Анастасия Янушевская
Поисково-исследовательский проект «Исследуем родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-исследовательский проект «Исследуем родной край с «Крисмас +»»
Участники проекта : ст. воспитатель Бирюлина О. И., воспитатели: Федорова Н. Е., Коломийцева Т. Н., Губжокова Э. Л., Бархатова Е. А., Янушевская А. П., Урусбамбетова М. А., Татарканова Ю. В., воспитанники средних, старших и подготовительных групп и их роди-тели.
Длительность проекта : 1 год с возможной пролонгацией (2020-2021 уч. г.)
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Партнеры проекта : МКОУ ДО «Республиканский эколого-биологический центр», информационно-методические опорные площадки «Крисмас+».
Данный проект направлен на развитие представлений у детей об окружающем мире природы родного края, формирование простей-ших навыков поисково-исследовательских действий. Помимо практических видов деятельности в проект включены следующие меро-приятия, способствующие познавательному развитию дошкольников: наблюдения, экскурсии, тематические развлечения, природо-охранные акции. Совокупность данных мероприятий поможет детям не только получить информацию о природе родного края, но и своими глазами увидеть, как различные природные объекты и явления связаны между собой, как результаты деятельности человека в окружающей среде влияют на его жизнь и здоровье.
Поисково-исследовательский проект «Исследуем родной край с «Крисмас +»» содержит базовый компонент, который конкретизи-руется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Он состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс наблюдений, опытов, экспериментов, мини проектов, экскурсий, тематических развлечений, природоохранных ак-ций, работу с родителями и социальными партнерами.
1. Блок «Наблюдение за природными объектами и явлениями» позволит детям получить знания о флоре и фауне родного края; по-знакомит с животными, занесенными в Красную книгу КБР, а также с редкими и эндемичными растениями Кабардино-Балкарии.
2. Блок «Эксперименты с водой» поможет узнать о составе минеральной воды и способах очистки воды из водоемов города; расширит представления детей о водных ресурсах края (реки, озера. Подземные и минеральные источники).
3. Блок «Эксперименты с воздухом и почвой» опытным путем объяснит состав почвы горного края, а также отличие воздуха курорт-ной зоны от воздуха в городе; познакомит детей с природными ископаемыми, добываемыми в Кабардино-Балкарии.
При реализации проекта приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной познавательно-исследовательской и практической деятельности воспитателя и детей.
Пояснительная записка. Исследовательская, поисковая активность - это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет и комкает бумагу и смотрит, что из этого получится; проводит опыты с разными предметами; мешает песок с водой на участке, бросает камешки в лужу, измеряет глубину снежного покрова и т. д. Все это - объекты исследования.
Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными; при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения - представ-ление результатов, полученных в исследовании, что в свою очередь приведет их к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Экспериментальная деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Она тесно связана со всеми видами деятельно-сти: наблюдением, трудом, речью и др. Основные методы и формы обучения подчинены решению этих задач. Она так же отвечает со-временным требованиям концепции модернизации российского образования.
Актуальность проекта : В каждом уголке России есть свои природные особенности, составляющие феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю.
Кабардино-Балкария расположена в красивейшем уголке России, имеет богатую разнообразную природу. Будучи горной республикой, КБР имеет собственную географическую специфику: на сравнительно малой территории сосредоточено невероятное богатство при-родных ресурсов, включающее и памятники природы, и реликтовую и эндемичную растительность, и редчайших представителей жи-вотного мира.
На территории республики выделяют восемь природных зон. Этим обусловлены и разнообразие флоры и фауны, и наличие бесчислен-ного количества нерукотворных достопримечательностей, привлекающих сюда туристов со всего мира. Главная гордость республики – горы, конечно же, величественнейший Эльбрус. Богата Кабардино-Балкария и водными ресурсами: озера, водопады, подземные и ми-неральные источники. Растительный мир республики представлен огромным количеством видов, в том числе эндемиками Кавказа. Животный мир впечатляет не меньше, чем растительный. Здесь есть представители как степной, так и высокогорной фауны.
