Солнцева Алла
Картотека подвижных игр для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры большой подвижности.
1.«Кто быстрее до флажка»
Задачи: Организовать соревнование. Упражнять детей в прокатывании обручей. Развивать координацию движения, ловкость.
На одной стороне площадки проводят линию. В 10 м от неё ставят на подставках флажки. Дети (4-6) с обручем в левой руке становятся на линии левым боком к флажкам на расстоянии 1м один от другого. По сигналу воспитателя: «Приготовились!»---дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой, правую руку они держат наизготове для удара по обручу. Затем воспитатель говорит: «Раз, два, три, кати!»- и дети катят обручи в сторону флажков, ударяя по ним правой ладонью. Дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой.
Публикация «Картотека подвижных игр для дошкольников» размещена в разделах
2.«Не оставайся на полу»
Задачи: Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве, закреплять умение организованно перемещаться в по игровой площадке в составе команды, развивать ловкость, быстроту реакции.
В различных местах площадки, ближе к её границам, расположены предметы высотой 25-30см: скамейки, доски, поставленные на возвышения, ящики и т. д. Выбирается ловишка. Ему на руку надевают повязку. Дети размещаются на возвышенностях в разных местах. По удары в бубен дети спрыгивают и бегают или прыгают по площадке, в зависимости от того темпа, который даёт воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя: «Лови!»- все дети снова взбираются на возвышенности. Ловишка ловит тех, кто не успел взобраться на возвышение. Пойманные дети садятся в стороне. После того, как игра повторяется 2-3 раза, проводится подсчет пойманных, выбирается новый ловишка.
3.«Перемени предмет»
Задачи: Развивать быстроту бега, крупную моторику кисти рук, ловкость.
Играющие встают у черты в 2-3 колонны по 4-5 человек в каждой. На другой стороне площадки, против каждой колонны, в кругу или на стуле лежит один кубик. У детей, стоящих в колоннах первыми,- мешочек с песком. По сигналу воспитателя они бегут к стулу, кладут на него мешочек, берут кубик и бегут обратно. Встав на своё место, они поднимают принесённый предмет вверх. Тот, кто оказался первым, получает флажок. Затем прибежавшие передают принесённый предмет стоящим в колонне, а сами идут в конец. Игра продолжается всегда ребёнку, прибежавшему первым, вручается флажок. Когда все дети пробегут по одному разу, отмечают, в какой колонне флажков больше. - Она победитель.
4.«Удочка»
Задачи: Формировать умение подпрыгивать как можно выше. Развивать ловкость, быстроту реакции. Доставить детям радость.
Дети стоят в кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку с мешочком по кругу над самой землёй, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги. Время от времени необходимо делать в игре паузы, чтобы дать детям отдохнуть.
5.«Стоп»
Задачи: Побуждать детей ходить широким шагом. Отрабатывать умение сохранять равновесие. Воспитывать соревновательный азарт.
На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная, на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» при этих словах все играющие двигаются по направлению к водящему. Как только водящий скажет слово «Стоп!» все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Тот, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп» и сделал добавочное движение, возвращается на исходную позицию. Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп». Те, кто возвращались на исходную позицию, начинают движение оттуда. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.
6.«Охотники и зайцы»
Задачи: Совершенствовать выполнение игровых действий. Развивать глазомер, ловкость, выносливость. Воспитывать доброжелательность, сплочённость.
Из числа играющих выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другом - дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из-за кустов и прыгают (на двух ногах, на правой или левой – то как хочет) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мячи (в руках у него 2-3 мяча). Зайцы в которых он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом. После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но выбирается он не из числа подстреленных.
7.«Космонавты»
Задачи: Развивать внимание, речь, быстроту бега. Формировать умение ориентироваться на действия других детей. Способствовать самостоятельному выполнению физических упражнений.
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено по 5 кружков. Это место для участников. Но кружков в ракете меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг им дают задание показать какое –нибудь упражнение.
8.«Белые медведи»
Задачи: Способствовать развитию быстроты бега, ловкости.
