Светлана Алексеева
Поговорим о музыке
▼ Скачать + Заказать документы
ПОГОВОРИМ О МУЗЫКЕ
Меня раздражает музыка! А вас?
В последнее время я стала замечать, как часто меня раздражает музыка! Но! Не та, которую я предпочитаю слушать, а та, которую мне навязывают в различных торговых центрах. Когда я нахожусь в торговом зале, либо в кафе, где более 30 минут звучит какофония, у меня возникает ощущение дискомфорта, чувство раздражения. Понимая, что дискомфорт связан с музыкой, вернее ритмом, лишенным мелодии, бьющим по моим мозгам в течение получаса, я тороплюсь покинуть помещение, даже если меня заинтересовал определенный товар. Я стала анализировать, с чем связана такая реакция моего организма? Вот и решила заняться исследованием вопроса: Всякая ли музыка полезна?
Темочки:
Никто не станет спорить с тем, что музыка имеет воздействие на человека: и положительное, и отрицательное. Поговорим о благотворном ее воздействии. Применение музыки в лечебных целях имеет почти двухтысячелетнюю историю. Много примеров музыкотерапии мы знаем из Библии. (Как Давид успокаивал игрой на музыкальном инструменте разгневанного царя Саула). Музыка благотворно действует на снятие депрессий, применяется при лечении заикания (музыка Моцарта избавила от заикания Жерара Депардье). Детские врачи настоятельно рекомендуют слушать произведения Моцарта и маленьким детям и беременным женщинам. Музыка дает хорошие результаты как эффективное «обезболивающее» средство в акушерстве, стоматологии, при хирургических операциях, благотворно действует на больных сердцем. Немного конкретики: «К XVI в. относится применение музыки во время хирургических операций французским врачом Амбруазом Паре (1517-1590 гг.)» (Т. Е. Заводова, 2005)
Но музыка может быть и разрушительной! Да-да, именно РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ! Сейчас появилось множество музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику: жесткий ритм, монотонные повторения, громкость, сверхчастоты, светоэффект. Такая музыка сравнима с сильнодействующим наркотиком, кокаином, опием, ЛСД. О наркотическом воздействии рок- музыки писали много. Известный социолог В. Е. Семенов в книге «Искусство созидающее - искусство разрушающее» пишет: «В массовой музыке специализация еще более узкая, но общий эффект – это наркотизация сознания посредством грохочущего, агрессивного рока или при помощи завораживающего, однообразного «диско», или гипнотической электронной музыки с ее космическим звучанием, или, наконец, посредством помпезных, ошарашивающих аляповатой роскошью «рок-опер».
Возникает вопрос: как и почему рок-музыка наркотизирует сознание человека? Каков механизм воздействия музыки на человека?
Одним из поражающих факторов является ритм. Да, ритм развивает, и ритм разрушает. Все зависит от того в каких дозах, и в каком виде ритм преподносится. Железный, назойливо отбиваемый ритм разрушает. Мы знаем, что еще в каменном веке шаманы с помощью ритма, отбиваемого на барабане, вводили в транс своих современников. С помощью ритма, отбиваемого на барабане, многие народы казнили своих пленников. Научно это объясняется так: «…глухой удар в барабан воспринимается нашей нервной системой как сигнал о грозящей опасности. Если сигнал одиночный или группа сигналов непродолжительна по времени, то в организме человека происходит следующий процесс: сигнал, поступающий в мозг человека, вызывает естественную обратную реакцию организма, которая состоит в том, что человеческий организм приводится в состояние повышенного внимания «боеготовности». Картина резко изменится, если ритм продолжает накручиваться, сигналы длятся долго, ритм начинает главенствовать, выходит на первое место. Если в этом случае сигналы поступают хаотично, то человек очень быстро почувствует утомление, апатию, его охватывает раздражительность. Это связано с тем, что выброс возбуждающих организм гормонов в кровь происходит хаотично и быстро нарастает. Если же удары следуют в строго определенном ритме, то человек испытывает либо экстатический подъем при ритме, кратком полутораударном в секунду, который сопровождается мощным давлением сверхнизких частот на уровне 15-30 Гц, либо – танцевальный транс (при ритме 2 удара в секунду и его производных, а в ряде случаев – своеобразный наркотический транс» (Т. Е. Заводова «Музыка и воспитание»)
Так вот откуда состояние дискомфорта, раздражительности во время посещения и торговых центров, и кафе, и остальных заведений, где транслируется такая однообразная надоедливая, лишенная мелодичности, ритмичная музыка.
Теперь поговорим о другом наркотизирующем факторе, действующем на человека. Громкость исполнения произведений. Еще на заре рока, группа «Битлз» играла на уровне 500-600 ватт, «Дорз» -1000 ватт, группы «Дип Пепл», «Эмерсон» играли еще с большей мощностью 20-30 тысяч ватт. Безудержная гонка за мощностью продолжается. В небольшом зале рев динамиков, зашкаливающий и в 100 ватт, - уже не музыка! Такая музыка обладает рядом коварных свойств. Сотни и тысячи Ватт, обрушиваемые на человека, делают его не способным мыслить, анализировать, что-либо самостоятельно предпринимать. Японцы проводили эксперимент. В 1981 году журналисты, посетившие рок-залы в Токио, задавали толпам людей, элементарные вопросы: «Где вы находитесь? Как Вас зовут?» Никто не сумел правильно ответить. На таких концертах нередко происходят контузии звуком, потеря слуха, памяти. И даже были зафиксированы смертельные случаи от переизбытка высоких (до 80000 Гц) или же от избыточного давления низких (20 и менее Гц) частот.
А теперь конкретные примеры пагубного воздействия оглушительной музыки : В 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции от рева динамиков рухнул деревянный мост. В Шотландии начал разрушаться каменный мост во время концерта ансамбля «Пинк Флойд». Есть множество примеров такого рода, такова практика рок-музыки.
Я уже не беру в расчет поведение на сцене рок-музыкантов. Музыканты буквально беснуются, доводя до состояния экстаза и самих себя и всех присутствующих в зале.
Всю эту информацию я изложила очень кратко, понимая, что не у всех найдется достаточно времени, чтобы читать большую статью. Но эта информация очень важна и для самих родителей, и для детей, у которых формируются вкусы с детства. К чему привьем им интерес, такова и будет их судьба. Все, что в нас входит, все имеет влияние: и еда, и вода, и слова, и музыка! Следующий раз мы поговорим о структуре воды, меняющейся под влиянием разной музыки. А напоследок я прошу, давайте наслаждаться музыкой прекрасных композиторов вместе с детьми: Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки, Шуберта, Грига, Шумана! Этот перечень вы можете продолжить, исходя из своих предпочтений! Желаю приблизиться к настоящей музыке – этому неиссякаемому источнику мудрости, красоты и познания!
Алексеева С. М.
Музыкальный руководитель
ГБДОУ №46 Пушкинского района СПб