Наталья Поднекс
Консультация «Помогите ребёнку не стать геймером»
▼ Скачать + Заказать документы
Помогите ребёнку не стать геймером
Аннотация: Сопротивляться или принять?
Как найти золотую середину в воспитании детей в наше время цифровых технологий? Как защитить их от вредной зависимости от виртуальной жизни, когда одни запреты не помогут? В этих проблемах пытается разобраться автор этой статьи. Советы, данные в статье, будут полезны родителям и всем взрослым, кто как-то связан с воспитанием детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Помогите ребёнку не стать геймером“» размещена в разделах
Из истории мы знаем, что в былые времена у детей из бедных семей просто не было детства. Основная масса населения как в России, так и в богатой ныне Европе жила бедно. Детям с 5 – 7 лет приходилось работать, чтобы выжить. Детский труд использовался на фабриках, заводах, шахтах, артелях, плантациях. Работали дети по 4 – 6 часов в день, и их труд оплачивался намного ниже, чем труд взрослых.
В семьях дошкольникам приходилось помогать взрослым по хозяйству, нянчить младших детей. У них не оставалось времени не только на развлечения, но и на отдых.
В первой половине 20 века с ростом благосостояния населения у детей появилось больше свободного времени для игр и общения. Причём большую часть этого времени они проводили на свежем воздухе. Например, в Советском Союзе, начиная с 20-х годов, большое внимание уделялось закаливанию детей, физкультуре, спорту, дисциплине, а также развитию всесторонней личности. И это было правильно. В решении этих задач помогали многочисленные пионерские лагеря, пребывание в которых было бесплатным. За рубежом этим занималось движение скаутов.
Но с развитием науки и технического прогресса к концу 20 века педагоги и родители стали отдавать предпочтение интеллектуальному развитию детей.
В начале 21 века дети стали представителями «поколения технического прогресса». С ранних лет это поколение не представляло жизни без телевизора (хотя он тоже уже уходит в прошлое для них, сотового телефона, компьютера, интернета, планшета и прочего, что теперь называют одним словом – гаджеты.
Ежедневная многочасовая вовлечённость в виртуальный мир отражается на психике и интеллекте малышей. Общее снижение физической активности и пребывания на свежем воздухе ослабляют детский организм. Наблюдается развитие задержки психического и речевого развития.
У некоторых современных детей страдает связная речь, у них очень бедный лексикон, а их информированность в сфере гаджетов не ведёт к его обогащению.
Много ли сейчас родителей, которые сами читают детям книжки или рассказывают на ночь сказки?
А если б эти сказки и рассказы ещё и обсуждать вместе с детьми, как это было раньше, то развивалось бы мышление и словарный запас ребёнка.
Большинство взрослых предпочитают сажать своё дитя перед телевизором или компьютером (чтоб не мешал, включив мультфильмы. Вследствие того, что малыш не разговаривает с живым собеседником, а только смотрит и слушает, появляется примитивность речи, оскудение словарного запаса. Такой ребёнок в основном не разговаривает, а кричит, как его мультяшные герои, среди которых всё меньше положительных персонажей.
Малыш копирует их поведение, и поэтому в последние годы резко возросло число гиперактивных детей, не умеющих сконцентрироваться на чё м-то одном: на игре, занятиях и т. д.
У них наблюдается повышение тревожности, агрессивности, снижение контроля над поведением. И что самое опасное – это зависимость от интернета, компьютерных игр. Сейчас это явление приобретает мировые масштабы. Например, в Китае эту зависимость определяют как психическое расстройство наравне с наркоманией и алкоголизмом. Тысячи молодых людей и детей стали пациентами психиатрических больниц
Можно приводить ещё много аргументов по поводу вреда чрезмерного использования гаджетов для детского физического и психического здоровья…
Но препятствовать новому витку эволюции человечества совершенно бессмысленно. Это всё равно, что пытаться остановить скоростной поезд на полном ходу.
Хотим мы или нет, но современным детям сегодня сложно представить, что раньше (а по меркам взрослого поколения это было как бы недавно) не было компьютеров, сотовых телефонов, планшетов, а главное – интернета, который заменил сейчас всё, даже телевизор.
Взрослым остаётся только понять своих детей, принять их систему ценностей и постараться к ней приспособиться. В наших силах помочь дошкольникам войти в этот мир комфортно и безболезненно.
Как же найти золотую середину, чтобы наши дети, идя в ногу со временем, не превратились в зависимых геймеров? Об этом надо заботиться с самого раннего возраста наших деток. Главное – не упустить момент, когда интересные для ребёнка компьютерные игры, чаще всего «стрелялки» станут для него потребностью, постоянным желанием.
Родители способны контролировать образ жизни ребёнка, научить его чередовать занятия и отдых, придерживаться правильного распорядка дня, помочь полюбить прогулки на свежем воздухе, общение с природой и активные формы досуга.
Основным условием нормального психического развития современного ребёнка являются : снижение информационного потока – ограничение доступа к телевизору и компьютеру, привлечение к чтению книг – совместные посещения детских библиотек, и, конечно, укрепление физического здоровья ребёнка – занятия спортом, физкультурой.
К счастью, у маленьких детей существует интуитивная тяга к физическим действиям, подвижным играм и т. д. Это надо всячески поощрять.
А главное – благоприятный климат в семье – спокойная, доброжелательная обстановка, отсутствие конфликтов родителей при детях. Очень важно живое общение – беседы на интересующие ребёнка темы, совместные игры.
Не отмахивайтесь от вопросов вашего малыша, ссылаясь на занятость. Находите время, чтобы поиграть с ним. Для ребёнка игра – это проявление любви и внимания со стороны взрослого.
Руководствуясь личным примером взрослых, дети быстро научатся совмещать приятное с полезным. Они поймут, что помимо привлекательного виртуального мира есть ещё и мир реальный, в котором им предстоит жить среди живых людей, а не с виртуальными персонажами.
В этом мире они будут реализовывать себя в профессии, создавать семьи и растить уже собственных детей.
Использованная литература:
Здоровье дошкольника № 5-6, 2016.