Получи документы

Поисково-исследовательский проект «Исследуем родной край»

Анастасия Янушевская
Поисково-исследовательский проект «Исследуем родной край»
▼ Скачать + Заказать документы

Поисково-исследовательский проект «Исследуем родной край с «Крисмас +»»

Участники проекта : ст. воспитатель Бирюлина О. И., воспитатели: Федорова Н. Е., Коломийцева Т. Н., Губжокова Э. Л., Бархатова Е. А., Янушевская А. П., Урусбамбетова М. А., Татарканова Ю. В., воспитанники средних, старших и подготовительных групп и их роди-тели.

Длительность проекта : 1 год с возможной пролонгацией (2020-2021 уч. г.)

Темочки:

Партнеры проекта : МКОУ ДО «Республиканский эколого-биологический центр», информационно-методические опорные площадки «Крисмас+».

Данный проект направлен на развитие представлений у детей об окружающем мире природы родного края, формирование простей-ших навыков поисково-исследовательских действий. Помимо практических видов деятельности в проект включены следующие меро-приятия, способствующие познавательному развитию дошкольников: наблюдения, экскурсии, тематические развлечения, природо-охранные акции. Совокупность данных мероприятий поможет детям не только получить информацию о природе родного края, но и своими глазами увидеть, как различные природные объекты и явления связаны между собой, как результаты деятельности человека в окружающей среде влияют на его жизнь и здоровье.

Поисково-исследовательский проект «Исследуем родной край с «Крисмас +»» содержит базовый компонент, который конкретизи-руется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Он состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс наблюдений, опытов, экспериментов, мини проектов, экскурсий, тематических развлечений, природоохранных ак-ций, работу с родителями и социальными партнерами.

1. Блок «Наблюдение за природными объектами и явлениями» позволит детям получить знания о флоре и фауне родного края; по-знакомит с животными, занесенными в Красную книгу КБР, а также с редкими и эндемичными растениями Кабардино-Балкарии.

2. Блок «Эксперименты с водой» поможет узнать о составе минеральной воды и способах очистки воды из водоемов города; расширит представления детей о водных ресурсах края (реки, озера. Подземные и минеральные источники).

3. Блок «Эксперименты с воздухом и почвой» опытным путем объяснит состав почвы горного края, а также отличие воздуха курорт-ной зоны от воздуха в городе; познакомит детей с природными ископаемыми, добываемыми в Кабардино-Балкарии.

При реализации проекта приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной познавательно-исследовательской и практической деятельности воспитателя и детей.

Пояснительная записка. Исследовательская, поисковая активность - это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет и комкает бумагу и смотрит, что из этого получится; проводит опыты с разными предметами; мешает песок с водой на участке, бросает камешки в лужу, измеряет глубину снежного покрова и т. д. Все это - объекты исследования.

Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными; при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения - представ-ление результатов, полученных в исследовании, что в свою очередь приведет их к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Экспериментальная деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Она тесно связана со всеми видами деятельно-сти: наблюдением, трудом, речью и др. Основные методы и формы обучения подчинены решению этих задач. Она так же отвечает со-временным требованиям концепции модернизации российского образования.

Актуальность проекта : В каждом уголке России есть свои природные особенности, составляющие феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю.

Кабардино-Балкария расположена в красивейшем уголке России, имеет богатую разнообразную природу. Будучи горной республикой, КБР имеет собственную географическую специфику: на сравнительно малой территории сосредоточено невероятное богатство при-родных ресурсов, включающее и памятники природы, и реликтовую и эндемичную растительность, и редчайших представителей жи-вотного мира.

На территории республики выделяют восемь природных зон. Этим обусловлены и разнообразие флоры и фауны, и наличие бесчислен-ного количества нерукотворных достопримечательностей, привлекающих сюда туристов со всего мира. Главная гордость республики – горы, конечно же, величественнейший Эльбрус. Богата Кабардино-Балкария и водными ресурсами: озера, водопады, подземные и ми-неральные источники. Растительный мир республики представлен огромным количеством видов, в том числе эндемиками Кавказа. Животный мир впечатляет не меньше, чем растительный. Здесь есть представители как степной, так и высокогорной фауны.