Из бесед с детьми выяснилось, что они имеют поверхностные знания о природном богатстве нашего края. Дети хорошо знают обитате-лей фауны Кабардино-Балкарии, но им не известно, что здесь обитают животные, занесенные в Красную книгу. Нет знаний и о расте-ниях-эндемиках, о растениях альпийских лугов, о редких и лекарственных растениях. И тем более у них не сформированы знания о со-ставе почвы горного края, о природных ископаемых. Задача педагогов нашего учреждения – не только повысить знания детей по этим вопросам, но и через различные виды исследовательской, практической, экспериментальной деятельности сделать эти знания прочны-ми. Также реализация проекта поможет детям привить бережное отношение к природе родного края, осознать всю ее ценность и уни-кальность, тем самым полюбить свою малую Родину. Ведь только непосредственно соприкоснувшись с тайнами и загадками природ-ного мира можно оценить всю его красоту.
Новизна заключается в том, что дети будут получать новые знания о природе родного края в различных видах практической, поиско-во-исследовательской, экспериментальной деятельности, что позволит лучше узнать особенности флоры и фауны родного края, сфор-мирует целостные представления об окружающем мире, сделает эти знания более устойчивыми. Также различные мероприятия, реали-зуемые в ходе проекта, позволят детям узнать о химическом составе минеральной воды, об отличии почвы горного края, познакомят с редкими, лекарственными растениями и растениями-эндемиками, а также с представителями исчезающих животных края. А различные природоохранные акции, проводимые совместно с родителями, помогут сближению семьи и воспитанию у детей чувства любви, бе-режного отношения и сопричастности к окружающему миру природы Кабардино-Балкарской Республики
Цель: обогащение знаний детей о природе родного края, воспитание любви и бережного отношения к ней путем внедрения и апроби-рования на практике инновационных дидактико-методических комплектов, оборудования, технологий и методик.
Задачи:
Совершенствовать систему работы педагогов по вопросам ознакомления дошкольников с окружающим миром природы родного края путем отбора наиболее эффективных методов и форм организации работы с детьми;
Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов;
Способствовать развитию практических форм ознакомления детей с окружающим миром природы родного края;
Создать условия для развития поисково-исследовательской деятельности каждого ребенка;
Формировать у дошкольников научно – и технически ориентированное мировоззрение и экологически оправданное поведение;
Развить систему партнерских отношений с окружающим социумом.
Способствовать развитию партнерских отношений с семьями воспитанников по вопросам ознакомления дошкольников с окружающим миром; вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Методы: словесные (беседа. рассказ, объяснение, чтение); наглядные (показ, рассматривание, просмотр познавательных фильмов); практические (опыты, эксперименты); игровые приемы.
Формы организации: наблюдения, экскурсии, природоохранные акции, поисково-исследовательская деятельность, тематические раз-влечения и досуги.
Образовательная область: «Познавательное развитие»; разделы: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Озна-комление с миром природы», «Ознакомление с предметным окружением».
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное разви-тие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, творческая, двигательная.
Ожидаемые результаты работы по проекту :
1. Дети:
- повысится интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- возрастет устойчивая мотивация к изучению окружающего мира;
- сформируется желание изучать природу родного края;
- сформируется ценностное отношение к природе родного края.
2. Родители:
- возрастет активность участия родителей в исследовательской и проектной деятельности детей;
- повысится интерес к воспитательно-образовательному процессу дошкольного учреждения.
3. Педагоги:
- появится активное применение на практике комплексного подхода к реализации различных видов практических природно-ориентированных занятий с детьми, а именно единство теоретического содержания занятий, методики их проведения и использование соответствующего к ним оборудования.
Этапы реализации проекта :
Этапы Содержание работы Ответственные Сроки
Диагностический 1. Провести сбор исходных данных и проанализиро-вать уровень знаний детей об объектах и явлениях окружающего мира; понимания причинно-следственных связей между объектами и явлениями живой и неживой природы, между экологическим состоянием окружающей среды и деятельностью человека; Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП Сентябрь -Октябрь
2. Выявить потребности в изменениях. Выделить противоречия, существующие на практике и тре-бующие осуществления изменений. Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП
3. Определить цели и задачи реализуемого проекта; условия для реализации проекта; требуемое время, ресурсы, средства. Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП
Прогностический 1. Создание описательной части годового образова-тельного проекта, предполагаемого к реализации на базе сетевой площадки. Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП Октябрь
2. Наметить ожидаемые результаты работы по про-екту Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП
Практический 1. Реализация внутри учреждения поисково-исследовательского проекта «Наш дом – природа» Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП Октябрь - май
3. Апробирование опыта работы на городском, ре-гиональном и всероссийском уровнях (участие в качестве выступающих на семинарах, вебинарах, конференциях; участие в конкурсах; представление исследовательских работ обучающихся на конкур-сы различного уровня, опубликование научно-методических статей в различных сборниках, соз-дание фото и видео-материалов). Опубликование результатов апробации в соответствующем разделе карточки сетевой площадки на сайте УЦ «Крис-мас+» Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП Январь - май
Установление системы информационного контроля за ходом работ, согласование темпов, мониторинг, оперативный контроль и регулирование основных показателей. Ст. воспитатель Октябрь - май
Обобщающий 1. Оформление результатов работы по проекту : подготовка презентаций результатов для выступле-ния на всероссийском онлайн марафоне, подготовка лучших методических разработок для опубликова-ния в цифровом сборнике методических материа-лов. Ст. воспитатель Май - июнь
2. Повторное исследование :
а) представлений детей об объектах и явлениях ок-ружающего мира; понимания причинно-следственных связей между объектами и явлениями живой и неживой природы, между экологическим состоянием окружающей среды и деятельностью человека;
б) мнения родителей о том, какие результаты были достигнуты в ходе реализации проекта. Ст. воспитатель, участники проекта в ДСП
3. Представление материалов: организация и про-ведение вебинара-марафона презентаций опыта ра-боты сетевой площадки. Ст. воспитатель,
УЦ «Крисмас», АУРА (Его-рова)
План реализации проекта на 2020 – 2021 уч. г:
№ Мероприятия Форма проведения Сроки Ответственные
I. Организационно-педагогическая работа с детьми:
Блок 1 «Наблюдения за природными явлениями и объектами».
1. Наблюдения за растениями:
Наблюдение 1. «Наблюдения разнообразия растений и их отличительных особенностей на выделенном природном участке» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние (на прогулочном участке, экскурсия в парк) В течение года Участники проекта
Наблюдение 2. «Наблюдение за распространением семян и плодов растений» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние (на прогулочном участке, экскурсия в парк) Октябрь, ноябрь Участники проекта
Наблюдение 3. «Рассматривание и сортировка опав-ших листьев деревьев и кустарников» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь Участники проекта
Наблюдение 4 «Наблюдение за строением древесных почек» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Февраль, март Участники проекта
Наблюдение 5 «Рассматривание годичных колец у бука» Наблюдения, рас-сматривание, Апрель, май Участники проекта
Наблюдение 6 «Наблюдение разнообразия растений-эндемиков в парке Терренкур» Наблюдения, рас-сматривание, Апрель, май Участники проекта
Наблюдение 7 «Рассматривание эндемичных и лекар-ственных растений в «Эколого-биологическом цен-тре»» Наблюдения, рас-сматривание, беседа Октябрь, март-май Участники проекта
«Что мы знаем о растениях» Викторина (по сезо-нам) Ноябрь, январь, ап-рель, июнь Участники проекта
2. Наблюдения за насекомыми:
Наблюдение 7 «Многообразие насекомых» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь, апрель, май, июнь Участники проекта
Наблюдение 8 «Наблюдение за бабочками» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь, апрель, май, июнь Участники проекта
Наблюдение 9 «Наблюдение за жуками» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь, апрель, май, июнь Участники проекта
Наблюдение 10 «Наблюдение за муравьями» Наблюдения, рас-сматривание, сравне-ние Октябрь, апрель, май, июнь Участники проекта
«Шестиногие малыши» Викторины, просмотр познавательных фильмов и интерак-тивные игры в медиа-классе, дидактические игры В течение года Участники проекта
Блок 2. «Эксперименты с водой»
1. Запах, цвет, вкус:
Эксперимент 1 «Определяем вкус, цвет и запах мине-ральной воды» Поисково-исследовательская деятельность Октябрь Участники проекта
Эксперимент 2 «Имеет ли вкус и запах вода из мине-рального источника?» Поисково-исследовательская деятельность Ноябрь Участники проекта
2. Вода – растворитель:
Эксперимент 3 «Растворится или не растворится?» (вода из минерального источника и обычная) Поисково-исследовательская деятельность Декабрь Участники проекта
3. Какая вода нужна человеку? :
Эксперимент 4 «Загрязнение воды и ее очистка» (пробы воды из р. Нальчик) Поисково-исследовательская деятельность Апрель Участники проекта
4. Сравнение речного грунта с почвой в черте города:
«Изучение речного грунта» Экскурсия к реке Нальчик, пробы грун-та Март Участники проекта
Блок 3. «Эксперименты с воздухом и почвой».