На площадке обозначается «льдина», где располагаются двое водящих – Медведь и Медведица. Остальные игроки – Медвежата. Они бегают по всей площадке (Купаются в море). По сигналу воспитателя Медведи – родители начинают ловить своих Медвежат, чтобы посадить их на «льдину». Пойманным считается тот, кого удалось охватить руками. Когда на «льдине» окажется пара Медвежат, то они берутся за руки и тоже начинают ловить своих «братьев» и «сестер» (помогать родителям). Когда на «льдине появится ещё пара Медвежат, то они тоже берутся за руки и тоже помогают «родителям». Игра продолжается до тех пор, пока останутся не пойманными два Медвежонка. Их признают самыми ловкими и ри повторной игре назначают водящими. Медвежатам не разрешается разъединять руки тех, кто их поймал, и вырываться, а тем кто ловит,- хватать убегающих за одежду и руки. Нельзя выбегать за границу площадки (эти игроки считаются пойманными).
9.«Совушка»
Задачи: Закрепить навыки лазания по гимнастической стенке. Развивать быстроту бега, равновесие. Формировать дружеские взаимоотношения, развивать эмпатию.
Из числа играющих выбирается совушка. Воспитатель надевает ей шапочку с клювом. Остальные дети – птицы, жуки, мышки, зайцы и т. д. сова влезает на дерево (на 3-4 рейки гимнастической стенки, а все остальные дети бегают, изображая разных животных. Воспитатель говорит: «Ночь». Животные замирают на своих местах. Совушка слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того совушка уводит к своему дому. Воспитатель говорит» «День», и совушка вновь влезает на дерево. После одногоповторения выбирается другая совушка, и игра продолжается.
10.«Горелки»
Задачи: Развивать быстроту бега, выносливость.
Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводятся линии. Один из играющих – ловящий – становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят: раз, два, три, беги!» После этих слов, дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева, стремясь встретиться и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем они успеют соединить руки. Если водящему удаётся это сделать, то он образует с пойманными новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удаётся никого поймать, то он остаётся в той же роли. Игра заканчивается, когда все играющие пробегают по одному разу.
11.«Ловишка с ленточками»
Задачи: Развивать быстроту бега, ловкость.
Играющие становятся в круг, выбирают считалкой ловишку. Все, кроме ловишки, получают цветную ленту, которую закладывают за пояс. Ловишка встаёт в центр круга, по сигналу воспитателя: «Беги» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «раз. два,три, в круг скорей беги» - дети стремятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.
12. «Льдинки, ветер и мороз»
Задачи: Развивать быстроту бега, быстроту реакции. Воспитывать выносливость.
Играющие образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой льдинки, другой возле синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят динь-динь – динь!» По сигналу воспитателя: «Ветер!» все разбегаются в рассыпную. По сигналу: «Мороз!» нужно быстро построить круг вокруг своей льдинки и взяться за руки. Команда, которая первой построит круг, получает балл. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов. Бегать нужно, не задевая друг друга, использовать всю площадку.
13 «Серсо»
Задачи: Формировать умение бросать кольца на небольшое расстояние и ловить их. Развивать меткость, глазомер, ловкость.
Двое детей становятся друг против друга на небольшом расстоянии (2-3м). один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку или руку, когда все кольца брошены, производится подсчёт, после чего дети меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут.
14. «Пожарные на учении»
Задачи: Отрабатывать умение лазать по гимнастической стенки. Вырабатывать смелость, ловкость, быстроту движений.
Дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5-6 шагов в 3-4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу воспитателя: «1.2.3.-беги!» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.
15. «Волк во рву»
Задачи: Закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. Воспитывать волевое усилие и выдержку. Формировать умение действовать по сигналу воспитателя.
На площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80-100см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает считалкой одного играющего «волком», а остальные - «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк – старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Затем производится подсчет пойманных коз. Потом происходит замена волка и игра повторяется.
16. «Угадай, что делали.»
