Гелиня Федорова
Анализ образовательных дошкольных программ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время существует множество образовательных и вариативных программ дошкольного образования.
Перед образованием часто встает вопрос, какие направления должны стать приоритетными в работе ДОО в современных условиях? Несомненно, что самым главным направлением остается защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка. На сегодняшний день этому посвящаются как отдельные разделы общих образовательных программ для дошкольников, так и парциальные программы. Рассмотрим некоторые из существующих общих и специальных программ :
Публикация «Анализ образовательных дошкольных программ» размещена в разделах
Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) заложены требования к работе педагога по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни младших дошкольников :
- развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, формировать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
- формировать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека;
- формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы;
- знакомить с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Формировать представление о необходимости закаливания;
- формировать представление о ценности здоровья; желания вести здоровый образ жизни;
- воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей;
- формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения;
формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе). Дети осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр., закаливания, занятий физическими упражнениями, активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. Формируется представление о гигиенических основах организации деятельности; дети узнают о некоторых травмирующих ситуациях, об охране органов чувств (зрения, слуха); о некоторых приемах первой помощи в случае травмы; о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой); о некоторых правилах ухода за больным. Обогащаются представления дошкольников о людях и их взаимоотношениях.
Доронова Т. Н. в своей программе «Радуга» обращает внимание на
приобщение ребенка дошкольного возраста к спорту, на формирование привычки к здоровому образу жизни. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей. В разделе «Растим здорового ребенка» освещаются общие задачи и даются рекомендации по двигательному режиму, закаливанию и физкультурно-оздоровительной работе. В «Руководстве» рассказывается, как необходимо с детства формировать правильные навыки охраны собственного здоровья, привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Предлагается знакомить детей с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Освещаются такие вопросы, как воспитание у детей правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умения сознательно избегать и даже предотвращать их. В представленной программе авторы отмечают необходимость работы с детьми по формированию эмоционального благополучия, созданию необходимой атмосферы, микроклимата в общении с дошкольником.
В примерной образовательной программе дошкольного образования «Истоки» (авторы Алиева Т. И., Арнаутова Е. П. и другие) ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Одними из ее целей являются сохранение и укрепление здоровья, социальное развитие. Программа направлена на обогащение психологического развития ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфических видах деятельности. В разделе «Здоровье» представлены примерные режимы дня в детском саду и рекомендации по его организации (требования к гигиеническим условиям; закаливанию; культурно-гигиеническим навыкам; психическому здоровью и безопасности в дошкольном учреждении и общественных местах).
Среди вариативные программы следует отметить :
В программе «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанной Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной и О. Л. Князевой, авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, поведение ребенка в различных ситуациях. Авторы в содержании раздела «Здоровье ребенка» - предлагают объем знаний, необходимых ребенку и средства их решения. Содержание раздела направлено на формирование у ребенка представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен узнать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Программа "Здоровье" В. Г. Алямовской (1993) предлагает проводить работу по воспитанию у дошкольников потребности в ЗОЖ по следующим направлениям: привитие стойких культурно-гигиенических навыков; развитие стойких представлений о строении собственного тела, назначении органов; обучение уходу за своим телом, навыками оказания элементарной помощи; формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма; формирование элементарных представлений об окружающей среде; формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
Таким образом, программа В. Г. Алямовской предполагает не только привитие навыков, но и формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье.
В программе Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» из сб. «Оздоровительные технологии XXI века» включены следующие разделы:
• организация рациональной двигательной активности детей;
• реализация системы эффективного закаливания;
• комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств и методов;
• обеспечение полноценного питания;
• создание условий для оздоровительных режимов детей. Кроме того, в представленной программе отмечена важность создания условий для возникновения положительных эмоций.
Региональные и авторские программы : «Познай себя» Е. С. Фроловой и
«Здоровый малыш» З. И. Бересневой, ориентированы на познание детьми своего организма и тесную работу детей и родителей по оздоровлению.
«Школа здорового человека» Г. И. Кулик и Н. Н. Сергиенко, «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной, «Здоровый дошкольник» Ю. Е. Антонова, «Остров здоровья» Е. Ю. Александровой и др. позволяют предполагать, что полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят ему найти способы укрепления и сохранения своего здоровья.
Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» М. Л. Лазарева, направлена на оздоровление детей. Главной ее целью является помощь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков. В программе значительное место в оздоровлении детей отводится музыкальному руководителю, так как работа ведется с помощью музыки путем формирования эмоциональной музыкальной доминанты. В пособии отражается работа с детьми по формированию здоровье сберегающей деятельности в песенно-игровой форме. Навыки здорового поведения формируются на основе песенных программ.
Программа Н. М. Крыловой, В. Т. Ивановой «Детский сад – дом радости» нацелена на воспитание индивидуальности, неповторимой личности. В основу программы заложено стремление сохранить возможность ребенку быть самостоятельным субъектом деятельности, приобретая неповторимый индивидуальный стиль ее выполнения. Аспект формирования физического здоровья в программе сводится к соблюдению четко установленного режима дня по плану-сценарию, проведению культурно-гигиенических процедур.
Итак, анализ современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на различие в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы проблема сохранения здоровья детей авторами признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. В основе той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на конкретный вопрос, на закономерности развития, на создание условий, способствующих оздоровлению.
Программы нацелены на то, чтобы активными были не только педагоги, но сами дети и родители. Можно выделить задачу формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, как задачу, которая характерна для многих программ для дошкольных учреждений.