Бугулова Татьяна Федоровна
Подвижная игра, как основа двигательной активности
Подвижная игра как основа двигательной активности в подготовительной группе
Подвижная игра как основа двигательной активности в подготовительной группе
Публикация «Подвижная игра, как основа двигательной активности» размещена в разделах
Забота о здоровье ребенка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно формировать и поддерживать интерес к здоровому образу жизни. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки. Приобретаются базовые и физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляция обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся условиям.
Гиперкинезия (чрезмерная большая двигательная активность). Так же нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой напряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитие организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок к обеспечению детей к рациональным уровням двигательной активности. Возрастные и индивидуальные особенности детей в значительной мере определяются как условие организации деятельности, так её характером и содержанием.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому необходимо заботится об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а так же выполнении основных задач и требований к её содержанию.
Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, физических способностей детей.
К организационно - оздоровительным задачам относятся такие виды деятельности как: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультурные минутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастика после дневного сна, самостоятельная двигательная активность.
Первое место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основной форме обучения двигательным навыкам, развитию физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта, формированию у воспитанников потребности в двигательной активности.
Второе место в двигательном режиме принадлежит утренней гимнастике, физкультурным минуткам на занятиях, подвижным играм, гимнастике после сна.
1. Утренняя гимнастика состоит из разных видов ходьбы и бега, различных видов общеразвивающих упражнений, которые развивают и укрепляют мышцы плечевого пояса, рук, туловища и ног.
2. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Цель физ. минутки-повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
3. Организация подвижных игр на прогулке оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проведения товарищеских чувств, взаимопомощи.
4. Основная цель гимнастики после сна – поднять настроение и мышечный тонус. В любой вариант гимнастики следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Особое место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявлений их индивидуальных двигательных способностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Необходимо обогащать предметно развивающую среду в группах для повышения двигательной активности детей. Двигательная среда должна быть насыщенна различным оборудованием и сбросового материала. Например: «Массажер» (из «Киндер-сюрпризов», «Ловишка (из верхней части пластиковой бутылки, ленточка и капсула от «Киндер-сюрприза»)- развивает ловкость, меткость и т. д.
Игра детей в шашки, лежа на полу, позволяет разгрузить позвоночник.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды деятельности, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.