Прасковья Егорова
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково- исследовательская деятельность дошкольников.
МБДОУ ЦРР детский сад №2 «Олененок»
Г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Егорова Прасковья Петровна, воспитатель
В дошкольном возрасте нужно начать формирование личности, проявляющей активное исследовательско–творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : “ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка”. Это означает, что организация познавательной деятельности дошкольников с использованием проектной деятельности необходима и очень актуальна. Вот почему нужно активно внедрять проектно-исследовательскую деятельность в практику работы с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Цель, тему и продукт проектной деятельности в детском саду объявляет воспитатель и составляет план. Педагогу необходимо помочь детям принять задачу, мотивировать на ее выполнение, сделать цель личностно значимой для каждого ребенка. Необходимо сделать так, чтобы ребенок включился в процесс планирования: что нужно сделать, когда, какие нужны материалы, кто может помочь в работе.
Нам представляется немаловажным подключение родителей к осуществлению проектной деятельности. Родители совместно со своими детьми обсуждают темы проекта, ищут интересный теоретический материал, возможно, предлагают свои, на их взгляд, интересные темы для исследования.
Совместная работа в проекте педагогов, детей и родителей позволит наладить взаимодействие детского сада и семьи по вопросам воспитания детей, выработки совместных действий и требований к ребенку.
А сейчас от вопросов теории хотелось бы перейти непосредственно к практике. Расскажу о том, как лично работала над своим педагогическим проектом, как планировала его и осуществляла.
Новый учебный год мы начинали с группой, состоящей из 16 детей в возрасте от 5 до 7 лет. Прежде всего было необходимо оценить ситуацию в группе: проанализировать физические, психологически, чего хотят дети, к чему стремятся, какие вопросы их интересуют и насколько они подготовлены к восприятию новой информации.
После того, как обстановка в группе была оценена, необходимо определить проблемы и противоречия в своей педагогической деятельности. К тому же, пришлось произвести ревизию собственных знаний и умений в данной области – так сказать, самоопределелиться. Пришлось изучить достаточный объем методической литературы, содержащей теоретические и практические рекомендации. На основе этого было подготовлено обоснование проектной деятельности (таблица1).
Только после этого удалось четко и грамотно сформулировать цель своей деятельности и поставить задачи педагогической работы. Нужно четко уяснить для себя какие задачи буду решать через какие виды деятельности. А отсюда уже вытекают и средства достижения поставленной цели, и критерии результативности работы. Дать ребенку минимум информации по данной теме, которой будет явно недостаточно для решения поставленной задачи. Или соблюдение техники безопасности во время экспериментов разовьют у ребенка самоконтроль и усидчивость.
На основе вышеизложенного был составлен план собственной деятельности, в результате которой будут решаться поставленные педагогические задачи. Вся эта работа представлена в таблице 2.
После этого был разработан календарно-тематический план экспериментальной деятельности с детьми (таблица 3).
Ожидаемые результаты
Создать необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.
Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.
Воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края.
Повышение уровня компетентности родителей.
Воспитать творческую, самостоятельную личность.
Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Работа с родителями
Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и пр., без учета реальных возможностей дошкольников. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, могли выстроить партнерские отношения с детьми, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм повышение компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей является проектная деятельность.
На установочном родительском собрании познакомила мам и пап с планом исследовательской деятельности группы на предстоящий учебный год, рассказала о значении данной деятельности для детей и попросила принять посильное участие в реализации проекта. Многие родители с удовольствием откликнулись на просьбу, а некоторые даже подсказали интересные темы для детских исследований.
Чтоб лучше контролировать родительскую заинтересованность в проекте и ее динамику, мною была разработана анкета. С анкетой и результатами анкетирования вы можете ознакомиться в приложении 4.
В анкетировании приняли участие 16 человек.
Критерий “включенность” родителей в проектный процесс отражает количественные показатели заинтересованности в проектных мероприятиях
Хочется отметить, что заинтересованность родителей в исследовательской деятельности своих детей не только принесла ощутимую помощь педагогу, но и резко повысила родительскую значимость в жизни моих воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.
Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же - ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково- исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Опыты мы подбираем простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини-лабораторию.
Работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные, интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
(Таблица1) Обоснование проектной деятельности
ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Обоснование идеи проекта
- Что сейчас происходит?
- Что хотим? Конечный результат?
- Зачем выполнять этот проект?
Данный проект представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность. У детей формируются такие качества как умение планировать свои действия, способность предсказывать результат опытов, умение управлять собой и своим поведением, не бояться обратиться за помощью к сверстнику или взрослому, развивать внимание и любознательность.
Дать родителям максимум информации о жизни детей в дошкольном учреждении и школе.
РЕАЛИЗУЕМОСТЬ
Описание условий для реализации проекта: РЕСУРСЫ и ПРОЦЕССЫ (ЕСТЬ и НАДО)
- Что есть? Что надо?
- Что умеете? Чему необходимо научиться?
Для успешной реализации проекта в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Оборудование и материалы: наборы со специальным оборудованием и набором реактивов «Юный химик», «Машина лаборатория», «Секреты погоды», лупы, песочные часы.
Природные материалы: детские коллекции камней и ракушек.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
ЦЕННОСТЬ
Какие изменения произойдут в моей профессиональной деятельности в результате реализации проекта
- Почему Вам важно получить этот результат?
- Что это вам даст?