Из бесед с детьми выяснилось, что они имеют поверхностные знания о природном богатстве нашего края. Дети хорошо знают обитате-лей фауны Кабардино-Балкарии, но им не известно, что здесь обитают животные, занесенные в Красную книгу. Нет знаний и о расте-ниях-эндемиках, о растениях альпийских лугов, о редких и лекарственных растениях. И тем более у них не сформированы знания о со-ставе почвы горного края, о природных ископаемых. Задача педагогов нашего учреждения – не только повысить знания детей по этим вопросам, но и через различные виды исследовательской, практической, экспериментальной деятельности сделать эти знания прочны-ми. Также реализация проекта поможет детям привить бережное отношение к природе родного края, осознать всю ее ценность и уни-кальность, тем самым полюбить свою малую Родину. Ведь только непосредственно соприкоснувшись с тайнами и загадками природ-ного мира можно оценить всю его красоту.

Новизна заключается в том, что дети будут получать новые знания о природе родного края в различных видах практической, поиско-во-исследовательской, экспериментальной деятельности, что позволит лучше узнать особенности флоры и фауны родного края, сфор-мирует целостные представления об окружающем мире, сделает эти знания более устойчивыми. Также различные мероприятия, реали-зуемые в ходе проекта, позволят детям узнать о химическом составе минеральной воды, об отличии почвы горного края, познакомят с редкими, лекарственными растениями и растениями-эндемиками, а также с представителями исчезающих животных края. А различные природоохранные акции, проводимые совместно с родителями, помогут сближению семьи и воспитанию у детей чувства любви, бе-режного отношения и сопричастности к окружающему миру природы Кабардино-Балкарской Республики

Цель: обогащение знаний детей о природе родного края, воспитание любви и бережного отношения к ней путем внедрения и апроби-рования на практике инновационных дидактико-методических комплектов, оборудования, технологий и методик.

Задачи:

Совершенствовать систему работы педагогов по вопросам ознакомления дошкольников с окружающим миром природы родного края путем отбора наиболее эффективных методов и форм организации работы с детьми;

Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов;

Способствовать развитию практических форм ознакомления детей с окружающим миром природы родного края;

Создать условия для развития поисково-исследовательской деятельности каждого ребенка;

Формировать у дошкольников научно – и технически ориентированное мировоззрение и экологически оправданное поведение;

Развить систему партнерских отношений с окружающим социумом.

Способствовать развитию партнерских отношений с семьями воспитанников по вопросам ознакомления дошкольников с окружающим миром; вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Методы: словесные (беседа. рассказ, объяснение, чтение); наглядные (показ, рассматривание, просмотр познавательных фильмов); практические (опыты, эксперименты); игровые приемы.

Формы организации: наблюдения, экскурсии, природоохранные акции, поисково-исследовательская деятельность, тематические раз-влечения и досуги.

Образовательная область: «Познавательное развитие»; разделы: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Озна-комление с миром природы», «Ознакомление с предметным окружением».

Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное разви-тие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, творческая, двигательная.

Ожидаемые результаты работы по проекту :

1. Дети:

- повысится интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- возрастет устойчивая мотивация к изучению окружающего мира;

- сформируется желание изучать природу родного края;

- сформируется ценностное отношение к природе родного края.

2. Родители:

- возрастет активность участия родителей в исследовательской и проектной деятельности детей;

- повысится интерес к воспитательно-образовательному процессу дошкольного учреждения.

3. Педагоги:

- появится активное применение на практике комплексного подхода к реализации различных видов практических природно-ориентированных занятий с детьми, а именно единство теоретического содержания занятий, методики их проведения и использование соответствующего к ним оборудования.

