Анастасия Викторовна
Показатели и методики диагностики восприятия и понимания эмоциональных состояний детей 4–5 лет
▼ Скачать
Фундаментальным в области изучения восприятия и понимания эмоциональных состояний детей 4-5 лет является исследование А. М. Щетининой, где были определены показатели понимания эмоционального состояния человека детьми среднего дошкольного возраста: вербальное определение эмоционального состояния (радости, грусти, гнева, страха, удивления, умение охарактеризовать воспринимаемое состояние через конкретную жизненную ситуацию и собственные экспрессивные действия, воспроизводящие состояние изображенного человека.
Публикация «Показатели и методики диагностики восприятия и понимания эмоциональных состояний детей 4–5 лет» размещена в разделах
Кроме того, А. М. Щетинина были выделены уровни понимания детьми эмоциональных состояний человека:
• неадекватный - дети не понимают эмоциональное состояние, не могут его назвать или делают грубые ошибки;
• ситуативноконкретный - понимание эмоций в контексте конкретной ситуации, отсутствие словесного обозначения эмоций или выбор слов из предложенных;
• уровень словесного обозначения и описания экспрессии - самостоятельное называние эмоциональных состояний или точный выбор определений из предложенных, перечисление некоторых элементов экспрессии;
• уровень осмысления в форме описания - самостоятельное называние эмоционального состояния человека, выделение и описание экспрессии, ситуации ее проявления;
• уровень осмысления в форме истолкования и проявления эмпатии - самостоятельное обозначение эмоционального состояния, анализ экспрессии, домысливание соответствующей ситуации, высказывание суждений от лица изображенного человека, проявление к нему эмоционального отношения.
Методика - это система методов воздействия на поведенческую сферу человека, которая направлена на реализацию учебно-воспитательных задач.
Среди методов выделают:
• метод эмоционально-образного воздействия, который направлен на мотивацию детей к передаче эмоциональных переживаний посредством
• «погружения» в ситуации свободных представлениями;
• словарный метод, он реализуется в эстетических беседах с детьми, в развитии словаря эмоций ребенка;
• метод мотивации к эмпатии: воспитатель пробуждает у детей эмоциональные реакции через понимание и эмпатию эмоциональных состояний другого человека, превращая в помощь;
• игровой метод - один из основных в формировании эмоциональной сферы у детей. Игра, как ведущий вид деятельности, способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере, формировать новые способы действий и формы поведения. Игра создает благоприятную ситуацию для творческой самореализации дошкольников. В процессе игры ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.
Кроме того, выделают различные приемы, направленные на выявление эмоций детей дошкольного возраста и их эмоциональное обогащение. Прием - практический механизм применения учебно-воспитательной техники и технологий в процессе формирования всесторонне развитой, сознательной личностью.
Примеры приемов:
• цвет-настроение: данный прием дает возможность детям выразить настроение стихотворения, музыки, настроение героя, через цвет, выбирая цветную карточку;
• эмоциональный массаж: прием основан на парности контрастных настроений, он регулирует эмоциональные состояния детей (ребенок осознает, что свое настроение и настроение других можно менять, регулировать);
• синтез искусств: обогащение эстетических эмоций детей, расширение чувствования ребенком художественного настроения, а также способствование расшифровке содержания эстетических эмоций;
• создание эмоционально-насыщенного фона: передача эмоций с помощью визуальных и звуковых средств, доверительный контакт воспитателя с детьми, цветовое оформление в группе, уголок уединения, настроения и др.
На занятиях используются следующие методы, помогающие детям не только показать свои эмоции, но и увидеть эмоции других:
• Коммуникативные игры, которые направлены на формирование умения видеть в другом человеке его достоинства, а также вербальные и невербальные «поглаживания»; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать.
• Ролевые игры (ролевая гимнастика). Ролевые игры основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
• Релаксационные методы предполагают использование упражнений, которые основаны активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.
• Игры, направленные на развитие воображения («мысленные картинки», «Придумай конец», вербальные и невербальные игры).
• Задания и игры, направленные на развитие произвольности. В ходе игр дети осознают такие понятия как «сила воли», «хозяин своих чувств».
• Психогимнастические игры. В этих играх формируются принятие своего имени, принятие своих качеств характера, принятие своего прошлого и настоящего.
Применение данных методов помогают успешно укрепить эмоциональное благополучие детей.
Многими авторами были разработаны свои собственные методики, направленные на диагностику восприятия и понимания эмоциональных состояний детей дошкольного возраста: «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е. И. Изотова, «Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников» и «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А. Д. Кошелева, «Эмоционально-обусловленное поведение дошкольника» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускас.
