Наталья Химченко
Пояснительная записка к перспективному плану коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящий план составлен в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 12. Определяет содержание и особенности организации образовательной деятельности в ДОУ для групп компенсирующей направленности. Фронтальные занятия проводятся с использованием учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О. С. Гомзяк.
-«Говорим правильно в 5-6 лет» О. С. Гомзяк (Конспекты фронтальных занятий I, II,III период)
-«Говорим правильно в 5-6 лет» О. С. Гомзяк (Конспекты занятий по развитию связной речи)
Публикация «Пояснительная записка к перспективному плану коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда» размещена в разделах
С 01.09- по 15.09.; и с 15.05- по 30.05. проводится обследование.
Темы фронтальных занятий подбираются в соответствии с темой недели. Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю.
Перспективный план работы предусматривает следующую структуру:
одно планируется занятие (в неделю) по развитию фонетико-фонематической стороны речи;
одно по развитию лексико – грамматической стороны речи;
одно по развитию связной речи.
В перспективном плане во фронтальных занятиях по развитию фонетико-фонематической стороны речи, по развитию лексико-грамматической стороны речи и по развитию связной речи у детей указывается тема и цели (коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные, оборудование, методическое обеспечение.
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
* Формирование произносительной стороны речи: уточнение произношения сохранных звуков
Второй период обучения: декабрь, январь, февраль
Содержание занятий:
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный», растениям («дубовый», различным материалам («кирпичный», «каменный» и т. д.);
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу», изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
*Закрепление правильного произношения звуков, формирование фонематического восприятия на основе чуткого различения звуков по признакам: твердость-мягкость.
Третий период: март, апрель, май
Содержание фронтальных занятий включает в себя:
* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.);
* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т. п.);
* уточнение значений обобщающих слов;
* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
* составление разных типов предложений:
а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить», с противительным союзом «или»;
в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что, с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы.);
* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).
* Формирование произносительной стороны речи: использование в самостоятельной речи звуков в слогах, в ловах и предложениях.