Любовь Семченко
Пояснительная записка к методическому пособию «Использование театральных методов и приёмов в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др. Педагогический процесс, подчас, бывает, однообразен, скучен и неинтересен, поэтому желательно вносить что-то свое, придумывать свой собственный стиль общения с детьми. Для этого надо использовать театрализацию. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Публикация «Пояснительная записка к методическому пособию „Использование театральных методов и приёмов в детском саду“» размещена в разделах
Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется Государственным Стандартом РК, в котором педагогика из "дидактической становится развивающей", а значит использование элементов театрализации, развития творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие-творчество-игра.
Гипотеза:Театральная деятельность будет успешно развиваться, если побуждать детей к импровизации, развивать внимание, память, наблюдательность, обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы. Это позволит развить положительные нравственные качества у детей, делает их более активными, коммуникативными, эмоционально богатыми.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы разностороннего развития дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов с детьми работы с детьми, как на занятиях, так и вне занятий.
Задачи театрализованной деятельности в детском саду:
-Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
-Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
-Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
-Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
-Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
-Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;
-Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
-Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя; -Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Например, к малышам на занятие по рисованию может прийти «Королева – кисточка», показать приемы рисования, рассказывая удивительную сказку. Дети будут слушать и смотреть, открыв рот. И когда вечером, чтобы закрепить приемы рисования, предложить им нарисовать на мольберте в банке помидоры, окажется, что почти все дети усвоили технику рисования. В средней группе на познавательные занятия по временам года можно приходить к детям в образе Осени, Зимы, Весны; на занятия по завариванию чая – Доброй Хозяюшкой и др. Такие занятия проходят намного интересней, дети становятся усидчивее и внимательнее.
Анализируя работу в детском саду, становится понятно, что дошкольники и на занятиях, и в режимных моментах, и в играх усваивают информацию лучше, если используется театрализация: сказка запоминается быстрей, если ее после прочтения драматизировать с детьми; правила поведения в театре, в магазине надолго отложатся в памяти, если приходил в гости Незнайка. Хорошим приемом является внесение театральных кукол на такие занятия, где основным видом деятельности является беседа или рассказывание. Как правило, к концу таких занятий снижается умственная работоспособность. Практика подтвердила, что внесение кукол вызывает активность детей. Им приходится перестраивать речь, непосредственно обращаться к персонажу, что, безусловно, способствует обобщению знаний, умению рассказать об одном и том же, используя разнообразные формулировки ответов, следовательно, развивает грамматический строй речи.
Удачным приемом является использование театральных кукол на лепке, аппликации, рисовании, где куклы обращаются с просьбой слепить для зайца морковку, нарисовать медведю красивый домик.
На занятии по развитию элементарных математических представлений в старшей группе можно провести диагностическое обследование детей в форме путешествия в «Королевство сладостей», где театральным персонажем является Чупа-Чупс, а атрибутами – муляжи шоколадок, конфет, вафель, печенья, тортов. А на познавательном занятии «Винегрет» - использовать драматизацию стихотворения Ю. Тувима «Спор овощей».
На занятие в подготовительной группе по теме «Волшебница – вода» пусть придет в гости злая волшебница Бастинда, замутит чистую родниковую воду и детям придется её очищать (проводить опыты). А как интересно пройдет занятие по правилам поведения в автобусе, если в автобус вместе с ребятами сядет невоспитанный мальчик Кузя и детям
Специальные творческие задания способствуют раскрепощению детей: произнести стихотворение то удивленно, то грустно; задать вопросы от лица веселого Буратино, хитрой лисы Алисы, злого Карабаса-Барабаса; представить, что ты в комнате смеха и изобразить это; изобразить прогулку трех поросят, их встречу с волком и другие. В индивидуальной работе важно использовать этюды на выражение страдания и печали, на выразительность жеста, на выражение гнева, удовольствия и радости, внимания; игры на составление различных черт характера, игры – медитации. Данное пособие содержит практический материал по организации театрализованной деятельности в старшей группе детского сада. Различные игровые приемы, драматизация активизируют творческую деятельность детей. Театрализованная деятельность — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.