Ольга Палий
Пояснительная записка к дополнительной программе
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом, регламентирующим содержание образования, деятельность педагогического работника и разработана в соответствии с Образовательной Программой дополнительного образования МБДОУ № 74, Программы «Театр - творчество- дети», разработанной Т. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович, а также методического пособия к ней «Играем в кукольный театр» (М. : АРКТИ, 2002).
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей.
Публикация «Пояснительная записка к дополнительной программе» размещена в разделах
Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Для того чтобы превратить театральное занятие в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой, умением владеть своим телом.
Принципы Программы.
-соответствует принципу развивающего образования,
-сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
-отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста;
-строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей;
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
-обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей
2) самостоятельную деятельность детей;
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
В Программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого- педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной игровой) в процессе театрального воплощения.
Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Цель: развитие художественно-эстетического вкуса, творческой активности и способностей детей в театральной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-Последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический);
-Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
-Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
-Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях, а также их исполнительские умения;
- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
- Развивающие:
-Развивать зрительноe и слуховоe вниманиe, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
- Создавать условия для развития ребёнка на основе театральной деятельности, развивать коммуникативные способности, эмоциональную сферу;
- Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития
творческой активности детей.
Воспитательные:
-Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, зрительской культуре;
-Воспитывать у детей активность и самостоятельность.
Отличительные особенности.
Данная программа отличается от других аналогичных Программ тем, что состоит из двух разделов. В Программе выделено два типа задач.
Первый тип - это задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип- это задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
В данной программе предусмотрено знакомство с разными видами театра кукол по способу управления ими, а также с основами актерского мастерства. В первом полугодии дети знакомятся с театром кукол. Во втором полугодии дети знакомятся с основами драматизации.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет.
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).
Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.
Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
Сроки реализации Программы.
Нормативный срок освоения - один год. Театральные занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия не более 25 минут, в виде групповых занятий - в группе 15 человек. Форма обучения - очная. Направленность – художественно- эстетическая.
Ожидаемые результаты:
1. Основы кукольного театра и кукловождения:
Уметь следить за развитием действия. Выразительно исполнять роли в кукольном театре. Создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с верховыми куклами.
2. Основы актерского мастерства.
Овладеть жестами отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия. Проявлять желание участвовать в спектаклях. Овладение выразительностью жеста.
3. Основы драматизации.
Проявлять интерес к играм-драматизациям. Доброжелательно относиться друг к другу. Пытаться создавать образ героя, используя для этого мимику, жесты. Уметь разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
4. Песенное творчество
Сопровождать движения кукол песнями, придуманной самостоятельно на отдельные слоги. Сочинять песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой, марша и вальса.
5. Игровое и танцевальное творчество
Сочинять короткие сказки, истории, придумывать диалоги действующих лиц. Стремиться самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Проявлять инициативу и активность при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер движения одного персонажа другому, в соответствии с создаваемым образом. Уметь импровизировать движения разных жанров, используя верховые куклы. Содержание Программы.
1. Организация работы кружка. Формирование группы. Знакомство с детьми. Диагностика.
2. Теоретические сведения. Рассказ о театре. Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство с театральными профессиями.
3. Показ кукол различных систем. Знакомство с различными видами театра.
4. Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюдов
4.1. Приёмы вождения теневого театра. Изучение простейших этюдов.
4.2. Работа с верховой куклой. Управление перчаточными куклами. Этюды на театральной ширме. Показ спектакля.
4.3. Работа с «живой рукой». Этюды. Умение выразительно жестикулировать. Импровизация.
5. Актёрское мастерство. Сценическое действие как основа актёрского творчества. Понять эмоциональное состояние другого человека и уметь выразить своё.
6. Культура и техника речи. Особенности сценического языка. Уроки выразительного чтения, логическое ударение. Дикция. Артикуляция.
7. Ритмопластика. Пластическая импровизация. Умение создавать образы с помощью жеста и мимики.
7.1. Координация вестибулярного аппарата
7.2. Движение функции человека и животных
8. Основные принципы драматизации. Разыгрывание спектаклей по знакомым литературным сюжетам.
8.1. Игра – драматизация. Создание образа. Как правильно исполнять роль.
8.2. Театральная деятельность. Разыгрывание разнообразных сказок.
8.3. Импровизация. Работа над литературным произведением жестами, мимикой, движением, мезансценой.
9. Индивидуальная работа. Работа над постановкой. Работа над голосом
10. Работа над театральной постановкой
10.1. Работа над текстом. Выявление идеи. Образы героев, их поступки, словесные действия. Работа над выразительность речи
10.2. Работа над ролью. Образ героя. Взаимоотношения актёров и героев на сцене. Творческие пробы. Репетиции.
10.2. Сценическое пространство. Мезансцены. Репетиции каждой отдельной сцены. Репетиции спектакля по действиям. Репетиции всей постановки. Генеральная репетиция.
10.3. Итоги работы над театральной постановкой. Показ спектакля зрителям. Выступление. Отчетное выступление перед родителями.
11. Театральная игра. Освоение детьми выразительного языка. Этюды. Выражение различных эмоций. Перевоплощения. Чувство ритма.