, раскладывая свой пахучий помет в разных местах – на камень, пень и даже на муравейник. За эти границы другим лисам входа нет. Расскажите о птицах, которые ограждают свою территорию песней. Другие птицы того же вида слышат песни и знают, где проходит граница. А как мы отметим наши границы в лесу?
Познакомимся с местом в лесу (парке)
Растения
Дайте задание ребенку выбрать растение по размерам большее, чем он сам и встать рядом. Спросите: «А кто стоит у самого большого растения?»
Вывод: Подумайте, что растения могут быть такими большими.
В результате дети видят, что есть растения больше, чем они сами. Некоторые намного больше, другие не намного.
Попросите ребенка или несколько детей встать рядом с таким растением,
которое ниже сапога. Спросите: «Кто нашел самое маленькое растение?»
Вывод: Растения бывают очень разного размера. Очень маленькие и очень большие. В результате дети начинают видеть различия между разными растениями на
вашем месте в лесу.
Задание: Найдите такое дерево, чтобы все дети могли обхватить его своими
ладонями. Обследуйте его с помощью всех органов чувств.
Послушайте. Постойте молча, закрыв глаза, и послушайте. Слышите что-нибудь? Попросите детей рассказать, что они слышат. Может быть, это ветер шумит в листве дерева. Скрипят ветки. Щелкают насекомые. Пищат птицы. Осыпается листва и веточки.
Потрогайте. Пусть дети расскажут, что они чувствуют, когда дотрагиваются до ствола дерева. А когда прислоняются к дереву щекой? Чувствуется ли, что ствол одинаковый
со всех сторон? Есть ли холодная и теплая сторона? (В зависимости от того, с какой стороны светит солнце и дует ветер, ствол может быть теплым или холодным.)
Понюхайте. Чем пахнет ствол? Он пахнет по-разному в разных местах? Почему? (На стволе может быть смола, лишайник, мох)
Посмотрите. Какого цвета кора? Есть ли трещины на коре? Видны ли там насекомые, например, муравьи, пауки и т. д. Большое ли дерево? Можно ли обхватить его руками? Как далеко нужно отойти от дерева, чтобы увидеть его верхушку?
Сравните. Как выглядит дерево этого же вида, но маленькое. Найди другое
лиственное дерево (или хвойное).
Задайте вопросы о деревьях. Нужны ли нам деревья? А кому, кроме людей, нужны деревья? А как человек может использовать дерево?
Чему научились дети? Они запомнили запах дерева. Поняли, как важны деревья для людей и других живых существ.
Увидеть разнообразие в природе
Здесь вы прочтете об играх, которые тренируют наши ощущения на природе.
Собирая, сравнивая и наблюдая различия с помощью всех органов чувств, ребенок расширяет понятия о разных предметах в природе и их взаимосвязи.
Цвета
Дайте задание найти что-нибудь синее на «вашем» месте.
Результат: дети найдут и принесут чернику, колокольчик, сине-черный камень.
Рассортируйте, например, так: светло-синий – темно-синий, живой – мертвый,
легкий – тяжелый.
Задание: найти что-нибудь коричневое.
Результат: дети принесут шишки, орехи, кору, листья, палочки, червяка и муравья. Рассортируйте, например, так: это относится к дереву, это относится к пню, это может расти, а это нет.
Следующее задание: найдите что-нибудь, связанное с шишкой, например, веточку сосны, орех, лист ореха, муравья, червяка и лист.
Мокрое
Задание: Найдите что-нибудь мокрое или влажное.
Результат: Дети принесут мокрый мох или камень.
Температура
Задание: Найдите что-нибудь холодное или теплое.
Результат: Дети найдут камень или что-то мокрое и холодное.
Камень, который лежал на солнце, может быть теплым. Сухая трава может быть
теплой.
Форма
Задание: Найти что-нибудь круглое.
Результат: Дети, может быть, принесут ягоду, орех, камень, сосновую шишку,
осиновый лист.
Задание: Найдите что-нибудь острое.
Результат: Дети, может быть, найдут ветку, хвойную иголку, травинку.
Задание: Найдите что-нибудь похожее на змею, птицу или мышь.
Результат: Дети, может быть, найдут палочку, похожую на змею, кусочек коры в виде птицы или камень в форме мыши.
Узор
Задание: Найдите что-нибудь пятнистое.
Результат: Дети, возможно, найдут камень, лист, палочку с пятнистой корой.
Задание: Найдите что-нибудь полосатое.
Результат: Дети найдут камень, кусочек коры, гусеницу, жука…
Запахи
Задание: Найдите что-нибудь, что плохо пахнет. Найдите что-нибудь, что пахнет
хорошо. Найдите что-нибудь, что пахнет чем-то старым.
Найдите что-нибудь для всех органов чувств
Что-то красное и что-то сладкое,
-Что-то мягкое и что-то зеленое,
-Что-то, что ощущается приятно, когда вы прикладываете к щеке,
-Что-то мокрое, что-то вкусно пахнущее,
-И что-то, что чуть-чуть звенит.
Детям интересно знать, как живут насекомые. Обычно они интересуются, чем
питаются насекомые, где они живут, какое у них потомство и как они ухаживают за
ним. Что за враги у них и как зимуют насекомые.
Положите насекомое в банку и выясните:
-Как выглядит рот?
-Где находятся глаза?
-Сколько ног у насекомого?
-Видно ли брюшко?
-А что будет, если в банку поместить другое насекомое?
-А если в банку положить лист или мох?
Не забудьте, что с насекомыми надо обращаться осторожно и всегда выпускать
их там, где нашли.
Часто дети обращаются с насекомыми таким же образом, как взрослые обращаются с животными. Некоторые дети давят насекомых, а другие строят им домик. Дети, имеющие представление о поведении животных и их месте в природе, обычно проявляют большее внимание ко всему живому. Когда ребенок, которому кажется,
что уховертка очень противная, узнает, что она, единственная среди насекомых, заботится о своем потомстве, пока оно не вырастет, он больше не боится ее.
Вывод
Используя все органы чувств : собирая, различая и сортируя, – дети расширяют свои представления о разных предметах в природе.
Развивая инициативу детей, вы тренируете их чувство наблюдательности в природе.