Цепелева Наталья Ивановна
Планирование на учебный год «Понять и воспитать малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
«Понять и воспитать малыша»
Составитель: Цепелева Н. И.
Воспитатель высшей категории
Содержание
1. Пояснительная записка….. 3
2. Цели и задачи …. ….5
3. Тематическое планирование….8
4. Методическое обеспечение…12
5Взоимодействие с родителями воспитанников…14.
6. Список литературы….…15
7. Приложения….16
Пояснительная записка
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Публикация «Планирование на учебный год „Понять и воспитать малыша“» размещена в разделах
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать новые знания самостоятельно. (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)
Дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности:
ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.
В своей рабате педагог руководствуется системой сенсорного воспитания, разработанный М. Монтессори,
«Понять и воспитать малыша» – дополнительная программа. Программа реализуется в интеграции таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Творчество» в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Примерные виды интеграции области «Познание»по программе
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
«Коммуникация» - Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, помогать логично и понятно высказывать суждение. Расширять представления о предметах, явлениях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
«Социум» - Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов
«Труд» - Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате. «Чтение художественной литературы»
Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений об окружающем мире
«Художественное творчество» Использование средств, продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Познание»
Цели и задачи
Цель программы: развитие познавательной активности детей посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Направленность программы: Познавательно-речевое, доминирующая область: «Познание», «Творчество».
Задачи
Образовательные:
1. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
2. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
3. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи
5. Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
6. Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
2. Формировать интерес к поисковой деятельности.
3. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
Воспитательные :
- Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
- Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю. Длительность – не более 15-20 минут.
В основу программы положены принципы:
• Принцип психологической комфортности.
• Принцип природа сообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его особенностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
• Принцип дифференцированного подхода.
• Принцип интеграции – опытно-экспериментальной деятельности с другими видами деятельности.
• Принцип научности - Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
• Принцип доступности - Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.
• Принцип развивающего эффекта содержания. - Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.
• Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.
• Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение – природные материалы нашей местности.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. У детей продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. Дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами. Известный психолог Ж. Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на неё. При этом, говоря о традиционных способах обучения, построенных преимущественно на репродуктивных методах, Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
Ожидаемые результаты:
Образовательный результат:
- наличие познавательных интересов к объектам окружающей среды.
-уметь формулировать познавательные вопросы и знать на них ответы.
-владеть навыками познавательного экспериментирования.
Личностный результат:
- самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
-уметь обращаться за помощью взрослого в ситуациях реальных затруднений.
-принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Тематическое планирование
Дата, тема Цель Количество часов
Сентябрь
1 «.Красивый коврик из листьев»
2 Игры с песком: «Солнышко»
3Монтессори: «Собираем ягоды»
4. Монтессори: «Посыпаем дорожки»
Закрепить опыт размещения однородных элементов по всей плоскости листа, называть цвет, включаться в игровую ситуацию
Выучить считалку,нарисовать солнышко
Лепить шарики из пластилина, собирать мелкие предметы,действуя тремя пальцами.
Посыпаем теми же тремя пальцами песок (крупу,заниматься вместе общим делом.
1
1
1
1
Октябрь
1 «.Тучи по небу гуляют»
2. Игры с песком: «Флажок»
3. Монтессори: «Соберём все бусинки»
4. Монтессори: «Волшебное сито»
Учить выкладывать неправильные формы в одном направление,плотно друг к другу ориентироваться в пространстве,находить верх, низ.
Стихотворение «Флажок»,нарисовать флажок.
Отделять камешки (бусинки)от песка.
Отделять мелкую крупу от крупной пользуясь ситом.
1
1
1
1
Ноябрь
1«.Путешествие на воздушном шаре».
2. Игры со списчками «Рыбка»
3. Монтессори: «Выловить из воды»
4. Монтессори: «Была лужа и нет её» Подбирать шары и прикладывать к ниточкам заданного цвета упражнять произношение звука «Ш», «С»
Отгадать загадку, беседа про рыб, нарисовать рыбку.
Вылавливать с помощью ситечка плавающие предметы из воды.
Убирать за собой (собирать губкой воду,выжимая её над тазиком)
1
1
1
1
Декабрь
1 «.Покормим птичек.»
2. Игры со спичками
3. Монтессори: «Смести но не просыпать»
4. Монтессори: «Ну-ка, вылови!»
Ориентироваться на всей плоскости,находить верх,низ,под,вверху, рядом.
Выкладывать рисунок по схеме и по памяти.
Убирать за собой (сметать со стола, пользуясь щеткой и совком)
Убирать за собой (вылавливать ложкой из воды мелкие предметы)
1
1
1
1
Январь
1 «Зажги фонарики»
2Игры с песком: «Цыплята»
3Монтессори: «Готовим лекарство»
4Монтессори: «Не просыпь и не пролей»
Находить одинаковые по цвету,форме, составлять целое из частей.
Беседа. Кто как кричит? Что умеют делать цыплята? Предложить нарисовать двух цыплят.
Правильно держать ложку,мешать ею в чашке, растворяя что-нибудь в воде (совершая круговые движения по часовой стрелке)
Пересыпать и переливать из кувшина в стакан, проявлять заботу о других.
1
.1
1
1
Февраль
1 «Матрёшки собрались на прогулку»
2. Игры с песком: «Мышка»
3. Монтессори: «Накрываю на стол»
4. Монтессори: «Пересыпаем ложкой»
Составлять целое из двух разных частей. Закрепить название цветов. Выполнять коллективную работу,помогать друг другу.
Отгадать загадку. Рисуем мышку.
Накрывать на стол (воспитываем эстетическое чувство, желание участвовать в жизни группы,семьи.
Пересыпать ложкой крупу,красиво вести себя за столом.
1
1
1
1
Март
1 «Строим новый дом для бабки, внучки,жучки, мышки»
2. Игры с песком: «Тучка»
3. Монтессори: «Собираем грибы на полянке»
4. Монтессори: «Разложим по порядку»
Составлять целое, ориентируясь на образец. Закрепить название цветов.
Стихотворение, В. Маяковского. Нарисовать тучку.
Собирать тремя пальцами мелкие предметы (стола или пола).
Сортировать предметы по цвету, подбирать рассыпавшиеся предметы.
1
1
1
1
Апрель
1 «.Кто уложит котят спать?»
2. Игры с песком: «Жук»
3. Игры с песком: «Осьминог»
4. Игры с песком «Геометрические фигуры»
Формировать умение пользоваться клеем и наклеивать, выкладывать по всей плоскости большого листа бумаги. Приобщать к совместным действиям.
Стихотворение. Нарисовать жука.
Прочитать стих Г. Сапгира. Нарисовать осьминога.
Закреплять знание геометрических фигур. Рисовать геометрические фигуры.
1
1
1
Май
1.«Помоги найти кукле свои игрушки»
2. Игры с песком: «Хлеб»
3. Игры с песком: «Загадка», «Секретики»
4. Игры с песком: «Песок в ладошках»
Закреплять сенсорные развитие ребёнка, его способности анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковые по форме, цвету.
Стихотворение. Сжимать и разжимать песок кулачками («месить»). Затем произвольно лепить изделия.
Находить в песке различные предметы (Фантики,пуговицы, камешки и пр.)
Знакомство с песочницей (на улице), используя физические упражнение, развивать моторику рук.
1
1
1
1
Методическое обеспечение
Задача воспитателя – помочь детям в проведении исследований:
-при выборе объекта исследования;
-при поиске метода его изучения;
-при сборе и обобщении материала;
-при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Правила при выборе темы:
1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Памятка для воспитателей
В ходе проведения исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:
1. Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
2. Не сдерживайте инициативы детей;
3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
4. Не спешите с вынесением суждений;
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
• Прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;
• Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и классификации, обобщения информации.
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования,).
Основное оборудование :
• приборы – «помощники», объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги;
• красители: гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
• детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Важно выстраивать взаимодействия с родителями воспитанников :
Одной из форм работы с родителями является анкетирование.
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисков –исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
По результатам анкетирования будет видно заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствуют ли постоянному совершенствованию их познавательного – исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развития самостоятельности.
Привлечение к созданию познавательно – развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Оформление наглядной информации в родительском уголке
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
В группе должна находиться работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»
Практическая часть: Открытое занятие для родителей.
Список литературы:
1. Статья. «Работа с дошкольниками»
2. ГОСО РК «Дошкольное воспитание и обучение»
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (ППРК от 23 августа 2012 года № 1080).
3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011– 2020 годы.
4. Типовой учебный план для дошкольного воспитания и обучения детей от 1 года до 5 (6) лет от 20 декабря 2012 года № 557
5. Общеобразовательные программы «Ал аш ы адам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз».
6. М. Монтессори, «Школа жизни»
7. ТкаченкоТ. А. «Мелкая моторика,гимнастика для пальчиков»2005г.
8. «Отбасы ж не балабакша», Алматы.