Ольга Рожко
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста
"Человек - это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями - культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других"
М. М. Бахтин
Понятие "поликультурное воспитание" сегодня определяется по-разному. Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Публикация «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как известно, Россия - многонациональная страна. С каждым годом в дошкольных учреждениях появляется все больше и больше детей разных национальностей. В связи с этим педагогам ДОУ бывает нелегко осуществлять образовательный процесс, так как мы должны учитывать особенности всех детей в группе, их религию, обычаи и традиции.
Цель поликультурного воспитания:
Формировать человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умение жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:
- формирование у детей представления о многообразии культур в России, приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, воспитание позитивного отношения к различным культурам;
- привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения, а также положительного отношения к культурным различиям;
- развитие поведенческих навыков общения с представителями других культур и этносов
Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов мира является частью поликультурного воспитания. Мы убеждены, что приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, так как детские впечатления неизгладимы, дети очень доверчивы и открыты.
Первоначальное представление о своей национальности ребенок получает в семье, дальнейшее расширение представлений детей о культуре своего и других народов происходит в условиях дошкольного учреждения. В этот период необходимо научить детей идентифицировать себя со своей национальностью, иметь представление о народах своего края, страны, всего мирового сообщества, научить проявлять положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, в том числе и к сверстникам другой этнографической группы.
Часто в группах есть дети разных национальностей. Как правило, дети всегда проявляют к ним повышенный интерес. В этом случае, начиная с первого знакомства детей, мы проводим беседы о том, что люди бывают разные. У одних темный цвет лица, у других раскосые глаза. Но все дети хотят дружить. Воспитывая у детей дружеские чувства по отношению к ребенку другой национальности, мы не ставим его в особое положение, не создаем особые условия пребывания в группе. К нему предъявляются такие же требования, как и ко всем детям группы и у него следует воспитывать отзывчивость и внимание по отношению к детям другой национальности.
Неотъемлемой частью воспитательного процесса для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является помощь родителей.
Родителей необходимо привлечь в союзники педагогам в этом направлении, поскольку именно семья, являясь источником традиций, дает ребенку важный опыт взаимодействий с людьми, в ней он учится общаться, осваивать приемы коммуникаций, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким.
Мы стараемся вести активную работу с родителями воспитанников, приобщить их к жизни детского сада, не быть равнодушными.
К примеру, праздник, посвященный "Дню матери" собирает всех участников педагогического процесса вместе. Воспитатели и дети готовят праздничное развлечение для мам, а мамы принимают в нем активное участие. Вместе танцуют, поют, играют. Поэтому праздники по праву являются прекрасным средством поликультурного воспитания.
С помощью анкетирования мы выяснили следующее: родители читают своим детям произведения авторов разных культур от случая к случаю, также мало знают пословиц и поговорок.
Самое главное и важное - чтобы ребенок знал, уважал, чтил, берёг и развивал традиции, обычаи, культуру своего народа. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Естественно, что поликультурное образование учитывает возрастные особенности детей и предлагает в младшем и среднем дошкольном возрасте использовать игровую деятельность, как средство формирования понятий "Я человек" и приобщения детей к культуре России.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, в которой ребенок не только развивается, но и познает очень важные этапы человеческой культуры - взаимоотношения между сверстниками и взрослыми людьми, усваивает нормы общения, привычки поведения. У детей вырабатываются нравственные качества и чувства.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.
Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные.
Хороводные игры в детском саду в наше время популярны среди всех дошкольников. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с нами.