Задачи: Побуждать детей проявлять инициативу, выдержку. Развивать воображение.
Считалкой выбирают одного ребенка, который на 8-10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети в это время договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали? А дети отвечают: «Что мы видели - не скажем, а что делали – покажем.
Вс дети изображают какое –нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошади и т. д.) водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 минут.
17. «Лягушка и цапли»
Задачи: Закрепить умение отталкиваться ногами при прыжках через верёвку. Развивать ловкость, быстроту движений.
Очерчивается квадрат –«болото»,где живут «лягушки» в углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10-15 см. по сторонам квадрата протягивается верёвка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу: «цапля» она, поднимая ноги направляется к болоту и перешагивает через верёвку. Лягушки выскакивают из бодота, прыгая через верёвку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через верёвку,цапля ловит лягушек. Продолжительность игры 5-7 минут.
18. «Коршун и наседка».
Задачи:1. Закреплять умение детей действовать сообща, слушать команды воспитателя, ловко увёртываться, быстро бегать.
В игре участвует группа детей (10человек). Один из детей считалкой выбирается «коршуном», а другой- «наседкой», остальные – «цыплята», которые становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за другом. На противоположной стороне круг – «гнездо коршуна». По сигналу «Коршун!», он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего за наседкой. Наседка, «растопырив крылья», защищает своих цыплят, не даёт коршуну схватить цыплёнка, а цыплята двигаются за наседкой. Продолжительность игры 5-7 минут.
19. «Хитрая лиса»
Задачи: Формировать умение действовать согласно правилам игры, бегать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим –хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, а потом громче) : «Хитрая лиса, ты где?» после третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит: «Я здесь!» все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагиваясь рукой). После того, как лиса поймает и отведёт к себе в дом 2-3 ребёнка, воспитатель произносит: «В круг!»- и игра возобновляется. Если лиса долго не может никого поймать, то выбирают другого водящего.
20. «Мяч водящему»
Задачи:1. Закреплять умение метать и ловить мяч, развивать ловкость, быстроту реакции.
Играющие строятся в 3-4 колонны. На расстоянии 2-2,5 м от первых игроков становятся водящие с мячом в руках. Воспитатель проводит черту (кладёт шнур) для игроков всех колонн и для водящих. По сигналу воспитателя водящие бросают мячи первым игрокам колонн, а те возвращают их водящим и перебегают в конец своей колонны (вся колонна друг за другом постепенно передвигается к исходной линии). Когда первым в колонне снова окажется игрок, начавший игру, он поднимает вверх руку - его команда победила. Игра повторяется.
21. «Караси и щука»
Задачи:1. Развивать быстроту бега, ловкость, быстроту реакции.
Один ребёнок выбирается щукой, остальные играющие делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, а другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат скорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры, которая повторяется 3-4 раза, воспитатель отмечает, поймавшего больше всего карасей.
22. «Два мороза»
Задачи:1. Формировать умение четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры. 2. Развивать умение ловко и быстро перебегать через площадку.
По считалке выбирают двух ловишек. (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос). Морозы стоят в середине площадки справа и слева, остальные дети стоят в начале площадки. Ведё тся диалог:
Морозы: - Мы два брата молодые, два мороза удалые.
-Я мороз – красный нос!
-Я мороз синий нос!
-Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?
Дети: - Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!
-Раз, два, три-лови!
Дети бегут в другой конец площадки, а морозы «морозят» их в середине площадки (касаются рукой). «Замороженные» дети уходят с поля. Игра продолжается с новыми морозами.
Список игр большой подвижности :
1.«Кто быстрее до флажка» 2.«Не оставайся на полу» 3.«Перемени предмет» 4.«Удочка» 5.«Стоп» 6.«Охотники и зайцы» 7.«Космонавты» 8.«Белые медведи» 9.«Совушка» 10.«Горелки» 11.«Ловишка с ленточками» 12. «Льдинки, ветер и мороз» 13 «Серсо» 14. «Пожарные на учении» 15. «Волк во рву» 16. «Угадай, что делали.» 17. «Лягушка и цапли» 18. «Коршун и наседка». 19. «Хитрая лиса» 20. «Мяч водящему» 21. «Караси и щука» 22. «Два мороза».
