Получи документы

Подростковый период и ключевые этапы формирования личности ребенка

Александр Владимирович Гришин
Подростковый период и ключевые этапы формирования личности ребенка

Подростковый период - это период развития, который охватывает юношеский возраст, приходящийся примерно на период от 10-12 до 18-20 лет. В психологии подросткового возраста выделяются ряд особенностей и важных аспектов:

1. Физическое развитие:

2. Психологические особенности:

3. Социальные взаимодействия:

4. Учебные и профессиональные аспекты:

Подростковый возраст является периодом значительных перемен в физиологии, эмоциональной сфере и социальных отношениях, что может приводить к возникновению стресса.

Публикация «Подростковый период и ключевые этапы формирования личности ребенка» размещена в разделах

Как повзрослеть вместе с ребенком». Ну что же, ребенок вырос, и проблемы истерик в магазинах — «хочу мороженое прямо сейчас!» — оказались цветочками. Ягодки — вот: ваш подросток спит до полудня, появляется позже обещанного с неизвестно откуда взявшейся татуировкой и бесконечно сидит в телефоне. Полезные советы помогут вам не упустить подростка и не потерять себя в бесконечном выяснении отношений с незнакомцем у вас дома. Если вы переживаете о том, как вам общаться с вашим "малышом", который таковым был вот-вот, а теперь перед вами подросток, вырос ребеночек! И проблемы выросли, и недопонимание имеет место быть.

Интересно что для родителей и для подростков, можно посмотреть и на себя со стороны, и ребенку посмотреть на вашу сторону, дети пытаются найти себя.

Мозг подростка развивается уникальным образом и предоставляет своему хозяину грандиозные возможности для саморазвития и поиска идентичности.

Именно подростки, давая волю своим творческим порывам, создают новые субкультуры и музыкальные стили, чутко улавливают новые идеи и стимулируют инновации.

А. В. Гришин — российский ученый, специалист по развитию психологии в образовательных процессах, в особенности у подростков. Почетный Доктор наук Российской Академии Образования и Технологий, психолог-психотерапевт отмечен наградами РАЕ. Во время пандемии коронавируса Кроне начал большое исследование, чтобы выяснить, какое влияние пандемия и локдаун оказали на мозг подростков. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» обеспокоенные родители и учителя обращались с просьбой ответить на вопросы по общению с подростками.

В своих исследованиях, психологи показали, как используют свою знаменитую методику общения, что бы найти контакт с детьми переходного возраста, построить с ними доверительные отношения, говорить на такие сложные темы, как секс, наркотики и вызывающий внешний вид, помочь им стать независимыми, брать ответственность за свои поступки и принимать взвешенные, разумные решения.

Глубины человека исследуют тесты. Именно они помогают увидеть себя как бы со стороны, узнать о чертах характера, о которых и не подозреваешь, объективно оценить собственные достоинства и недостатки, а значит, и задуматься над ними, скорректировать свое поведение, отношения с окружающими.

Но само психологическое отношение к подросткам и их действиям на протяжении многих лет подвергалось дифференциации. Однако именно XX век породил проблему. Дополнительно ко всем физическим характеристикам, а зачастую и в противовес им, приобрело сугубо психологическую окраску. Оно стало рассматриваться, прежде всего, как личностное.

Социальное переживание детей определяет, как «отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей». Чувство изгнания, неприятия, по его мнению, являются основными формами его выражения. Такой вид одиночества мучителен и сопровождается разнообразными отрицательными эмоциями – ощущением скуки, грусти, тоски, отчаяния, подавленности, жалости к себе, отверженности, неполноценности и т. д.

Именно в подростковой психологии подчеркивается важность анализа состояния личности, связанного с той информацией, которая отражает характер состояния баланса потребностей и качества их удовлетворения. В данном случае одной из основ для такого анализа состояния личности может служить личностная рефлексия, которая выступает как способность осознания человеком своих мыслей, действий и чувств, а также переживаний другого человека.

Одним из преобладающих в западной науке подходов к изучению проблем одиночества у подростков является психодинамический подход. Психодинамический подход в психологии подчеркивает влияние бессознательных процессов на поведение и психические функции человека. При изучении одиночества психодинамический подход уделяет внимание внутренним конфликтам, механизмам защиты и динамике эмоций, которые могут оказывать влияние на возникновение и поддержание состояний одиночества у подростков.

