Папки-передвижки

Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста

Ольга Рожко
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста

"Человек - это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями - культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других"

М. М. Бахтин

Понятие "поликультурное воспитание" сегодня определяется по-разному. Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Публикация «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Как известно, Россия - многонациональная страна. С каждым годом в дошкольных учреждениях появляется все больше и больше детей разных национальностей. В связи с этим педагогам ДОУ бывает нелегко осуществлять образовательный процесс, так как мы должны учитывать особенности всех детей в группе, их религию, обычаи и традиции.

Цель поликультурного воспитания:

Формировать человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.

Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:

- формирование у детей представления о многообразии культур в России, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения, а также положительного отношения к культурным различиям;

- развитие поведенческих навыков общения с представителями других культур и этносов

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов мира является частью поликультурного воспитания. Мы убеждены, что приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, так как детские впечатления неизгладимы, дети очень доверчивы и открыты.

Первоначальное представление о своей национальности ребенок получает в семье, дальнейшее расширение представлений детей о культуре своего и других народов происходит в условиях дошкольного учреждения. В этот период необходимо научить детей идентифицировать себя со своей национальностью, иметь представление о народах своего края, страны, всего мирового сообщества, научить проявлять положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, в том числе и к сверстникам другой этнографической группы.

Часто в группах есть дети разных национальностей. Как правило, дети всегда проявляют к ним повышенный интерес. В этом случае, начиная с первого знакомства детей, мы проводим беседы о том, что люди бывают разные. У одних темный цвет лица, у других раскосые глаза. Но все дети хотят дружить. Воспитывая у детей дружеские чувства по отношению к ребенку другой национальности, мы не ставим его в особое положение, не создаем особые условия пребывания в группе. К нему предъявляются такие же требования, как и ко всем детям группы и у него следует воспитывать отзывчивость и внимание по отношению к детям другой национальности.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является помощь родителей.

Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникаций, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким.

Мы стараемся вести активную работу с родителями воспитанников, приобщить их к жизни детского сада, не быть равнодушными.

К примеру, праздник, посвященный "Дню матери" собирает всех участников педагогического процесса вместе. Воспитатели и дети готовят праздничное развлечение для мам, а мамы принимают в нем активное участие. Вместе танцуют, поют, играют. Поэтому праздники по праву являются прекрасным средством поликультурного воспитания.

С помощью анкетирования мы выяснили следующее: родители читают своим детям произведения авторов разных культур от случая к случаю, также мало знают пословиц и поговорок.

Самое главное и важное - чтобы ребенок знал, уважал, чтил, берёг и развивал традиции, обычаи, культуру своего народа. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Естественно, что поликультурное образование учитывает возрастные особенности детей и предлагает в младшем и среднем дошкольном возрасте использовать игровую деятельность, как средство формирования понятий "Я человек" и приобщения детей к культуре России.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой ребенок не только развивается, но и познает очень важные этапы человеческой культуры - взаимоотношения между сверстниками и взрослыми людьми, усваивает нормы общения, привычки поведения. У детей вырабатываются нравственные качества и чувства.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.

Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные.

Хороводные игры в детском саду в наше время популярны среди всех дошкольников. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с нами.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2020 в 08:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Рожко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД