Пименова Елена Владимировна
Подвижные игры для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(март месяц)
1 неделя Профессии. Инструменты.
№1 «Найди по описанию»
Задачи: Найди по описанию - игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.
Описание игры : Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.
Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).
Правила игры :
1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
Публикация «Подвижные игры для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет
Примечание
Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья. (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.
№2 «Молчанка»
Задачи: игра развивает речь и память с помощью стишков.
Описание игры : Перед началом игры играющие хором произносят:
Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями,смешными словами, потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.
№3 «Девочки и мальчики»
Задачи: развивать у детей раскрепощенность, фантазию.
Описание игры Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.
Правила игры
1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.
2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек
3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.
4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.
№4 «Парк аттракционов»
Задачи: учить детей действовать по плану; развивать внимание.
Описание игры Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.
Текст: Движения:
Мы на карусели сели, Держась за руки, кружиться.
Завертелись карусели.
Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает.
То вниз,то вверх летели. Держась за руки,
А теперь мы с тобой вдвоем качаться: вправо-влево, вперед-
Мы на лодочке плывем. назад.
Мы на берег выйдем с лодки.
И поскачем по лужайке,
Будто зайки, будто зайки. Прыжки в двух ногах.
№5 «Птички летают»
Задачи: учить быстроте реакции – действовать по сигналу; учить имитировать движения птиц.
Описание игры : Малыши сидят на стульчиках или подушках. Малыши – птички, стульчики – гнезда. Со словами: «Ай, птички прилетели!» – птички начинают летать по всему залу. Со словами: «Птички в гнезда полетели!» малыши спешат сесть на свои стульчики. Взрослый называет самую быструю и ловкую птичку, которая быстрее всех прилетела в свое гнездо. Остальных птичек он подбадривает. Игра может продолжаться далее.
2 неделя Мамин день 8 марта.
№6 «Пляшут малыши.»
Задачи: Обучать ритмическим движениям, умению слушать простую мелодию.
Описание игры : Воспитатель предлагает малышам поплясать. Ребенок выходит на середину круга, а взрослый поет (на мотив «Ах, вы, сени …») :
Вот наш Сашенька встает,
Он плясать сейчас начнет.
Будет Сашенька плясать,
Всех ребяток забавлять!
Саша, Саша, попляши,
Наших деток посмеши.
Выбирай других плясать
И ребяток забавлять!
Ребенок пляшет, дети хлопают в ладоши.
№7 «Бегите ко мне.»
Задачи: Учить ориентироваться в пространстве, укреплять мышцы туловища и ног.
Описание игры : Воспитатель раскладывает дорожки из любого материала (можно массажные коврики). Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям, говорит: «Бегите ко мне по дорожкам!» Когда прибегают дети, взрослый обнимает их, говорит: «Прибежали, прибежали! Бегите назад!» Дети садятся на стульчики. «Отдохнули? – спрашивает воспитатель. – Ну, бегите опять ко мне! Бегите, бегите! Кто быстрее?»
№8 «Ква-ква-ква»
Задачи: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность.
Описание игры : Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.
Ведущий начинает кружиться и произносить речё вку:
"Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала, комара, Закричала.
"На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.
Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.
Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.
Правила игры
1. Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него.
2. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку.
3. На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он указывает должен произнести: "ква-ква-ква".
4. Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.
Примечания:Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.
Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква неестественным для себя голосом.
№9 «Птички и автомобили»
Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности. Развивать внимание, умение реагировать на сигнал. Побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.
Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмблемы автомобиля, скамейка, кубы или другие предметы.
Описание игры : Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого: «Автомобиль!» — птички быстро убегают с дороги.
Вариант игры. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки — это птички. На другой стороне размещается другая часть детей — это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» — птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. Птички могут взбираться на скамейку, кубы и т. п. На сигнал: «Автомобили выехали!» — дети, изображающие автомобили выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.
№10 «Кролики»
Задачи: Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.
Описание игры : В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (2 – 3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.
3 неделя Весна.
№11 «Веснянка»
Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры : дети с воспитателем встают в круг. Воспитатель говорит:
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Движения: дети идут по кругу. Со слов «побежал в саду ручей» - дети бегут по кругу, «прилетели сто грачей» - машут руками, «сугробы тают» -медленно приседают, «цветочки подрастают» - встают на носочки, тянутся вверх.
№12 «Птичка»
Задачи: Развитие умения быстро бегать.
Описание игры : Воспитатель поет:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела – ай!
Воспитатель превращает детей в «птичек», они летают, махая руками, как крыльями.
№13 «Мяч»
Задачи: Обучать прыжкам, умению двигаться ритмично.
Описание игры : Воспитатель показывает детям яркий мяч, читает стихотворение:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду-всюду он со мной.
Раз-два-три-четыре-пять,
Хорошо мне с ним играть.
Превращает детей в «мячик», дети прыгают на месте, а воспитатель, положив на голову ребенка ладонь, проговаривает стихотворение.
№14 «Пчелка»
Задачи: Учить чередовать предметы по форме.
Описание игры : Воспитатель одевает шапочку медведя: она – «медведь», а дети – «пчелы». Они бегают по группе, размахивают руками – «крыльями», жужжат. Появляется медведь со словами: «Мишка-медведь идет, мед у пчел унесет. Пчелки домой!» Пчелки летят домой в улей, медведь идет туда. Пчелки говорят:
Это улей – домик наш!
Уходи, медведь, от нас!
Ж-ж-ж-ж-ж!
Пчелки прогоняют медведя.
№15 «Заинька»
Задачи: Обучать детей простым танцевальным движениям.
Описание игры : Воспитатель превращает детей в зайчиков, дети надевают шапочки, становятся в круг, один – в центре. Двигаются по кругу в соответствии со словами песенки:
Вышли детки на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидели зайчика,
Поманили пальчиком.
(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются». «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)
Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши.
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
Дети хлопают в ладоши, зайка пляшет.
Вместе с зайчиком скорей
Мы попляшем веселей.
Все дети пляшут, а зайчик – в центре круга.
4 неделя Продукты.
№16 «Такси»
Задачи: Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.
Описание игры : Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м, Держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.
№17 «Затейники»
Задачи: Развивать способность к подражанию, расширять словарный запас.
Описание игры : Выбирается затейник, он становится в середину круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе
Сделаем вот так!
Опуская руки, играющие останавливаются, затейник показывает какое-нибудь движение. Все дети повторяют это движение.
№18 «Передай мяч»
Задачи: учить передавать мяч друг другу; развивать быстроту.
Описание игры : дети вместе с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель передаёт мяч рядом стоящему ребёнку, тот - своему соседу. Мяч нужно передавать быстро, можно под музыку. Воспитатель старается догнать мяч.
№19 «Попади в обруч»
Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска. Вызывать удовольствие от выполненного движения.
Описание игры : Взрослый размещает обруч на расстоянии 1-1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять и опять бросить.
№20 «Вот сидит наш пес Барбос»
Задачи. Развивать внимание, ловкость, быстроту.
Описание игры : Воспитатель сидит на стуле, в руках у него игрушечная собака, которая «спит». Малыши сидят на коврике. Воспитатель говорит:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
Ну, Барбос, скорей вставай
И Наташу догоняй.
Ребенок, имя которого назвал воспитатель, встает и убегает от собачки. Воспитатель с собачкой бегут за ребенком и говорят: «Гав-гав!» Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова, пока воспитатель не поиграет с каждым ребенком.
5 неделя Посуда.
№21 «Веселые зайчата»
Задачи: проводить физические упражнения в виде бега, прыжков, приседаний; развивать ловкость; развивать самостоятельность; учить играть в коллективе.
Описание игры : В лесу живут веселые маленькие зайчата и мама зайчиха, а рядом бродит серый волк, который хочет поймать и съесть зайчат – рассказывает детям взрослый. Зайчата живут в домиках. Давайте поиграем: «Вы будете зайчатами, а я буду вашей мамой зайчихой».
Взрослый произносит слова:
Маленькие домики
В густом лесу стоят,
Маленькие зайчики
В домиках сидят.
Малыши присаживаются на корточки и прикладывают руки к голове, изображая ушки зайчат.
Мама зайчиха
По лесу бежала,
Лапкой она
Всем в окошко стучала.
Взрослый подходит к каждому домику и стучит по нему, приговаривая:
Тук-тук, зайчата,
Пойдемте гулять,
Если волк появится,
Мы спрячемся опять.
Зайчики весело выбегают из домиков на полянку, резвятся, бегают, прыгают, пока не появляется злой волк. Волком выбирают взрослого или ребенка постарше. Волк выходит на полянку и говорит: «Ой, как много веселых маленьких зайчиков! Сейчас я их поймаю!» Зайчики убегают в свои домики. Волк говорит: «Ой, как зайчики быстро бегают. Ну, никак мне их не догнать!»
Повторять игру можно много раз.
№22 «Лошадки»
Задачи: учить детей двигаться друг за другом согласованно в одном направлении; не подталкивать впереди идущего ребенка, если он идет медленно;
Описание игры : Детей делят на пары по их желанию – один ребенок лошадка, а другой – кучер. Кучер запрягает лошадку, надевает на него вожжи. Они едут по комнате от одной стороны до другой и обратно.
Взрослый произносит слова, и дети начинают двигаться:
Цок! Цок! Цок! Цок!
Я лошадка серый бок.
Я копытцами стучу,
Если хочешь, прокачу.
Затем дети меняются ролями и игра продолжается.
№23 «Не боимся мы кота»
Задачи: научить внимательно слушать текст и быстро реагировать на речевой сигнал.
Описание игры : Для игры нужна игрушка – кот. Дети сидят на стульчиках или подушках – в своих норках.
Взрослый берет кота, сажает его на маленький стульчик – кот крепко спит.
Под четверостишье:
Мышки, мышки, выходите,
Порезвитесь, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей.
Мышки выходят из своих норок и начинают пританцовывать вокруг кота со словами:
Тра-та-та, тра-та-та,
Не боимся мы кота.
Вдруг кот просыпается, видит мышек и начинает их ловить (взрослый с игрушкой-котом старается догнать детей). Мышки быстро разбегаются по своим норкам (стульчикам).
Мышки убежали, кот вновь заснул. Игра продолжается.
№24 «Мячики»
Задачи: научить детей бросать мячи вдаль одной и двумя руками.
Описание игры : Для игры необходимы мячи разных размеров (большие и маленькие). Взрослый показывает детям, как надо бросать мячи: маленькие – одной рукой, большие – двумя руками. Дети встают в линию на одной стороне зала или площадки. Мячи лежат перед ними. После слов: «Бросаем мячи!», дети бросают мячи вдаль так, как показывал им взрослый, пока все не будут брошены. Затем малыши собирают их и ждут сигнала, чтобы продолжить игру.
№25 «Коза рогатая»
Задачи: учить выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.
Материал: эмблемы с изображением мордочки козы.
Описание игры : Воспитатель предлагает: «Давайте играть. Все мы будем козами. Покажите, как коза идет-бредет, как ножками топает, глазками хлопает. А как голос подает? Покажите, какие у козы рожки. Ух, какие все рогатые! Как будете бодаться? Теперь давайте играть».
Воспитатель. Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет?
Забодаю! Забодаю!
Дети выполняют соответствующие движения.
Воспитатель делает вид, что бодает детей. Дети разбегаются «бодаться» и кричат: «Ме-е-е!».
Игра повторяется 2–3 раза.