Саида Гулиева
Подходы к коррекции и обучению детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
ABA (Applied behavior analysis) – Прикладной анализ поведения
VBA (Verbal behavior analysis) – Вербально-Поведенческий Анализ
Pivotal Response Treatment (PRT) – Обучение основным реакциям
TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children)
РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДХОДЫ
Эмоционально-смысловой подход
DIR Floortime
Son-Rise
Daily life therapy – Ежедневная Жизненная Терапия
RDI – Программа развития межличностных отношений
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
Публикация «Подходы к коррекции и обучению детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сенсорная интеграция
Томатис терапия
ЭКЛЕКТИЧНЫЕ ПОДХОДЫ
Модель SCERTS
The Miller Method – Метод Миллера
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Программа «Ранняя Пташка» – «Early Bird»
Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом – «Early Start Denver Model»
Программа ASSERT
Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего дошкольного возраста с особыми потребностями
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа «Модификация поведения у детей с аутизмом» : руководство для родителей и специалистов»
«Книга Я» – Teaching Developmentally Disabled Children : The Me Book by O. Ivar Lovaas
Программа "Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH"
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АУТИЗМОМ
«Ориентация в социальном мире» – «Navigating the Social World»
Программа «Чтение мыслей» – «Mind Reading» – Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека)
Программа «Teach Me Language» – «Научи меня говорить»
ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ДЛЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАС
Коммуникационная система обмена изображениями – Picture exchange communication system (PECS)
Облегченная коммуникация – Facilitated communication
Обучение и сопровождение
Основным нарушением развития, связанным с синдромом FX, является снижение познавательных способностей. У большинства мальчиков IQ не превышает значения 50. У девочек, за счет наличия второй, «здоровой» X хромосомы нарушения могут быть не так заметны. К распространенным проблемам следует также отнести аутстический спектр расстройств: до 50% мальчиков удовлетворяют всем критериям для постановки диагноза РАС, у девочек коммуникативные нарушения чаще имеют вид чрезмерной застенчивости, которая мешает обучению и социализации. Частыми жалобами также являются нарушения поведения, импульсивность.
В раннем возрасте у детей с синдромом FX обычно отмечается задержка моторного развития и соматические нарушения. Частой проблемой также является гипервозбудимость. В связи с этим в команду специалистов, сопровождающих ребенка, должны входить невролог, врач ЛФК, ортопед, кардиолог. Ведущим специалистом является педиатр-генетик. Рекомендуется участие в программах раннего вмешательства с участием педагогов и психологов. В качестве модели ранней помощи рекомендуется ориентироваться на Институт Раннего Вмешательства (Санкт-Петербург).
В дошкольном возрасте на первый план выходит задержка познавательного и речевого развития и выраженные поведенческие проблемы, такие как гиперактивность, импульсивность, нежелательное поведение, стереотипии. В связи с этим при разработке коррекционно-образовательной программы на первых этапах следует отдавать предпочтение специалистам, имеющим квалификацию в сфере прикладного анализа поведения (ABA, основными приемами которого, следует овладеть и родителям. Это поможет уменьшить поведенческие проблемы, выстроить систему коммуникации, наладить режим дня, научить ребенка сотрудничать и сформировать умение обучаться. В дошкольном возрасте, делая акцент на обучении, нельзя упускать развитие социально-бытовых навыков (самообслуживание, туалет, прием пищи).
К школьному возрасту, учитывая объективные трудности обучения, при выборе образовательного маршрута предпочтение следует отдавать коррекционным программам. Дополнительные занятия должны включать «группы общения», проекты, направленные на развитие социальных и повседневно-бытовых навыков (совершение покупок в магазине, приготовление пищи, самообслуживание). Дети и подростки с синдромом FX обладают очень высоким уровнем социальной тревоги. Внешне это выглядит, как застенчивость, избегание контакта, «аутичность». Однако, на самом деле, они также заинтересованы в общении и дружбе, как их здоровые сверстники. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти круг общения и организовать внешний досуг. Избегать следует одиночества, зависимости от компьютерных игр и телевизора. Также нужно помнить, что люди с синдромом FX могут быть самостоятельны. И научить их этому – главная задача родителей, учителей и всех взрослых, которые сопровождают развитие.