В ходе реализации проекта смогу научиться формировать у детей через познавательную деятельность такие качества, как развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Проектирование воспитательной работы
Особенности группы
33 выпускников
Проблемы и противоречия педагогической деятельности и самоопределение педагога
Дети должны быть социально-адаптированы, способны ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи.
Цель педагогической работы
Социально-личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
(для успешного перехода в школьную жизнь)
Задачи педагогической работы
1. Создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе со старшими дошкольниками, а именно создание развивающей среды, информационного поля, оснащение необходимым оборудованием.
2. Развивать у детей умственные способности:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
3. Развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности
4. Развитие умений взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: ребенок не должен бояться просить помощи у взрослого или сверстника, обсудить с ними интересующие его вопросы.
5. Создание системы работы с родителями.
6. Развивать мотивационную готовность к обучению
Средства достижения цели
Образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов. Совместные мероприятия с начальной школой.
Сделать так, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
Критерии результативности
Оценка результата
Педагогическая и психологическая диагностика.
Выставки, презентации, фотоотчет.
(Таблица 3)ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Чомчуук»
на 2018 -2019 учебный год
Цель: Формирование таких интегративных, интеллектуальных и личностных качеств как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Воспитатель: Егорова П П
Дата Тема Описание
02.01 Тайны песка Рассмотреть форму песчинок, узнать о свойствах сухого песка: легко принимает форму, не удерживает ее; песочные рисунки.
09.10 Мокрый песок Песок впитывает воду, выяснить, почему мокрый песок хуже принимает форму, но хорошо ее удерживает.
16.10 Поймай невидимку Как увидеть воздух в стакане с водой, как поймать его пакетом и почему нельзя поймать воздух сачком.
23.10 Выйти сухим из воды Опускание предмета на дно аквариума с водой, поместив его под стеклянную банку.
30.10 Воздух - спасатель Почему предметы, наполненные воздухом, не тонут?
06.11 Знакомьтесь - вода Вода принимает форму сосуда, у нее нет вкуса, цвета и запаха, она растворяет сахар, соль и краску
13.11 Живая вода Знакомство с живительными свойствами воды
20.11 Сбежавшая вода Знакомство с испарением и выкипанием
27.11 Замерзшая вода Дать детям знание, что при замерзании вода расширяется; установить зависимость таянья льда от температуры воздуха
04.12 Такая разная вода Переход из одного агрегатного состояния в другое.
11.12 Тонет – не тонет Какие предметы тонут, какие не тонут и почему
18.12 Термометр Как устроен термометр и как он работает.
25.12 Да здравствует мыло душистое Знакомство с мыльными пузырями и письмом мылом
15.01 Создатели мыла Изготовление мыла своими руками.
22.01 В мире запахов Что и чем пахнет
29.01 Великие парфюмеры Создание духов детьми
05.02 Чудо-гель Знакомство со свойствами геля, создание икринок из геля
12.02 Заселяем водоем Изготовление гелевых пиявок и головастиков.
19.02 Попрыгунчики Изготовление попрыгунчиков из геля.
26.02 Звездное небо Выяснить, почему нам кажется, что звезды и луна движутся вокруг нас.
04.03 Театр теней Узнать, как образуются тени.
11.03 Магнитное волшебство Узнать о свойствах магнита, какие материалы притягиваются. А какие - нет
18.03 Домашний вулкан Создать настольный вулкан.
25.03 Капелька света Изготовление свечки, правила обращения с огнем.
01.04 Керосинка Узнать о работе керосиновой лампе и на примере спиртовки рассмотреть, чем она может быть опасна
08.04 Электрические чудеса Рассмотреть схему электрической цепи, узнать о работе фонарика; сформулировать правила обращения с электричеством.
15.04 Чудеса Кока-Колы Рассмотреть вредные свойства Кока-Колы
22.04 Молочные сказки Интересные свойства молока, написать молочное письмо
29.04 Масляные истории Свойства растительного масла (не растворяется в воде, пропитывает бумагу и ткань.
13.05 Вкусно и полезно Как выжимать сок из овощей и фруктов
20.05 Посажу я огород Посадка лука на окне, составление прогноза
27.05 Питание растения Выяснить, зачем поливать растение, как вода движется внутри растения
Приложение 4. Анкета для родителей.
1. Знаете ли Вы, что с детьми проводятся занятия по исследовательской деятельности?
а) да;
б) нет;
в) что-то слышал об этом.
2. Известно ли Вам, чем занимается ваш ребенок на этих занятиях?
а) да;
б) нет;
в) имею отдаленные представления.
3. Как Вы относитесь к подобным занятиям?
а) ребенку это полезно;
б) пустая трата времени;
в) мне всё равно.
4. Хотели бы Вы, чтоб подобные занятия проводились с детьми в следующем учебном году?
а) да, конечно;
б) нет;
в) безразлично
5. Рассказывает ли Ваш ребенок дома о подобных занятиях?
а) постоянно;
б) никогда;
в) бывает иногда.
6. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком эксперименты, которые проводятся на занятиях?
а) да;
б) никогда;
в) иногда.
7. Помогаете ли Вы своему ребенку в поиске познавательного материала?
а) да, очень часто;
б) никогда;
в) иногда.
8. Хотели бы вы посетить занятие по исследовательской деятельности, которое проводится с Вашим ребенком?
а) да;
б) нет;
в) всё равно.