Наталья Ганькова
Поликультурная образовательная среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад №10 поселок Красное Эхо
Гусь-Хрустального района
Поликультурная образовательная среда в Дошкольных Образовательных Учреждениях
Выполнила:
Воспитатель
Ганькова Наталья Петровна
п. Красное Эхо
2019 год.
Актуальность: Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения является для детской педагогики ключевой проблемой. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Общение с детьми - необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. В России с ее многонациональным составом, злободневность изучения теоретической и практической разработки в условиях поликультурных образования и воспитания в ДОУ обусловлено необходимостью развития новой национальной общности - россиян. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т. д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования.
Исходя из этого определилась проблема исследования: каковы психолого - педагогические условия формирования межличностных отношений в поликультурной среде ДОУ.
Цель исследования: определить содержание и формы формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Объект исследования: процесс общения, игры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в группе детского сада в условиях поликультурной образовательной среды.
Гипотеза: процесс формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:
процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад
в условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности
в содержании образования ДОУ включены эмоциональный, духовный, интеллектуальный модуль, связывающий между собой изучение культур народов, представленных в ДОУ, независимо от доминирующей нации.
Задачи: 1. Прочитать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. 2. Выбрать методику исследования общения детей дошкольного возраста. 3. Провести по отобранным методикам эксперимент. 4. Дать анализ результатов экспериментального исследования. 5. Составить и разработать методические рекомендации по проблеме формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Изучив литературу по вопросу межнациональные межличностные отношения как социально-педагогическая проблема, мы пришли к выводу, что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды - это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора.
Для решения поставленных задач, модно использовать следующие методы:
1. Беседа
2. Наблюдение
3. Игры
Базой исследования послужила группа из 20 человек. Группа была выбрана вследствие того, что ее посещают дети трех национальностей: русские, армяне и таджики. После проведенных бесед, наблюдений и игр могу сказать, что дети не видят различий между собой, они считают, что ничем не отличаются друг от друга, т. е. дети воспринимают себя и окружающих их сверстников просто как товарища по играм, общению, построению межличностных отношений, а не как человека принадлежащего к другой нации.
Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности - это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. Через игру должны осуществляться задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков коллективистического поведения. В руках умелого педагога игра может стать средством перевоспитания детей, у которых в результате сложившихся ранее взаимоотношений с окружающими, образовались неправильные формы социального поведения. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям дошкольного возраста.
Задача воспитателя - поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей: такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, во владении которыми нуждаются дошкольники. Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Количество ролей, как и количество участников в одной игре, определяется знанием детей о явлениях окружающей жизни.
На основании проведенного эксперимента и сделанных мною выводов, предлагаю программу по улучшению условий формирования межличностных отношений между детьми разных национальностей с учетом поликультурной образовательной среды ДОУ, а так же по повышению уровня знаний детей о культуре других народов. Задачи программы:
1. Обучить детей играм и познакомить их с национальными праздниками других народов.
2. Ознакомить детей с национальным составом группы, а так же дать представление о многонациональности нашей Родины и мира.
3. Дать начальные познания детям об отличительных особенностях, как национальностей, так и национальных культур в целом.
4. Дать рекомендации педагогическим работникам в разработке ими программ и организации предметно-развивающей среды ДОУ, которые будут учитывать особенности всех национальностей и национальных культур представленных в ДОУ.
5. Провести ряд бесед, занятий, народных игр, нацеленных на формирование правильных, доброжелательных межличностных отношений между детьми разных национальностей.
Вывод:
Процесс формирования отношений, общения ребенка в условиях, когда в группе представлены две и более наций, должен осуществляться через освоение элементов культуры, как своего народа, так и культуры людей, принадлежавших к другой нации. Воспитатель должен знать и уметь, как регулировать отношения дошкольников, возникающих при взаимодействии их с «другими» детьми, отличными от них. Педагог дошкольного учреждения должен строить педагогический процесс так, чтобы основным достоинством воспитания дети считали формирование таких отношений как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие. В воспитании ребенка воспитатель предлагает формирование умения понимать другого, творить добро, ориентироваться в общественно принятых нормах взаимоотношений.
Список литературы
1. Абсалямова А. Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004, №5 - С. 50-55.
2. Волкова Е. Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 2002,№12 - С. 28-32.
3. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005,№1 - С. 53-55.
4. Играет дошкольник. Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб; «Детство-пресс», 2007,-199с.