Психодинамический подход изучает, какие внутренние конфликты могут привести к повышенной склонности к одиночеству, например, конфликты между стремлением к независимости и страхом отказа от поддержки других людей. Исследуется, как неудовлетворенные потребности из прошлого или подавленные эмоции могут влиять на формирование страха от близости и желания избегать социальных контактов.

Психодинамический подход анализирует возможность использования механизмов защиты, таких как расщепление личности, проекция или интроекция, для с правления с чувствами одиночества и отчужденности. Изучается, как рационализация или оправдание одиночества может служить способом смягчения страха и внутреннего конфликта. Также изучается влияние подавленных или непринятых эмоций на возникновение чувства одиночества, а также на формирование внутренних конфликтов и сдерживание контактов с окружающими. Анализируется влияние психотравм из прошлого на формирование стойкого чувства одиночества, используя психодинамический подход к исследованиям.

Использование психодинамического подхода в терапии одиночества может включать работу над внутренними конфликтами, преодоление механизмов защиты и разрешение подавленных эмоций, направленное на преодоление состояния одиночества и улучшение психологического благополучия.

Психодинамический подход к изучению одиночества у подростков позволяет глубже понять внутренние процессы и механизмы, лежащие в основе эмоциональных и социальных аспектов одиночества, что может быть ключом к более эффективным психологическим интервенциям и поддержке.

Один из представителей психодинамического подхода Г. Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он по сути «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же – это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце, константное ощущение. Так, Г. Зилбург утверждал, что причинами подросткового одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он – маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.

Выделяя причины подросткового одиночества, отмечает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки и недостаток ее внимания.

Первое он определяет, как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинна же подростка исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия, которые человек переживает в одиночку.

В отечественной психологии проблема подростков понимается по- иному. К. М. Гуревич, Е. М. Борисова описывают две точки зрения на проблему подростков, исходя из анализа отечественной психологической литературы. Первая из них восходит к «советскому» пониманию подросткового состояния, «противоречащему самой сути человека как существа общественного».

Эта точка зрения определяет подрастающие поколение следующим образом: «Подростки, в отличие от объективной изолированности, отражает внутренний разлад ребенка с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В подростковом одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека». Однако уже здесь говорится о необходимости разграничения одиночества и уединения. Уединение в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения.

Между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства. Если первое есть необходимое условие очищения и углубления общения, то второе – антагонист этому общению, его враг номер один.

Вторая точка зрения Трибулиной С. Г. провозглашает амбивалентное отношение к подросткам.

Амбивалентное отношение к подросткам отражает двойственное восприятие и чувства, которые могут быть связаны с этим периодом развития. В зависимости от контекста и личного опыта, некоторые люди могут испытывать как положительные, так и отрицательные чувства к подросткам. Рассмотрим плюсы и минусы амбивалентного отношения к подросткам :

Положительные аспекты:

1. Энергия и творчество. Подростки часто ассоциируются с энергией, инициативностью и творческим подходом, что может быть вдохновляющим для окружающих.

2. Развитие личности. Подростковый период служит ключевым этапом формирования личности, самоидентификации и мировоззрения, что может вызывать уважение к процессу личностного роста.

3. Новаторские идеи. Подростки могут приносить новые идеи, взгляды и подходы, которые способствуют инновациям и разнообразию общественного и культурного развития.

Отрицательные аспекты:

1. Поведенческие вызовы. Подростковый возраст сопряжен с повышением риска экспериментирования, конфликтов и проблемного поведения, что может вызывать тревогу и негативные эмоции у взрослых.

2. Конфликты в отношениях. Взаимодействия с подростками могут быть сложными из-за поиска самостоятельности и конфликтов во взаимоотношениях с окружающими.

3. Культурные стереотипы. Общественные нормы и стереотипы часто создают негативное предубеждение к подросткам как капризным, неангажированным или несерьезным.

Важно понимать особенности развития подростков, их потребности и вызовы, чтобы обеспечить поддержку и руководство в этот период жизни. Поддерживающая и эмпатичная среда, включая обучение коммуникативным навыкам, позитивное восприятие и уважение личности подростка, способствует созданию баланса в отношениях. Открытое и уважительное общение с подростками способствует разрешению конфликтов, пониманию и поддержке их эмоционального благополучия.