1. Воздух, которым мы дышим:
Эксперимент 6 «Загрязнение воздуха промышленны-ми выбросами и автотранспортом» (проводится после прогулки по парку) Поисково-исследовательская деятельность Апрель Участники проекта
2. Почва для жизни:
Эксперимент 7 «Из чего состоит почва?» Поисково-исследовательская деятельность Февраль Участники проекта
Наблюдение 11 «Рассматривание слоев почвы» (про-бы грунта, взятого на берегу р. Нальчик) Поисково-исследовательская деятельность Март Участники проекта
Эксперимент 8 «Загрязнение почвы человеком» Поисково-исследовательская деятельность Апрель Участники проекта
3. Сравнение предгорного грунта с почвой в черте го-рода:
«Изучение предгорного грунта» Поездка в с. Белая речка. Пробы грунта Апрель Участники проекта
Совместная работа с родителями:
1. Проектная деятельность (краткосрочные проек-ты) :
1. «Удивительные растения КБР» Познавательная. По-исково-исследовательская деятельность Ноябрь-декабрь Участники проекта
2. «Шестиногие малыши» Познавательная. По-исково-исследовательская деятельность Март-апрель Участники проекта
3. «Удивительные бабочки КБР» Познавательная. По-исково-исследовательская деятельность Март-апрель Участники проекта
2. Совместные прогулки, экскурсии:
1.«Атажукинский парк» Экскурсия Октябрь, апрель, май Участники проекта
2. «Терренкур» Прогулка по туристи-ческой тропе Апрель, май Участники проекта
3. Природоохранные акции:
1. «Береги природу!» Очистка берега реки Нальчик Октябрь, апрель Участники проекта
2. «Юные экологи» Озеленение прогулоч-ного участка и терри-тории ДСП Май Участники проекта
2. Выставки (рисунки, поделки, фотографии)
1.«Растения моего края» Рисунки, фотографии По сезонам Участники проекта
2.«Удивительные насекомые» Рисунки, фотографии Март - июнь Участники проекта
3.«Береги свой край!» Рисунки, фотографии По сезонам Участники проекта
Интеграция с социумом
1. Детское туристическое агентство «Академия пу-тешествий» :
«Секреты Дедушки Бука» Экскурсия в парк «Терренкур» (изуче-ние лекарственных и эндемичных расте-ний) Октябрь, апрель-май Участники проекта
«Богатство нашего края» Экскурсия в с. Белая речка (изучение поч-вы предгорной мест-ности) Март-май Участники проекта
«Берегите животных» Экскурсия в зоопарк Май-июнь Участники проекта
2. «Эколого-биологический центр»
«Наши пернатые друзья» Лекция специалистов центра о птицах род-ного края Январь Участники проекта
«Покормим птиц» Изготовление экокор-мушек (специалисты центра) Участники проекта
«Растения нашего края» Лекции, наблюдения со специалистами центра о лекарствен-ных и эндемичных растениях края Участники проекта