Наталья Тихонова
Похвала как способ педагогического взаимодействия между взрослым и ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
Безусловно, каждому из нас приятно, когда нас хвалят. Особенно важно это для детей. Похвала и одобрение может дать крылья, а может глубоко ранить. Как же правильно хвалить детей и за что?
1. Самое главное, что похвала должна отмечать реальные усилия и успехи ребёнка, а не оценку самого ребенка. "Я вижу ты сегодня научился писать новую букву, она у тебя получилась очень ровная красивая, я вижу ты старался!" А вот постоянные оценочные суждения "Молодец", "Умница" приводят к тому, что ребёнок начинает понимать, что он хороший и умный только тогда, когда он сделал то, что понравилось родителям, что их порадовало.
Публикация «Похвала как способ педагогического взаимодействия между взрослым и ребёнком» размещена в разделах
2. Можно хвалить и за ошибки. Ошибки в процессе обучения это нормально, на ошибках учатся. Отсутствие ошибок означает, что ребёнок находится в зоне своих знаний и не развивается. А ребенок, который совершает ошибки, он растёт. Важно поддерживать, а не ругать и критиковать. "Смотри, вот в этом задании ты допустил ошибку, надо было яблочки отнять, а ты сложил. Я радуюсь, что пробуешь выполнять такие сложные задания самостоятельно, а ошибиться может каждый, это нормально. Попробуй еще раз. "
3. Когда хвалите, не надо сравнивать. Это занижает самооценку ребенка, обесценивает его старания. "Ты сегодня оделся на прогулку быстро, но дети оделись быстрее тебя!". Такая похвала даёт ребёнку понять, что его достижения зависят от достижения других и ему до них еще очень далеко.
4. Хвалить нужно искренне. Сухое и уставшее "Здорово!", "Круто!" не вдохновляет ребенка, не дарит ему чувство радости от успеха. Если у вас действительно нет сил, скажите ребенку "Извини, я сегодня так устала, что мне сложно выразить свои эмоции, но я вижу, что ты старался. Дай мне 10 минут восстановить свои силы и я посмотрю твой рисунок. "
5. Хвалите без последующей критики. "Ты молодец что убрал игрушки за собой без напоминания, а почему кровать не заправил?". Такие фразы сводят всю похвалу на нет. Ребёнок может обидеться и проявить негатив.
6. Не надо хвалить ребенка за каждое действие, иначе от будет постоянно ждать похвалы и смысл самой похвалы потеряется. А если похвалы не дождётся, то будет расстроен и огорчён. Нужно отмечать прогресс, который происходит с достижениями ребёнка. "В прошлом году ты мог вырезать только нарисованный круг, а сегодня у тебя получилось вырезать круг из квадрата, срезав углы. Это действительно твой личный успех!"
7. Проявляйте заинтересованность, когда хвалите ребёнка. Если вы бросили в никуда "Круто!", даже не глядя на рисунок или поделку ребёнка, он почувствует, что вам до него нет дела, что он и его успехи не важны для вас. Это обижает и ранит. Вкладывайте в похвалу эмоции и интерес.
Педагог и родители должны чувствовать и понимать ребёнка. Одним детям нужна похвала и поддержка для укрепления самооценки в большем количестве, а другие дети самодостаточны и нуждаются в похвале в меньшей степени. Поэтому важно найти золотую середину.