Этапы реализации проекта :

Этапы Содержание работы Ответственные Сроки

Диагностический 1. Провести сбор исходных данных и проанализиро-вать уровень знаний детей об объектах и явлениях окружающего мира; понимания причинно-следственных связей между объектами и явлениями живой и неживой природы, между экологическим состоянием окружающей среды и деятельностью человека; Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП Сентябрь -Октябрь

2. Выявить потребности в изменениях. Выделить противоречия, существующие на практике и тре-бующие осуществления изменений. Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП

3. Определить цели и задачи реализуемого проекта; условия для реализации проекта; требуемое время, ресурсы, средства. Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП

Прогностический 1. Создание описательной части годового образова-тельного проекта, предполагаемого к реализации на базе сетевой площадки. Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП Октябрь

2. Наметить ожидаемые результаты работы по про-екту Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП

Практический 1. Реализация внутри учреждения поисково-исследовательского проекта «Наш дом – природа» Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП Октябрь - май

3. Апробирование опыта работы на городском, ре-гиональном и всероссийском уровнях (участие в качестве выступающих на семинарах, вебинарах, конференциях; участие в конкурсах; представление исследовательских работ обучающихся на конкур-сы различного уровня, опубликование научно-методических статей в различных сборниках, соз-дание фото и видео-материалов). Опубликование результатов апробации в соответствующем разделе карточки сетевой площадки на сайте УЦ «Крис-мас+» Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП Январь - май

Установление системы информационного контроля за ходом работ, согласование темпов, мониторинг, оперативный контроль и регулирование основных показателей. Ст. воспитатель Октябрь - май

Обобщающий 1. Оформление результатов работы по проекту : подготовка презентаций результатов для выступле-ния на всероссийском онлайн марафоне, подготовка лучших методических разработок для опубликова-ния в цифровом сборнике методических материа-лов. Ст. воспитатель Май - июнь

2. Повторное исследование :

а) представлений детей об объектах и явлениях ок-ружающего мира; понимания причинно-следственных связей между объектами и явлениями живой и неживой природы, между экологическим состоянием окружающей среды и деятельностью человека;

б) мнения родителей о том, какие результаты были достигнуты в ходе реализации проекта. Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП

3. Представление материалов: организация и про-ведение вебинара-марафона презентаций опыта ра-боты сетевой площадки. Ст. воспитатель,

УЦ «Крисмас», АУРА (Его-рова)

План реализации проекта на 2020 – 2021 уч. г:

№ Мероприятия Форма проведения Сроки Ответственные

I. Организационно-педагогическая работа с детьми:

Блок 1 «Наблюдения за природными явлениями и объектами».

1. Наблюдения за растениями:

Наблюдение 1. «Наблюдения разнообразия растений и их отличительных особенностей на выделенном природном участке» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние (на прогулочном участке, экскурсия в парк) В течение года Участники проекта

Наблюдение 2. «Наблюдение за распространением семян и плодов растений» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние (на прогулочном участке, экскурсия в парк) Октябрь, ноябрь Участники проекта

Наблюдение 3. «Рассматривание и сортировка опав-ших листьев деревьев и кустарников» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь Участники проекта

Наблюдение 4 «Наблюдение за строением древесных почек» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Февраль, март Участники проекта

Наблюдение 5 «Рассматривание годичных колец у бука» Наблюдения, рас-сматривание, Апрель, май Участники проекта

Наблюдение 6 «Наблюдение разнообразия растений-эндемиков в парке Терренкур» Наблюдения, рас-сматривание, Апрель, май Участники проекта

Наблюдение 7 «Рассматривание эндемичных и лекар-ственных растений в «Эколого-биологическом цен-тре»» Наблюдения, рас-сматривание, беседа Октябрь, март-май Участники проекта

«Что мы знаем о растениях» Викторина (по сезо-нам) Ноябрь, январь, ап-рель, июнь Участники проекта

2. Наблюдения за насекомыми:

Наблюдение 7 «Многообразие насекомых» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь, апрель, май, июнь Участники проекта

Наблюдение 8 «Наблюдение за бабочками» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь, апрель, май, июнь Участники проекта

Наблюдение 9 «Наблюдение за жуками» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь, апрель, май, июнь Участники проекта

Наблюдение 10 «Наблюдение за муравьями» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь, апрель, май, июнь Участники проекта

«Шестиногие малыши» Викторины, просмотр познавательных фильмов и интерак-тивные игры в медиа-классе, дидактические игры В течение года Участники проекта

Блок 2. «Эксперименты с водой»

1. Запах, цвет, вкус:

Эксперимент 1 «Определяем вкус, цвет и запах мине-ральной воды» Поисково-исследовательская деятельность Октябрь Участники проекта

Эксперимент 2 «Имеет ли вкус и запах вода из мине-рального источника?» Поисково-исследовательская деятельность Ноябрь Участники проекта

2. Вода – растворитель:

Эксперимент 3 «Растворится или не растворится?» (вода из минерального источника и обычная) Поисково-исследовательская деятельность Декабрь Участники проекта

3. Какая вода нужна человеку? :

Эксперимент 4 «Загрязнение воды и ее очистка» (пробы воды из р. Нальчик) Поисково-исследовательская деятельность Апрель Участники проекта

4. Сравнение речного грунта с почвой в черте города:

«Изучение речного грунта» Экскурсия к реке Нальчик, пробы грун-та Март Участники проекта

Блок 3. «Эксперименты с воздухом и почвой».

1. Воздух, которым мы дышим:

Эксперимент 6 «Загрязнение воздуха промышленны-ми выбросами и автотранспортом» (проводится после прогулки по парку) Поисково-исследовательская деятельность Апрель Участники проекта

2. Почва для жизни:

Эксперимент 7 «Из чего состоит почва?» Поисково-исследовательская деятельность Февраль Участники проекта

Наблюдение 11 «Рассматривание слоев почвы» (про-бы грунта, взятого на берегу р. Нальчик) Поисково-исследовательская деятельность Март Участники проекта

Эксперимент 8 «Загрязнение почвы человеком» Поисково-исследовательская деятельность Апрель Участники проекта

3. Сравнение предгорного грунта с почвой в черте го-рода:

«Изучение предгорного грунта» Поездка в с. Белая речка. Пробы грунта Апрель Участники проекта

Совместная работа с родителями:

1. Проектная деятельность (краткосрочные проек-ты) :

1. «Удивительные растения КБР» Познавательная. По-исково-исследовательская деятельность Ноябрь-декабрь Участники проекта

2. «Шестиногие малыши» Познавательная. По-исково-исследовательская деятельность Март-апрель Участники проекта

3. «Удивительные бабочки КБР» Познавательная. По-исково-исследовательская деятельность Март-апрель Участники проекта

2. Совместные прогулки, экскурсии:

1.«Атажукинский парк» Экскурсия Октябрь, апрель, май Участники проекта

2. «Терренкур» Прогулка по туристи-ческой тропе Апрель, май Участники проекта

3. Природоохранные акции:

1. «Береги природу!» Очистка берега реки Нальчик Октябрь, апрель Участники проекта

2. «Юные экологи» Озеленение прогулоч-ного участка и терри-тории ДСП Май Участники проекта

2. Выставки (рисунки, поделки, фотографии)

1.«Растения моего края» Рисунки, фотографии По сезонам Участники проекта

2.«Удивительные насекомые» Рисунки, фотографии Март - июнь Участники проекта

3.«Береги свой край Рисунки, фотографии По сезонам Участники проекта

Интеграция с социумом

1. Детское туристическое агентство «Академия пу-тешествий» :

«Секреты Дедушки Бука» Экскурсия в парк «Терренкур» (изуче-ние лекарственных и эндемичных расте-ний) Октябрь, апрель-май Участники проекта

«Богатство нашего края» Экскурсия в с. Белая речка (изучение поч-вы предгорной мест-ности) Март-май Участники проекта

«Берегите животных» Экскурсия в зоопарк Май-июнь Участники проекта

2. «Эколого-биологический центр»

«Наши пернатые друзья» Лекция специалистов центра о птицах род-ного края Январь Участники проекта

«Покормим птиц» Изготовление экокор-мушек (специалисты центра) Участники проекта

«Растения нашего края» Лекции, наблюдения со специалистами центра о лекарствен-ных и эндемичных растениях края Участники проекта

Публикации по теме:

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал» Паспорт проекта: Автор проекта : Абдулова Д. С Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, открытый Проблема: дети мало знают.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный)Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный) Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта: поисково – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 5.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа)Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа) Актуальность проекта: Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Поисково-исследовательский проект (средняя группа) «Каким воздухом мы дышим?» Каким воздухом мы дышим? Продолжительность: 2-6 февраля Вид проекта: поисково – исследовательский Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатель.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной»Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательский проект «Исследуем родной край»
Опубликовано: 10 ноября 2023 в 18:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поисково-исследовательский проект «Исследуем родной край»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Янушевская (УИ 673363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД