Чащина Елена
Подвижная игра как средство физического развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – естественный спутник жизни ребенка
и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой
в развивающемся организме ребенка –
неуемной потребности его в жизнерадостных движениях»
Е. А. Аркин
Игра должна служить основным рычагом физической культуры дошкольника. Подвижная игра является одним из основных средств и методов физического воспитания, которое позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно – образовательные задачи: оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка.
Публикация «Подвижная игра как средство физического развития дошкольника» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
С помощью игры ребенок овладевает полезными для него двигательными действиями и упражнениями. Благодаря подвижной игре у детей появляется возможность применять свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки.
В процессе подвижных игр, особенно с элементами соревнования развиваются и совершенствуются такие качества, как сила, ловкость быстрота, выносливость, воспитываются сдержанность, самообладание, чувство ответственности за успех команды.
Игра помогает развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Выполнение правила подвижной игры дисциплинируют ребенка, воспитывает волю. Выбирая способ действия для достижения игровой цели, стимулируют проявления самостоятельности, инициативы и других качеств личности.
Большинство подвижных игр имеют познавательное значение, т. к. связаны с подражанием животным, птицам и т. д. Игры с текстом и пением способствуют активизации речевого общения.
Используя подвижные игры, следует стремиться к развитию положительных эмоций: чувство радости, удовольствия, бодрости, желание выручить товарища, проявить выдумку изобретательность.
Игры для дошкольников можно разделить два самостоятельных вида:
1. Игры подвижные : сюжетные и бессюжетные;
2. Игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, футбол, хоккей и др.
Наиболее сложны подвижные игры с определенным сюжетом и установленными правилами. Здесь творческие действия играющих зависят то выполненной роли («Гуси – лебеди», «Жмурки» и др.). Игры не имеющие зафиксированного сюжета, основаны либо на выполнении играющими конкретных двигательных заданий («Догони меня», «В воротики и др., либо на действиях с предметами (кегли, классы, бабки, кольцеброс). К бессюжетным относятся и такие игры, как «Ловишки», «Горелки», а также игры – эстафеты с соревновательным моментом.
Подвижные игры систематизируются по видам основных движений:
• с ходьбой и бегом;
• с ползанием и лазаньем;
• с подпрыгиванием и прыжками;
• с бросанием (метанием) и ловлей;
• игры на ориентировку в пространстве
Различают игры большой, средней и малой подвижности. Степень подвижности определяется интенсивностью движений ребенка в игре и его активностью.
Игры с элементами спортивных игр обогащают двигательный опыт ребенка способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх (бадминтон, городки, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей).
Чтобы не перегружать детей, необходимо правильно подбирать игры по принципу общепринятой физической нагрузки :
1. игры, активизирующие детей, повышающие жизненный тонус;
2. игры, во время которых развиваются отдельные группы мышц;
3. игры, совершенствующие навыки основных движений;
4. игры, успокаивающие дыхание и работу сердца ребенка.
Такой подбор игр дает возможность играть с детьми, не утомляя их, довольно долго - 20 – 25 минут.
Правильно организовать игры, сделать их более интересными для детей помогают различные пособия – мелкие и крупные. Они дают большие возможности для усложнения движений, последовательного перехода от легких к более трудным и, таким образом, приводят к совершенствованию двигательных качеств и навыков. Например, в игре «Волк и овцы», применяя длинные рейки, можно увеличить расстояние для прыжков.
Сделать игру более интересной помогают отличительные знаки для ловящего или ведущего, а именно шапочки зверей и птиц.
По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают работу мысли, развитие кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует и стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью дошкольника.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а двигательная деятельность детей благотворно влияет на физические двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма.
Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и качеств.