Татьяна Гицевич
Помогите ребёнку стать волшебником
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребёнок по своей природе волшебник : он может превратить старую табуретку в хрустальный замок, сделать Бабу Ягу доброй. Однако в последнее время случается так, что дети не умеют фантазировать. Долго считалось, а многие и сейчас считают, что воображение -это как бы дополнение. Ведь главное -это научить ребёнка мыслить, решать, запоминать, а уж фантазировать и воображать он научиться сам. При таком подходе ни один ученик не превзойдёт своего учителя, т. е. это удобная точка зрения для воспитания "винтиков".Если в детстве ребёнок не научится воображать, то начинают, как снежный ком, расти различные проблемы- беспричинные страхи, низкая обучаемость, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого психологическая неготовность к обучению в школе.
Темочки:
Практика показала, что активное развитие у дошкольников осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр- путешествий, игр- импровизаций, психогимнастик. Включая этот материал в каждодневную жизнь, дети проявляют неизменный интерес, желание фантазировать вместе со взрослым, переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый образ новыми деталями. Эффективность развития воображения повышается, если воспитатель белее детально описывает то, что должны представить и изобразить дети. Игры предоставляют прекрасную возможность для развития словарного запаса, когда действия ребёнка сопровождается описанием предметов, явлений, подбирая образные, точные выражения.
Очень важно воспитателя самому в воображении детально видеть то, что он описывает детям, тогда и они это увидят. Интересно наблюдать, как дети, сидя на ковре, который превращается в кита в океане, по настоящему боятся когда кит "наклоняется"и они могут упасть в воду. Дети держаться друг за друга, эмоционально реагируя. А погружаясь в воображаемое море сразу закрывают нос пальцами. Сценарий игр составляем таким образом, чтобы дети читали стихи, пели песни. Такая разнообразная деятельность не утомляет детей, яркие образы вызывают интерес. Игры- путешествия можно проводить в любом месте где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учётом знаний детей. Важное условие-- играть только до тех пор пока детям интересно и их внимание сконцентрировано. Закончить игру можно в любом месте, а в следующий раз продолжить. В процессе игры можно принимать любые дополнения и предложения детей.
Опираясь на воображения можно развивать и творчество. Игры мы используем и как основу познавательного занятия. Все игры проводим не наглядно, а опираясь только на воображения детей. Игры- беседы планируем как вариант игр, в которых вся беседа с ребёнком построена на воображении. Детям предлагается стать то репейником, то лягушкой, то птицей или камнем у дороги. Игры учат быть внимательными, развивать память, мышление, любовь к природе, диалогическую речь. Игры- импровизации мы используем на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбираем мы в соответствии с характером изображаемого объекта, действия. Мы только описываем ситуацию, но ничего не показываем, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляли свою творческую индивидуальность. Эти игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребёнку проявить себя через самовыражение. Чтобы изобразить листочек или снежинку ребёнок должен её хорошо представить в воображении. Мы всегда поощряем непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей.
Активно используя эти приёмы и игры с детьми, мы убедились- волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. У наших детей обогатился круг представлений, растёт словарный запас, развиваются творческие способности. Эти игры помогают формировать логику у детей, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации находить оригинальные решения.
Литература.
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. -М. ,2012
2. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребёнке волшебника. -М. ,2009