Наталья Муратова
Положение о педагогической диагностике в дошкольных отделениях
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 34 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА ЗАХАРОВА»
ПОЛОЖЕНИЕ
о педагогической диагностике в дошкольных отделениях
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №34 имени Героя Советского Союза
Николая Дмитриевича Захарова»
ПРИНЯТО На педагогическом совете МБОУ «ЦО № 34» Протокол №___от ___
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ЦО № 34» ___Л. В. Лазарева
Приказ №___от___
1. Общие положения
Публикация «Положение о педагогической диагностике в дошкольных отделениях» размещена в разделах
- Положение конкурса. Образцы положений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее - Положение) в дошкольных отделениях (далее - ДО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Цент образования № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова» (далее - Учреждение) разработано в соответствии с:
• Конвенцией о правах ребенка ООН,
• Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании",
• Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
• Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»,
• Образовательной программой дошкольного образования Учреждения (далее ОПДО).
1.2. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности.
1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОПДО и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.
1.5. Оценка физического развития проводится инструктором по физической культуре ДО. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится старшей медицинской сестрой, закрепленными за ДО детской городской поликлиникой в соответствии с договором.
1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) квалифицированными специалистами (педагогом-психологом).
1.7. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом. При необходимости (при обращении родителей или педагогов) диагностика может проводится ранее для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.
1.8. Участие ребенка в психологической, логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольных отделений Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.
2.2. Задачи педагогической диагностики :
• Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);
• Оптимизация работы с группой детей.
• Совершенствование организации образовательного процесса.
2.3. Принципы педагогической диагностики :
• Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
• Принцип доступности результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком, обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные комиссии).
• Принцип прогностичности - проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
• Принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования).
• Принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и правил);
• Принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации).
• Принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду).
• Принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).
2.4. Педагогическая диагностика :
• позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
• учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
• позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
• учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два раза в год – в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая диагностики) проводятся в сентябре (последние 10 дней месяца) и апреле (последние 10 дней месяца).
3.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
• старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок) : выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
• специалисты дошкольных отделений проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции;
• воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется:
• при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев)
• в начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель) – в целях определения динамики развития ребенка;
• в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
3.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации.
3.5. Фиксация показателей развития выражается в форме:
- показатель сформирован (достаточный уровень «+») - наблюдается в самостоятельной деятельности ребнка, в совместной деятельности со взрослым;
- показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «0») - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дат аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (недостаточный уровень «-») - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребнок не дат положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребнком по данному направлению с учтом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьй по реализации Образовательной программы.
3.6. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.7. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами.
3.8. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются воспитателями
всех возрастных групп и специалистами ДО старшему воспитателю.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДО используются:
• наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок;
• специально организованные диагностические занятия в период, определенный образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга;
• изучение продуктов деятельности детей;
• беседы с родителями.
4.2. Обследование проводится обязательно в игровой форме.
4.3. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДО и ухода из него.
5. Методологическая основа педагогической диагностики
5.1. Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет (Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.)
6. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику
6.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДО, несет
ответственность за:
• тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
• ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
• соблюдение конфиденциальности;
• качество проведения обследования воспитанников;
• доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников;
• оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических мероприятий в установленные сроки
7. Контроль
7.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заместителем директора по ДО и старшим воспитателем посредством следующих форм:
• ежедневный текущий контроль;
• тематический контроль;
• оперативный контроль;
Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.
8. Документация
8.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику :
• заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец учебного года;
• проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также обобщающую справку по результатам диагностирования;
• справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю, который обобщает результаты диагностирования по ДО.
• на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории развития или программы работы с одаренными обучающимися и обучающихся с особыми образовательными потребностями.
8.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический материал - в методическом кабинете.