Любовь Андреева
Консультация «Подвижные пальчики — умный малыш»
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук. Мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: "Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок. "
Публикация «Консультация „Подвижные пальчики — умный малыш“» размещена в разделах
И это мастерство необходимо развивать, так как умными пальчики становятся не сразу. К сожалению, мы, взрослые, сами того не замечая, мешаем возможности ребенка работать руками. Сейчас даже в детские сады родители стараются купить обувь на липучках, чтобы ребенок не возился со шнурками, вместо рубашки - футболку, а вместо куртки на пуговицах - куртку на молнии или на тех же липучках. А зря! В результате этого из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами. Уважаемые родители, используйте всякую возможность дома, во дворе для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук вашего ребенка. Это будет способствовать не только развитию речи, повышению работоспособности коры головного мозга, но и будет развивать у ребенка психические процессы: Мышление, внимание, память, воображение, снимет тревожность. Развивать ее можно элементарно! Отвинчивание крышек, нанизывание предметов на веревочку, листание страниц книги, развязывание узлов, вырезание ножницами, детское творчество: лепка из пластилина, рисование, аппликация, игры с мозаикой, пазлами, конструкторами и счетными палочками, собирание пирамидок, матрешек, игрушек - вкладышей.
Когда вы заняты на кухне, ребенка можно приобщить к работе. вы решили приготовить салат. Позвольте своему малышу снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать вареные яйца, мандарины. А какое удовольствие доставит ребенку взбивание, размешивание, доливание, переливание, перемешивание, особенно если он делает это сам.
Смешайте небольшое количество фасоли и гороха (любой другой крупы) и попросите ребенка побыть "Золушкой" - перебрать, разложив по тарелочкам (желательно сортировать пальцами обеих рук одновременно).
- Неплохо иметь дома мешочек с рисом. в котором закапываются мелкие игрушки.
- Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе, резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний палец встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах" проговаривая:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной зимы!
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно (учитывая возраст ребенка).
- Имейте дома набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков, цветные клубочки ниток для перематывания.
- Очень полезно покатать между двух ладоней карандаш или грецкий орех. Грани карандаша легко "укалывают" ладони ребенка, активизируя нервные окончания, снимают напряжение.
- Летом прекрасным тренажером для рук является песок. Его можно сжимать, просеивать. оставлять отпечатки своих ладоней на влажном песке; можно зарыть в песок разноцветные камешки или мелкие игрушки - "где спрятался мой секрет". Стройте из песка лабиринты, башни и т. д. Рисуйте пальцами на песке, пишите буквы, слова, цифры.
- Используйте для развития пальчиков любой подручный материал: камешки, шишки, веточки, траву. Пусть ребенок выкладывает из них картины, катает между ладонями, плетет венки, мастерит забавные поделки.
Заданий и упражнений очень много. При желании, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. главное - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. И, конечно, желание взрослых помочь своему ребенку развиваться.
Андреева Л. И
Воспитатель д/с "Теремок" ГБОУ СОШ с. Сырейка