Ольга Чаликиди
Подгрупповое занятие для детей с общим недоразвитием речи «Свет и тепло в доме» в рамках «Дня открытых дверей для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое занятие для детей с общим недоразвитием речи
(возраст 6-7 лет) в рамках «Дня открытых дверей для родителей».
Подготовила: учитель-логопед I категории Чаликиди Ольга Сергеевна
МБДОУ Детский сад «Левушка», Новосибирская обл., р. п. Кольцово
Тема: Свет и тепло в доме.
Цель: Расширить представление детей об источниках света и тепла.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить детей с понятиями: лучина, свеча, лампа, очаг, печь, батарея. Познакомить с частями электрической лампочки.
Публикация «Подгрупповое занятие для детей с общим недоразвитием речи „Свет и тепло в доме“ в рамках „Дня открытых дверей для родителей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
2. Развивающие: развивать элементарные исторические представления; внимание; воображение; операции анализа и синтеза.
3. Воспитательные: воспитывать экономно расходовать тепло и электроэнергию; умение работать в коллективе.
4. Коррекционные: формировать целенаправленную сильную воздушную струю. В игровой форме способствовать расслаблению мышц тела.
Формировать чувство ритма. Расширять активный и пассивный словарь по теме.
Материал: картинки с изображением лучины, свечи, керосиновой лампы, лампы накаливания, очага, печи, батареи отопления; пиктограммы; восковая свеча, керосиновая лампа, лампа накаливания; веревка с узелками; разрезные карточки.
Ход занятия
I. Орг. момент
1. Приветствие «Доброе утро всем нам!»
Дети стоят в кругу, обращаются друг к другу по имени, желая доброго утра.
2. Упражнение на дыхание: глубокий шумный вдох носом, длительный выдох с произношением слога ХА (следить, чтобы не поднимали плечи)
3. Упражнение на концентрацию внимания «Круги внимания».
Дети прислушиваются к звукам в кабинете (малый круг внимания, в коридоре (средний круг внимания, на улице (большой круг внимания
II. Актуализация знаний
-Ребята, домовенок Кузя прислал нам письмо, давайте его прочитаем.
Письмо: Дорогие ребята! Я – домовенок Кузя – хозяин любого дома. И мне очень важно, чтобы в доме было тепло и уютно. Прошу вас: разберитесь во всем сами. Я прислал вам разрезные картинки. Вам нужно собрать их. Полученные картинки – это отгадки. А загадки вы должны придумать сами. Если у вас возникнут трудности, можете прочесть мои загадки.
Загадки:
- Горит, а не жжет.
Висит и свет дает. (электрическая лампочка)
- Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (свеча)
(дети делятся на две подгруппы, собирают картинки свечи и электрической лампочки)
-Что общего у этих предметов и чем они отличаются? (эти предметы в разные времена освещали жилище человека, свечку зажигают с помощью огня, а лампочка горит с помощью электричества).
III. «Открытие» новых знаний.
1. Знакомство с источниками света. Логические цепочки.
- Посмотрите на эти картинки. На них изображены : лучина, керосиновая лампа, свеча и электрическая лампочка.
- Давайте попробуем расположить их в том порядке, в котором они использовались для освещения жилища. (лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка)
Лучина- это тонкая, длинная щепка из сухого дерева, которую зажигали для растопки печи и для освещения избы.
Позднее появились свечи. Их делали сначала из воска. А потом из парафина. Если свеча из воска, то она какая? (восковая). А если из парафина? (парафиновая). (показать парафиновую свечу).
Зажженная свеча таяла и становилась все меньше и меньше. Когда ложились спать свечу задували.
2. Упражнение на развитие целенаправленной воздушной струи «Задуй свечу».
- Давайте, мы тоже попробуем задуть свечу (дети дуют на зажженную свечу, пытаясь ее погасить).
3. Упражнение на расслабление мышц тела и развитие воображения «Тающая свеча»
- А хотите сами превратиться в свечи? (Дети изображают таяние свечи, меняя положение в пространстве).
- Еще позднее появилась керосиновая лампа – светильник, работающий на основе сгорания керосина.
- А когда появилось электричество, то жилище стали освещать электрические лампочки. Они состоят из цоколя, стеклянной колбы и нити накаливания (показать эл. лампочку).
4. Знакомство с источниками тепла.
- Отгадайте еще одну загадку домовенка Кузи.
- Шуба в избе,
Рукав на улице.
Жарит мясо, варит суп,
Пироги печет.
У нее и там и тут
Очень горячо. (печь, показ картинки)
- Для чего нужна печь в избе? (для обогрева жилья и для приготовления пищи).
- Зачем печке труба?
- До того, как появились печи, избу обогревали с помощью очага. Дым валил прямо в избу, стены были черными от копоти. Людям приходилось открывать двери, чтобы дым вышел.
- А как отапливают современные дома? (с помощью батарей)
Послушайте стихотворение о батарее:
В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поет и не играет –
Дом она обогревает. (вывешивается картинка)
Пар под давлением поступает в батарею, она нагревается и отапливает помещение.
IV Закрепление знаний.
1. Бережное отношение к теплу и свету.
- Ребята, чтобы в доме всегда было светло и тепло нужно беречь электричество и сохранять тепло.
Давайте попробуем сформулировать правила бережного отношения к теплу и свету по пиктограммам:
- Не включай свет, если на улице светло.
- Чаще мой окна и будет больше дневного света.
- Вышел из комнаты выключи свет.
- Не оставляй надолго открытыми окна и двери.
2. Постановка проблемного вопроса.
- А что же мы будем делать, если неожиданно отключился свет? (варианты ответов детей).
3. Движения, сочетаемые с речью.
- Давайте выучим новую чистоговорку, проговорим ее по слогам. На каждый слог будем захватывать узелок на веревке.
Чу-чу-чу чу-чу-чу
Свет потух – возьми свечу.
V Итог занятия.
Игра : «Верно ли, что …»
Если вы согласны, то хлопните в ладоши. Если не согласны, то топните ногой
Верно ли, что…
-можно пользоваться неисправными электроприборами?
- уходя нужно выключать свет?
-когда находишься дома, надо включать все электроприборы?
- надо пользоваться энергосберегающими лампочками?
- нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?
Я напишу домовенку Кузе, что вы со всеми заданиями справились хорошо. Значит в его доме и в наших домах будет всегда тепло и светло.