Екатерина
Консультация «Понимание ребенка. Педагогические наблюдения и способы фиксации динамики детских достижений»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические наблюдения являются одним из главных условий успешной реализации программы «Вдохновение», так как педагог должен планировать свою деятельность таким образом, чтобы все мероприятия подходили к детям и способствовали их развитию.
Однако многие существующие сегодня системы наблюдения достаточно трудоемки, и для их практической реализации просто не хватает времени. Авторы программы «Вдохновения» разработали ряд учебно-практических пособий по ведению наблюдений и протоколированию результатов, которые значительно упрощают работу педагогов в этом направлении, в тоже время помогают проводить наблюдения регулярно с фиксацией выводов и рекомендаций. При проведении наблюдений используются самые простые способы, а именно, отстраненное и включенное наблюдение. Педагоги нашего детского сада, ведут работу по педагогическому наблюдению, опираясь на данные рекомендации.
Публикация «Консультация „Понимание ребенка, Педагогические наблюдения и способы фиксации динамики детских достижений“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Я использую наблюдения за жизнью детей, для того, чтобы понять, что происходит с каждым ребенком в течение дня. Разобраться в действительных причинах поведения и состояния моих воспитанников. Педагогические наблюдения позволяют мне увидеть развитие каждого отдельного ребенка, определить потребности, интересы, и умения детей, при необходимости внести изменения в среду группы, выявить моменты, вызывающие озабоченность, и найти способы, позволяющие наилучшим образом решить проблемные ситуации. При этом ценность наблюдений заключается в признании уникальности и целостности личности каждого ребенка, принятии его индивидуальных особенностей и права на самостоятельные действия.
Во время отстраненного наблюдения я стараюсь не вмешиваться в действия ребенка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни).
Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого для определения уровня знаний.
Провожу наблюдения в периоды активной деятельности детей. Особое внимание обращаю на те моменты, когда ребенок впервые проявил какие-либо качества или способности. В отдельных случаях делаю фотографии и видеозаписи, они мне помогают впоследствии составить комплексное видение происходящего. Наблюдая и не вмешиваясь в их действия детей, я сделала для себя очень важное открытие, самостоятельная игра позволяет детям самим выбирать не только предметы или партнеров, но и регулировать темп, ритм, последовательность действий.
Выводы могут охватывать целый спектр особенностей и достижений ребенка.
Чтобы отразить факты, свидетельствующие об уровне и динамике развития детей, я веду дневники. Форма введения может быть разной, я использую стики, по ним я сразу вижу, кто из детей чаще всего и как высказывается, а кто занимает пасивную позицию.
Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надежность и достоверность. Наблюдения за детьми должны быть дополнены информацией полученной от семьи для того чтобы коллективно обсудить и оценить ситуацию развития ребенка и уже вместе принять решение о дальнейших действиях.
Тема проекта, над которой мы работали с 4 апреля по 12 апреля, называлась «Птицы наши друзья».
Цель проекта: формирование общего представления дошкольников о птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Сейчас вы увидите видео на котором я веду включенное наблюдение с целью выявить насколько у каждого ребенка сформировано представление о разнообразии птиц и насколько они могут реализовывать задуманное.
Сейчас я вам на практике покажу как я провожу способы фиксации Видео
-
- Свободная деятельность детей в средней группе
Гнезда Дети 4-5 лет еще только учатся сотрудничеству, соподчинению своих желаний, согласованию действий. Без ссор и столкновений пока обойтись трудно, но для меня, наблюдение за играющими детьми возможность увидеть то, как они пытаются договориться, как взаимодействуют в игре, как сплавляются с конфликтными ситуациями. Кроме того в игре я вижу то как осмысливаются и используются детьми знания полученные ими из разных источников.
Родители и дети часто существую в двух параллельных мирах, у ребенка своя жизнь в детском саду, у родителей насыщенная событиями и делами работа. Тайна рождения личности их ребенка, источники новых знаний и опыта, остаются для них скрытыми практически недоступными. Как можно приблизить родителям мир их детей, прежде всего предоставить им больше информации, это могут быть экспозиции детских работ, выставки, записи высказываний о том что ребенок знает, что хочет узнать и что предполагает сделать чтобы узнать. Для этого дети на шкафчики клеют стики с записями своих высказываний.
Насыщенность, достоверность, открытость информации снимает барьеры между детским садом и родителями, рождают множество поводов для удивления, радости, вопросов для сотрудничества.