Игры малой подвижности :
1. «Найди и промолчи»
Задачи: Формировать умение соблюдать правила игры. Развивать внимательность.
Воспитатель прячет какой - то предмет заранее и предлагает детям его найти. Тот, кто увидел предмет, подходит к воспитателю и тихонько говорит где спрятанный предмет. Когда большинство детей справятся с заданием, педагог отмечает тех, кто оказался самым внимательным и догадливым.
2. «Затейники»
Задачи: Воспитывать внимательность. Развивать умение действовать согласно правилам игры.
Выбирается затейник – водящий, который встаёт в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:
- Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе – сделай так… .
Дети останавливаются, отпускают руки, а затейник показывает какое – нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником. (3-4раза)
3. «Фигура»
Задачи: Развивать фантазию, художественно-эстетический вкус, внимание.
Ходьба в колонне по одному или врассыпную, по сигналу воспитателя: «Стоп!» - дети останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру»-позу. Отмечаются «Фигуры» выполненные красиво чётко и интересно.
4. «Угадай, чей голосок»
Задачи: Развивать слуховое восприятие, внимание.
Играющие становятся в круг. Выбирается водящий, который встаёт в середину круга и закрывает глаза. Воспитатель указывает на одного из играющих, который должен будет пройзнести слова «скок-скок». После этого играющие идут по кругу и говорят нараспев:
Вот построили мы круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем мы «скок-скок»
Угадай, чей голосок!
По команде воспитателя: «Можно!»-водящий открывает глаза и говорит, кто сказал «скок-скок». Если не угадал, то он остаётся водящим, а если угадал, то водящим становится угаданный говорящий.
5. «Будь внимательным»
Задачи: Развивать внимание, быстроту реакции.
Воспитатель предлагает детям выполнить все движении, которые он им называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, воспитатель говорит «Руки в стороны!», а сам в это время поднимает руки вверх и т. д. игра повторяется2-3раза.
6. «Кто ушёл?»
Задачи: Развивать внимательность.
Дети стоя в кругу. Водящий встаёт в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель дотрагивается до одного игрока, стоящего в круге, и он тихонько уходит. Водящий открывает глаза по сигналу воспитателя и отгадывает кто ушёл. Если водящий отгадал, то встаёт в круг и выбирает другого водящего. А если нет, то снова становится водящим. Игра продолжается.
7. «Летает - не летает»
Задачи: Обогащать словарный запас детей, развивать быстроту реакции.
Дети стоят в кругу. В центре круга воспитатель. Он называет предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Например, воспитатель говорит «Хлеб» и поднимает руки вверх, а дети должны подумать прежде чем поднять руки - летает этот предмет или нет, если не летает, то они не должны поднимать руки. Отмечаются дети, которые не ошибались.
8. «Шмель»
Задачи: Развивать ловкость, быстроту движений.
Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч «ужаленный», поворачивается спиной в круг и в игре не участвует пока не будет осален другой ребёнок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный отворачивается спиной в круг.
9. «Великаны и гномы»
Задачи: Развивать двигательную активность детей, внимание.
Ходьба в колонне по одному. На сигнал воспитателя «Великаны» дети идут на носочках, подняв руки вверх, за тем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы» дети идут в полуприседе. И так в чередовании.
10. «У кого мяч?»
Задачи: Развивать внимании, быстроту и ловкость движений.
Дети встают по кругу лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Воспитатель даёт одному из игроков маленький мяч. Дети начинают незаметно передавать мяч друг другу по кругу за спиной. Водящий, открыв глаза, должен определить у кого находится мяч, обращаясь к игроку: -Оля,покажи руки! Мяч нельзя долго держать в руках. Нельзя водящему обращаться к детям по порядку. Если водящий определил у кого мяч, тот игрок становится водящим.