Для выявления результативности использования данных методик диагностики восприятия и понимания эмоциональных состоянии детей 4-5 лет в детском саду, требуется провести краткий анализ.
Модификация первой методики Е. И. Изотовой «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» активно применяется для диагностики способности ребенка самостоятельно определить эмоциональное состояние, изображенное на картинке, а также способности определять оттенки настроения. Критерием для данной методики служит понимание эмоциональных состояний другого человека. Для применения данной методики детям показывают картинки или фотографии с изображением лиц людей, показывающих разные эмоции, после чего предлагают детям назвать эти эмоции. Полученные результаты оценивают в баллах. Работа проводится индивидуально с каждым ребенком, что помогает лучше выявить результат.
Методика проста для выполнения и не требует длительной подготовки. Данную методику можно применять для диагностики восприятия и понимания эмоциональных состояний детей 4-5 лет, так как она подходит под уровень развития данной возрастной группы. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста успешно ориентируются в мимических признаках.
Следующая методика «Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников», разработанная А. Д. Кошелевой. Данная методика проводится в три серии. В первой серии проводится подгрупповое чтение сказки О. Уайльда «Звездный мальчик». Затем индивидуальная работа с ребенком, где ему предлагается рассказать, чем ему понравился тот или иной персонаж данной сказки. На третьем этапе работа снова ведется индивидуально, и детям через некоторое время предлагают еще раз встретиться с теми же персонажами, однако на этот раз сами герои сказки желают подарить им что-то на память. Ребенок, принимая подарок от лучшего, по его мнению, героя, должен обосновать свой выбор. Во время обработки результатов следует обратить внимание на то, что в первой серии наблюдают внешние эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застывшие позы, вскрикивания, вопросы, заданные взволнованными голосами, мимика. По итогам выбора во второй серии эксперимента судят о содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний. Отмечают эмоциональные проявления, степень уверенности или сомнения в процессе выбора. Ситуация, предложенная в третьей серии, дает возможность проверить глубину и устойчивость чувств, вызванных событиями сказки.
Данная методика сложна в применении тем, что требует длительной подготовки. Кроме того, возрастные границы в виде 5-7 лет могут искажать результаты диагностики, так как восприятие и понимание эмоциональных состояний у ребенка 5 лет отличается от восприятия эмоций ребенком 7 лет. Следовательно, методика «Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников» не слишком результативна.
Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» под авторством А. Д. Кошелевой, широко применяется во многих дошкольных образовательных организациях. Она проводится в два этапа: на первом этапе детям озвучиваются определенные жизненные для них ситуации, после чего предлагается их изобразить. На втором этапе снов описываются те же ситуации, только теперь детям нужно описать словами эмоции каждого героя. Оценка результатов производится в баллах. Полученные результаты оценивают в баллах. Работа проводится с каждым ребенком индивидуально, в результате чего можно получить более явный результат.
Диагностику по этой методике можно проводить с детьми 4-5 лет, так как в ней используются ситуации, имеющие место быть в их повседневной жизни, поэтому ее результативно использовать в условиях детского сада.
Методика «Эмоционально-обусловленного поведения дошкольника» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной направлена на выявление у ребенка уровня сформированности социальных эмоций и их влияние на поведение. Для проведения диагностики по данной методики требуется выучить ряд вопросов, во время наблюдения за детьми задать их. После этого предлагается закончить определенные ситуации. При обработке результатов внимание обращается на правильность ответов и на мотивацию ребенка.
По данной методике диагностика проводится индивидуально с ребенком в процессе наблюдения за ним, что помогает получить достоверные результаты.
«Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса. Данная методика направлена на выявление эмоционального отношения ребенка к членам его семьи, а также ощущение им своего места в семье. Для анализа рисунка надо знать возраст ребенка и состав его семьи. После окончания рисования нужно в беседе с ребенком получить максимум вербальной информации. Далее заполняется таблица интерпретации результатов.
Методику «Рисунок семьи»возможно применять при диагностике детей 4-5 лет. Однако данная методика направлена скорее на эмоции, которые ребенок испытывает конкретно к своей семье, а не в общем. Поэтому результативности при диагностике восприятия и понимания эмоциональных состоянии детей среднего дошкольного возраста она не принесет. Кроме того, данная методика требует от проводящего диагностику педагога знания способов интерпретации детских рисунков, при которой имеет место быть погрешность в виде неправильного изложения самой задумки рисунка.
Исходя из краткого анализа методик, можно сделать определенный отбор тех, которые будут применяться в ходе исследования восприятия и понимания эмоциональных состояний детей 4-5 лет.
Наиболее эффективными в данном направлении диагностики будут методики:
1. Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е. И. Изотова).
2. Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А. Д. Кошелева).
3. Методика «Эмоционально-обусловленное поведение дошкольника» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).