Татьяна Федькина
Поликультурная социализация детей в процессе познания многоэтничности чувашской национальной культуры
Становление и развитие национальных систем воспитания охватывает многие века. Материнский язык, народное творчество, в частности, фольклор, мифология, этническая символика, искусство, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, народные игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всем протяжении истории лучшие человеческие качества.
Публикация «Поликультурная социализация детей в процессе познания многоэтничности чувашской национальной культуры» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2022
Поликультурное образование - важное направление общего образования, которое нацелено на создание условий по формированию у взрослеющего человека готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурном окружении.
В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г. Д. Дмитриев, А. Н. Джуринский, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Д. Б. Сажин, Л. Л. Супрунова и др.). Развитие теоретико-методологических вопросов изучения культуры и некоторые аспекты межкультурного взаимодействия получили свое освещение в работах Г. Н. Волкова, М. С. Кагана, И. С. Кона, М. М. Бахтина, JI.M. Гумилева, В. М. Межуева, Д. С. Лихачева и других.
В народной педагогике реально действующим центром воспитания являлась всегда и является сегодня семья. В ней, а также в роду, во многих случаях функционирующих как «большая семья» сосредоточено основное богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания.
Укоренение ребенка в родной, близкой ему культуре служит отправной точкой для построения диалога культур и для постижения мировой общечеловеческой культуры. Культура ближайшего окружения обеспечивает личностное общение, непосредственный эмоциональный контакт и практическое действие через овладение основами художественных традиций народа.
Погружение в культуру своего края, своей местности позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные составляющие региональной культуры на протяжении длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимообогащали друг друга, сохраняя при этом собственную уникальность и неповторимость. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие, уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Многие вопросы теории и практики гуманистического и национального воспитания подрастающего поколения нашли рассмотрение в трудах М. Е. Евсевьева, Я. А. Коменского, К. Насыри, К. Д. Ушинского. Общие теоретические основы подхода к проблеме национального воспитания детей определены Н. К. Крупской. В основу методологии исследования положены идеи и единства и взаимосвязи национального, межнационального и многоэтнического (Е. И. Радина, А. П. Усова, М. И. Богомолова, Г. Н Волков, З. Т. Гасанов, Л. Н. Гумилев, А. Н. Джуринский). Вопросы индивидуально– дифференцированного подхода с позиции оптимизации процесса обучения (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Е. А. Климов, М. И. Скаткин); концептуальные положения классиков и современны ученых в области истории, психологии, этнологии, этнографии, педагогики, культурологи и других наук, в которых рассматривается исторический процесс развития чувашского народа, ее материальная и духовная культура, развитие многоэтничности [1, 2].
Следует отметить, что заметно возрос интерес к национальным и региональным компонентам образования и национальным традициям воспитания. Для реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта традиций, с одной стороны; с другой, отсутствие системы целенаправленной работы по приобщению детей к культуре чувашского народа посредством учебных программ, пособий, знакомящим с богатством народной педагогики разных народов
Ключевым моментом оценки успешности поликультурной социализации становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения [3, с. 62].
Любовь к родной культуре, истории, традициям и обычаям должны прививаться с самого детства. В детском саду дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники, как они назывались.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре и ее многоэтничности играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях чувашского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
С целью формирования у старших дошкольников представлений о многоэтничности культуры чувашского народа нами были разработаны и определены основные направления:
– разработана технология формирования у старших дошкольников представлений о многоэтничности чувашского народа, предполагающая включение и использование средств народной педагогики (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, национальные обычаи, быт, праздники, национальные костюмы) в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности;
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности [4].
Таким образом, возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Посредством погружения в игры с элементами национальных игр, сказок, песен рассказов можно решить сразу несколько задач. С одной стороны, игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой позволяют детям социализироваться.
Литература:
Богомолова М. И. Межнациональное воспитание детей : учеб. пособие / М. И. Богомолова, Л. М. Захарова. – М. : Флинта, Наука, 2011. 176 с.
Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Чебоксары Чувашское книжное изд-во, 1974. 376 с.
Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. – М., 2002. 71 с.
Захарова Л. М. Становление и развитие этнопедагогической направленности дошкольного воспитания в отечественной педагогике. Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 60–64.