Амбивалентное отношение к подросткам является нормальным явлением, и важно сознательно работать над пониманием и управлением смешанными чувствами, чтобы создать благоприятную и поддерживающую среду для их развития и благополучия.

В рамках этого понятия различают два различных феномена – негативное одиночество, приводящее к деформации личности, и позитивное одиночество – как ресурс развития собственного «Я». «Только в тишине собственной души подрастающий ребенок осознаёт глубокий смысл своего личного бытия. Однако кроме спокойного умиротворённого уединения существует мучительное и напряжённое одиночество – тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятности, чувства неудовлетворённой потребности в общении, со сверстниками»

Рассмотрение подросткового одиночества с позитивной точки зрения является весьма целесообразным. В подтверждение этому Соколова О. Н. в своей работе указывает на то, что изучение состояния одиночества, имеющего как негативную, так и позитивную направленность позволяет сделать шаг к преодолению существующего противоречия в понимании роли и места одиночества в психической жизни ребенка.

Главное, что хотелось бы отметить, в работах отечественных исследователей нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо изменения отношения к ней. Один из путей преодоления трагизма одиночества – наличие богатого внутреннего мира, возможности для развития которого, в свою очередь может открывать одиночество обладая богатым внутренним миром, человек не чувствует себя одиноким, не страшится часов одиночества, а порой даже ищет их – чтобы разобраться в себе, в своих мыслях и переживаниях, чтобы растить свою развивающуюся растущую детскую душу.

В современных исследованиях различных аспектов детского одиночества авторы используют неопределенно широкие понятийные конструкты при описании или анализе терминов: «одиночество», «состояние одиночества», «одинокий ребенок». Подменяют термин «одиночество» другими понятиями, например, такими как «изоляция» и «уединение», «отчуждение», которые лишь указывают на временную не включенность личности в социум, не отражая при этом психологической натуры подрастающих детей.

Так, за уединением подростков (если не рассматривать его с бытовой точки зрения) стоит свободный интимно- психологический акт, в котором подросток так или иначе стремится обрести свою самоидентичность, тем самым в целом осознать свою жизнь, свою деятельность в школе, обществе и поступки других окружающих друзей и подростков и т. д. Отчуждение – это уже о другом. В политэкономической теории К. Маркса отчуждение рассматривалось как результат противостояния человеку его же собственных «сущностных сил» в виде их разнообразных объективаций – в общественных предметах и социальных отношениях людей, в самом ходе человеческой истории. И наконец, понятие «изоляция» несет однозначно негативный смысл. Изоляция в данном случае рассматривается двузначно. Во-первых, изоляция как результат насильственного действия общности по отношению к индивиду или группе. Во-вторых, изоляция – акт, предпринимаемый самим человеком, но не по доброй воле, а под диктатом жизненных обстоятельств или собственных представлений о них. Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Причины стресса:

приходится делать то, что необходимо;

постоянно не хватает времени;

кто-то или что-то подгоняет (торопит);

постоянное недосыпание;

человек видит через чур много снов;

в семье постоянные конфликты;

неудовлетворенность жизнью; делаем долги;

не с кем поговорить о своих проблемах и т. д.

Стадии стресса:

стадия мобилизации (повышается внимание, активность и т. п.)

стадия сценических отрицательных эмоций (проявляются гнев, ярость, агрессия. Увеличенные нагрузки приводят к последующему истощению организма).

стадия астенических отрицательных эмоций (наступает бессилие, депрессия, тоска и отчаяние).

Если рассматривать стресс с точки зрения биологии, можно определить его, как общий адаптационный синдром, или синдром биологического стресса, в котором существует:

1) реакция тревоги;

2) фаза сопротивления

3) фаза истощения.

Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу. Но если стрессор сильный и сопротивление недостаточно (тяжелые ожоги, крайне высокие и крайне низкие температуры, может наступить смерть.

Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.

Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы, и индивид погибает.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В результате протекания стрессовых стадий происходит нервный срыв или невроз.

Психологические признаки стрессового напряжения и его последствия: невозможность сосредоточиться на чем-то; частые ошибки в работе; ухудшается память; хроническое чувство усталости; «улетучиваются» мысли; повышенная возбудимость; работа не доставляет радости; потеря чувства юмора; не возможность во время закончить работу.

Травматический стресс – это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я. Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Подростковый период и ключевые этапы формирования личности ребенка
Опубликовано: 13 мая 2024 в 16:17
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД